Ольга Владимировна Засешвили
Творческий подход в работе педагога дополнительного образования
▼ Скачать
В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творческий педагог - это тот, кто открывает, умудряет и ободряет.
Слайд 3
Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций.
Выделяют несколько уровней инноваций:
Публикация «Творческий подход в работе педагога дополнительного образования» размещена в разделах
1) открытие, утверждающее идеи, способные преобразовывать педагогическую действительность;
2) изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогических технологий;
3) педагогическое рационализаторство - усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения.
Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда неповторим, уникален.
В современных условиях все больше появляется педагогов - мастеров своего дела: педагогов дополнительного образования года, экспериментаторов, исследователей. Это специалисты высшей квалификации, обладающие высокой культурой, разрабатывающие авторские программы, владеющие альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы, наиболее полно реализующие свой творческий потенциал и добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся.
Слайд 4
Как отмечают ученые, творческий педагог - это, прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами:
• научным психолого-педагогическим мышлением,
• высоким уровнем педагогического мастерства,
• определенной исследовательской смелостью,
• развитым педагогическим чутьем и интуицией,
• критическим анализом,
• потребностью в профессиональном самовоспитании,
• разумном использовании передового педагогического опыта.
Слайд 5
Исследователь проблемы творчества Н. М. Шакирова под готовностью педагога дополнительного образования к организации творческой деятельности понимает:
• сформированность соответствующих качеств и свойств личности;
• осознание себя в качестве творческой индивидуальности;
• потребность в творческом взаимодействии с учащимися;
• наличие перцептивно-рефлексивных и конструктивно-управленческих способностей, (перцепция – восприятие, проявляющиеся в особой чувствительности к субъекту (школьнику, студенту) и объекту педагогического воздействия, в возможности проникновения учителя в индивидуальное своеобразие личности ученика и понимании самого себя. Эти способности являются ведущими и высокий уровень их развития обеспечивает формирование педагогической интуиции.)
• опыта по организации учебно-воспитательного процесса,
• управления общением как творческой деятельностью.
Слайд 6
Педагогическая деятельность - это проявление постоянного разностороннего творчества. Она предполагает наличие у педагогов дополнительного образования совокупности творческих способностей и исследовательских умений, среди которых важное место занимают
• организаторские способности,
• инициативность и активность,
• настойчивость,
• глубокое внимание и наблюдательность,
• искусство нестандартно мыслить,
• богатое воображение,
• исследовательский подход к анализу учебного процесса,
• творческому решению педагогических задач,
• самостоятельность суждений и выводов,
• эмоционально волевые свойства.
Творчество педагога дополнительного образования определяется как деятельность, отличающаяся качественно новыми подходами в образовательном учреждении. Наталья Фёдоровна Вишнякова — заведующая кафедрой, доктор психологических наук, академик Академии акмеологических наук, определяет следующую стратегию креативной психопедагогики :
«Ценностные ориентации личности актуализируются в процессе поисковой практики и коммуникативной рефлексии в сотворческой деятельности».
Слайд 7
Следовательно, формирование творческой личности руководителя следует рассматривать как двусторонний процесс, связанный, с одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности педагога дополнительного образования, а с другой — с формированием у него опыта творческой деятельности.
Слайд 8
По уровню творчества педагогов дополнительного образования их можно разделить на несколько групп. В первую группу входят педагоги дополнительного образования, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности (массовое творчество); другая группа - педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности (создатели новых обучающих технологий, и, наконец, педагоги, создающие систему обучающих технологий.
Слайд 9, 10
Педагог-исследователь в логике педагогического творчества должен обладать следующими личностными качествами:
> научным психолого-педагогическим мышлением :
> высоким уровнем педагогического мастерства;
> определенной исследовательской смелостью;
> развитым педагогическим чутьем;
> потребностью в профессиональном критическом анализе самовоспитания и разумным использованием передового педагогического опыта;
> инициативностью и активностью;
> настойчивостью и ответственностью;
> глубоким вниманием и наблюдательностью;
> искусством нестандартно мыслить;
> богатым воображением;
> интуицией и фантазией;
> исследовательским подходом к анализу учебно-воспитательных ситуаций и творческому решению педагогических задач :
> самостоятельностью суждений и выводов;
> эмоционально-волевыми свойствами.
Творческий потенциал педагога формируется на основе двух компонентов: педагогического профессионального и социального опыта.
Слайд 11
Без специальной подготовки и знаний успешное педагогическое творчество невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог дополнительного образования на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.
Педагогу дополнительного образования приходится часто решать множество типовых и нестандартных педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.
Слайд 12
Следовательно, творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов:
• возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею – гипотезу;
• поиск способа воплощения замысла и идеи.
Слайд 13
Выделяются следующие уровни педагогического творчества педагога дополнительного образования :
1. Воспроизведение готовых рекомендаций (элементарного взаимодействия с аудиторией) : педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», «по шаблону», по опыту других учителей.
2. Оптимизация деятельности на занятии, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм обучения.
3. Использование творческих возможностей живого общения с детьми.
4. Использование готовых приемов с привнесением личностного начала, соответствующего творческой индивидуальности педагога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития группы.
Слайд 14
Таким образом, творческий подход в работе педагога дополнительного образования заключается в преобразовании существующего опыта, содержащий в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, который приводит к новаторству в деятельности.