Наталья Нестеренко
Творческий отчёт «Игры с детьми раннего возраста, способствующие речевому развитию»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий отчёт на тему :
«Игры с детьми раннего возраста, способствующие речевому развитию»
.
Актуальность данной темы определяется тем, что овладение речью имеет огромное значение для психического развития малыша. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребёнку общественного опыта, управления его деятельностью. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы: восприятие, мышление, память; формируются графомоторные навыки и навыки самообслуживания.
Публикация «Творческий отчёт „Игры с детьми раннего возраста, способствующие речевому развитию“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
В первую младшую группу детского сада малыши приходят с разным уровнем развития речи. Поэтому основная цель моей работы – развитие речи младших дошкольников, которая лучше всего достигается через игру. Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Именно в игре усвоение любого материала протекает незаметно для малыша, в практической деятельности.
Чтобы достичь поставленной цели, решаю следующие задачи:
-развивать речевой слух и речевое дыхание;
-создавать речевую среду, необходимую для понимания речи;
-накапливать пассивный словарь;
-развивать мелкую моторику.
Выделяю следующие направления своей работы:
-работа с детьми;
-создание предметно-развивающей среды;
-консультации со специалистами;
-работа с родителями.
Всю свою работу по развитию речи детей раннего возраста делю на два этапа : подготовительный и основной.
Подготовительный включает в себя игры на развитие слуха и дыхания.
Слух разделяют на неречевой и речевой.
Неречевой слух – это улавливание и распознавание звуков окружающего мира, различение их по громкости, источнику и направлению звука.
Речевой слух – это улавливание и распознание звуков родного языка, способность понимать слова, фразы, тексты.
Здесь я использую следующие игры :
«Кто что услышит?»
«Что звучит?»
«Найди и покажи».
«Пошуршим, постучим».
«Слушай и выполняй».
«Кто там?»
«Где позвонили?» и др.
Н., «Кто что услышит?» Эту игру мы проводим на прогулках. Известно, что любое умение не вырабатывается за один раз, поэтому сначала я обращаю внимание детей на те звуки, которые мы слышим (шум ветра, звон колокола, пение птиц, звук движущейся машины, через несколько прогулок ребята понимают,что от них требуется и на вопрос «что слышим?» уже отвечают.
Игра «Слушай и выполняй». Отдаются различные команды, надо их услышать и выполнить, кто ошибается, тот выбывает.
-Походите по комнате.
-Похлопайте в ладоши.
-Сядьте на стульчик.
-Посмотрите в окошко…
Постепенно задание усложняется – меняется сила голоса, увеличивается расстояние между говорящим и слушающим.
Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз.
Говорить нужно на вдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной.
Здесь я использую такие игры :
«Лети,бабочка»,
«Снег идёт»,
«Бульки»,
«Ветерок в бутылке»,
«Воздушный шар»,
«Пой со мной»,
«Сдуй шарик» и др.
Основной этап работы включает два направления: развитие понимания речи и развитие активной речи.
Развитие понимания речи достигается через создание речевой среды и накопление пассивного словаря.
С ребёнком необходимо постоянно разговаривать, обращаться к нему, задавать вопросы, отвечать на все вопросы, комментировать всё, что делаю. Это я рекомендую и родителям, когда они идут в садик, гуляют и т. д.
Здесь я использую такую игровую деятельность:
-«Собираемся на прогулку»,
-«На прогулке»,
-«Уборка» и др.
Пассивный словарь – это набор слов и выражений, смысл которых ребенок хорошо понимает, но может либо вовсе не употреблять в активной речи, либо использует редко.
Здесь я использую такие игры :
-«Лото»,
-«Выполни команду»,
-«Найди и покажи»,
-«У кого картинка» и др.
Развитие активной речи происходит через речевое подражание и развитие мелкой моторики.
Речевое подражание – это воспроизведение вслед за говорящим произнесённых им звуков, слов, фраз.
Здесь хорошо работают следующие игры :
-«Ехали – ехали»,
-«Самолёты»,
-«На! Дай!»,
-«Поиграем с куклой»,
-«Гости» и др.
Для развития собственно активной речи использую следующие игры :
-«Игрушки»(по циклу А. Барто)
-«Антошка»,
-«Курочка Ряба»,
-«Петушок» и др.
В программе детского сада не предусмотрена специальная деятельность по развитию мелкой моторики, а такая деятельность очень важна для развития речи, памяти, внимания и словарного запаса малыша. Провожу её между занятиями, как разминку, на прогулках, в индивидуальной работе.
Ребятам очень нравятся и пальчиковые игры, и пальчиковая гимнастика, и массаж. Для этого создана предметно развивающая среда, что-то покупаю, что-то изготавливаю сама.
Для родителей провожу беседы и консультации, привлекаю их к изготовлению различных пособий, в конце года даю открытые занятия.
В результате такой работы процент высокого уровня развития речи младших дошкольников повышается.
Литература
Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».
Горохова И. А. «Речевая гимнастика для малышей».СПб. : «Питер»,2010
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Под ред. С. Л. Новосёловой – М. ,1997
Елецкая О. В., Вереница Е. Ю. «День за днём говорим и растём». – М., ТЦ «Сфера»,2010
Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста». – М., «Мозайка-синтез»,2010
ЯнушкоЕ. А. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».- «Мозайка – синтез»,2010
Ресурсы интернета.