Елена Анатольевна Дмитриева
Творческий краткосрочный проект для детей среднего дошкольного возраста. «Глиняное чудо своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
Глиняное чудо своими руками
Глину в ладошки возьми, смело лепи и твори
Автор:Дмитриева Е. А.
Проблема.
«Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина…» - поётся в известной песенке. Но я вовсе не согласна с таким утверждением. Ведь именно стремление придать форму этому бесформенному материалу – является одним из любимых видов деятельности детей в ДОУ.
Публикация «Творческий краткосрочный проект для детей среднего дошкольного возраста, „Глиняное чудо своими руками“» размещена в разделах
Глина должна быть основным материалом для обучения детей лепке в детском саду, прежде всего потому, что она пластична, однотонна, красива как материал и даёт ребёнку возможность понять целостность формы предметов. Большой ком глины позволяет работать над крупными массами и композициями из нескольких фигур, что в пластилине почти невозможно. Глина имеет ещё одно преимущество перед пластилином: глиняные изделия можно после хорошего просушивания окрашивать гуашью или акриловыми красками.
Использование пластилина обычно ведёт к изображению мелких форм из цветных частей, что не всегда желательно, так как это мешает целостному восприятию формы. Происходит это потому, что воспитатель не имеет возможности дать ребёнку для развернутой, интересной лепки однотонный ком пластилина достаточного размера. Кроме того, это цветной материал, а цвет, как дополнительное изобразительное средство, часто отвлекает детей от изображения основного - формы. Всё это затрудняет выполнение важной задачи программы детского сада - научить детей видеть и создавать основную форму предметов.
Цель проекта:создание условий для развития детского творчества, художественного вкуса посредством обучения лепки из глины, организация выставки «Глиняное чудо своими руками».
Задачи:
1) Воспитывать эмоционально-эстетические чувства, формировать умение
откликаться на проявление прекрасного в предметах окружающего мира, замечать
красоту окружающих предметов.
2) Формировать образные представления о доступных предметах, развивать умение
изображать их в собственной деятельности.
3) Развивать художественное восприятие, умение последовательно рассматривать
образ.
4) Стимулировать стремление экспериментировать с материалами и инструментами.
5) Формировать технические умения и навыки при работе с глиной.
6) Содействовать укреплению общих интересов в семьях путём привлечения детей и
взрослых к организации выставки в группе.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Изобразительные наглядные пособия: иллюстрации глиняных игрушек.
- Натуральные, объёмные пособия: образцы глиняных игрушек и народного
декоративного прикладного искусства.
- Графические наглядные пособия: схемы, технологическая последовательность изготовления глиняных игрушек.
- Звуковые средства: использование музыкальных произведений для создания благоприятной атмосферы для творчества и в качестве фона при демонстрации глиняных изделий; мультимедийная установка.
Основные средства:
- Информирование родителей о задачах и содержании развития детского творчества, художественного вкуса посредством обучения лепки из глины в детском саду и в семье.
- Вовлечение родителей в совместную работу над проектом.
- Подготовка оборудования, материалов и инструментов.
- Организация выставки и электронная презентация «Глиняное чудо своими руками».
Ожидаемый результат:
- Развитие творческих способностей, создание нового творческого продукта – глиняного изделия.
- Формирование у детей поисково-познавательной деятельности.
- Стимулирование интереса дошкольников к художественному творчеству.
- В процессе собственной деятельности стремиться создавать выразительные и интересные образы, выбирать при небольшой помощи взрослого и правильно использовать материалы и инструменты.
- Развитие отдельных технических навыков и умений и применение их в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.
- В процессе восприятия предметов различать формы, размеры, цвет. При косвенной помощи взрослого внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые средства выразительности (цвет, форму, соотносить воспринимаемое с собственным опытом.
Этапы реализации проекта.
1-й этап: подготовительный.
1. Изучение интересов воспитанников для определения целей проекта.
2. Выявление уровня знаний, умений и навыков лепки из глины.
3. Подбор и анализ литературы по данному проекту.
4. Составление и обсуждение с участниками проекта поэтапного плана работы:
- составление таблицы планирования проектной деятельности;
- подбор необходимого оборудования, материалов и пособий;
- помощь родителей в реализации творческой работы дошкольников, организация выставки, электронной презентации по теме проекта.
2-ой этап: основной.
Реализация проекта:
- интеграция видов деятельности при инициации взрослого и самостоятельно,
- познавательно-исследовательская деятельность,
- беседы,
- игры (сюжетно-ролевые,
- продуктивная деятельность,
- компьютерная презентация «Чудеса из глины»,
- индивидуальная работа,
- слайд-шоу глиняных изделий,
- использование художественного слова, потешек, загадок и т. д.
3-й этап: заключительный.
Подведение итогов по проекту:
- изготовление глиняных игрушек совместно - дети, родители, воспитатели,
- организация и торжественное открытие выставки «Глиняное чудо своими руками» (дети, воспитатели, родители,
- проведение экскурсии для детей других групп,
- презентация на педагогическом совете.
Планирование и организация деятельности.
I этап – подготовительный:
• Анкетирование родителей.
Цель: выявить отношение родителей к вопросам художественно – эстетического воспитания дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
• Диагностика ЗУН детей.
Цель: выявить знания, умения и навыки детей в лепке.
• Подбор и изучение методической литературы по работе с глиной, аудио, использование ИКТ.
Цель: развивать у детей интерес к занятию художественным творчеством.
• Совместное обсуждение с родителями по реализации проекта. Использование интернет ресурсов ДОУ. Мастер – класс для родителей по лепке изделий из глины.
Цель: Помощь родителей в осуществлении проекта
• Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала.
Цель: Создание условий для успешной познавательной и экспериментальной деятельности детей.
II этап – основной:
• Беседы: «Какая она – глина?», «Для чего нужна человеку глина?»
Цель: Познакомить детей с новым материалом для занятий по лепки - глиной. Рассказать, как человек использует глину (строительство, посуда, игрушки).
Формировать интерес к познавательной деятельности.
• Игры-экспериментирования: «Свойства глины», «Норка для мышки» (из чего норка крепче – из песка или глины); «Через что быстрее пробегает вода?» (песок, глина); «Помой сапожки» (от чего легче вымыть сапожки - от глины или песка).
Цель: расширять представления детей о свойствах глины, познакомить с разными видами глины. Активизировать в речи соответствующие понятия, учить делать выводы по результатам наблюдения.
• Показ слайд-шоу глиняных игрушек.
Цель: продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством.
• Просмотр компьютерной презентации «Чудеса из глины».
Цель: расширить представление детей о глиняных изделиях.
• Творческая мастерская: изготовление глиняных игрушек совместно с родителями.
Цель: ознакомление с основными способами лепки и техническими приёмами (отрывать, раскатывать, соединять части; лепка из единого куска).
• Индивидуальная работа с детьми.
Цель: развивать у детей технические умения и навыки в лепке.
• Лепка «Нюша, здравствуй!».
Цель: учить лепить овальное туловище, вытягивать мордочку животного, хвостик и уши – из отдельных кусочков глины.
• Лепка в мини-подгруппе детей «Божья коровка».
Цель: учить детей лепить насекомое, передавая строение (туловище, голова). Закрепить способ лепки полусферы (частичное сплющивание шара). Воспитывать творчество, воображение.
• Художественное творчество по произведению К. Чуковского «Федорино горе» (коллективная работа).
Цель: воспитывать интерес и желание отображать в лепке эпизоды литературного произведения, учить составлять композицию по литературному произведению, закреплять умение лепить посуду.
• Разучивание с детьми стихов, загадок об игрушках.
Цель: продолжать знакомить детей с миром игрушек, активизировать и пополнять словарный запас.
• Сюжетно-ролевые игры: «Магазин игрушек», «Ярмарка народных игрушек».
Цель: учить детей бережно относиться к игрушкам, рассказывать о них.
• Пальчиковая гимнастика (ежедневно).
Цель: укрепить мышцы кистей рук, развить чувствительность пальцев рук.
III этап – заключительный:
• Окрашивание и роспись глиняных изделий.
Цель: декоративное украшение глиняных изделий.
• Оформление выставки «Глиняное чудо своими руками» (родители, дети, воспитатели).
Цель: представить выполненные глиняные поделки.
• Торжественное открытие выставки «Глиняное чудо» своими руками».
Цель: создать радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем к торжественному открытию выставки.
• Подведение итогов реализации проекта.
Цель: презентация проекта на педагогическом совете.
Результативность проекта:
1) По итогам проведённого проекта мы сделали выводы:
- Дети проявляют желание общаться с прекрасным, включаются в образовательные ситуации эстетической направленности, занимаются художественной деятельностью совместно со взрослым и самостоятельно.
- Эмоционально отзываются, сопереживают состоянию и настроению
художественного произведения.
- При восприятии предметов и явлений окружающего мира различают формы, размеры, цвет.
- В процессе собственной деятельности - стремятся создавать выразительные и интересные образы, выбирают при небольшой помощи взрослого и правильно используют инструменты и материалы.
- Владеют отдельными техническими умениями (оттягивают из целого куска глины, прищипывают – уши, клюв, прижимают и сглаживают поверхность пальцами, вдавливают шар для получения полой формы - чашки).
- Организация выставкив группе стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей.
2) Продукты проектной деятельности:
- глиняные изделия детей:
а) божья коровка на листочке, поросёнок Нюша, коллективная работа чайной посуды (чашки, блюдца) по произведению К. Чуковского «Федорино горе»;
б) самостоятельные работы - мисочки и тарелки для игрушек, угощение для кукол (пирожки, ватрушки, печенье, корзинка с грибами, подарки для друзей (юла, мячики, игрушечные зайчики, неваляшки);
- совместные глиняные изделия детей и родителей: котик, цыплёнок с ёжиком, золотая рыбка, черепахи, гриб с улиткой, мышка с колобком, расписной петух, котик – свистулька, ежик с грибом, мышка с сыром;
- глиняные изделия родителей: семья ангелов, лесной гость (олень, кузнечик-музыкант, поросёнок пьёт сок, семья дракончиков;
- совместные глиняные изделия воспитателя и родителей: собака, пингвин, лягушка, уточка, заяц, медведь, сова;
- совместная работа воспитателя и родителей: альбом с фотографиями детей «Глина в наших ладошках», альбом с материалом последовательности лепки глиняных изделий (игрушек, мини - альбом с загадками-отгадками и мини – альбом «Русские народные песенки, потешки, небылицы, скороговорки».
Творческий проект «Глиняное чудо своими руками» был успешно осуществлен, но работа в данном направлении продолжается по настоящее время. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию — те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.