Лариса Гуркина
Творческие задания на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Гуркина Лариса Александровна
Детский сад № 187 «Солнышко» АНО ДО «Планета детства «Лада»
г. о. Тольятти, Самарская область
Чем должен руководствоваться педагог при общении со своими воспитанниками на занятиях музыкой? В первую очередь, безусловно, любовью к детям и увлеченностью.
Публикация «Творческие задания на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
«Заразить» ребенка эмоцией можно лишь через собственное их выражение, становясь и актером, и тактичным педагогом. Возможности музыки велики, и необходимо как можно полнее использовать воспитательные, познавательные и развивающие функции музыкального искусства в формировании творческой личности.
Исследования педагогов, психологов, музыкантов (Н. А. Ветлугиной, Б. М. Теплова, О. П. Радыновой, Б. В. Асафьева и др.) свидетельствуют о том, что важными условиями детского музыкального творчества являются :
1. Накопление детских впечатлений от восприятия различных видов искусств
2. Выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях.
3. Детская импровизация: двигательная, музыкальная, литературно-речевая.
4. Создание особенных композиций (изобразительных, музыкальных, поэтических)
5. Сочинение пьес, песен и т. д.
В последние годы мы работаем по программе «Гармония» (К. Тарасова). Эта программа позволила нам расширить границы деятельности для более углубленной работы над задачами музыкального воспитания детей всех возрастных групп. Разнообразие музыкального репертуара, обогащение процесса обучения, начиная с младшей группы, раскрепощает творческие силы ребенка, способствует их активизации.
Работая над разделом «Слушание, восприятие музыки», я использую игровые методы. В младших группах особенно этот метод необходим. Ну, как преподнести малышу ту или иную пьесу, заинтересовать его, дать эмоциональный настрой, и довести слушание до конца? Чтобы вызвать у ребенка эмоциональную реакцию – радость, удовольствие. Например, перед слушанием р. н. м. «Заинька» в младшей группе обязательна игрушка, эмоциональный рассказ педагога: «Вот какой маленький зайчик, ножки быстрые, трусишка!» Даю зайку в руки. Ребенок укачивает его, жалеет. А чтобы зайка не плакал, стараемся по очереди его развеселить. При этом подкрепляю действия музыкой (колыбельная, плясовая). Творческая активность ребенка при этом проявляется как самопознание, самовыражение. При этом дети двигательно реагируют на контрасты в музыке, замечая изменения темпа музыки, динамику. При слушании «Колыбельной» дети складывают ладошки – спят, при звучании плясовой мелодии – вращают ладошками, пляшут. И здесь проявляется связь эмоций и мышления ребенка одновременно в процессе восприятия музыки. Дети постепенно накапливают музыкальный опыт и уже к старшему возрасту осознают значение выразительных средств музыки, и уже умеют раскрывать содержание музыки. Слушание или восприятие музыки становится более дифференцированным. Дети уже способны анализировать, сравнивать, связно излагают свои мысли о музыке. Например, слушая один раз два произведения Чайковского «Болезнь куклы» и «Новая кукла» и поняв краткое объяснение сюжета музыки педагогом, дети эмоционально реагируют на два разных по характеру произведения. Получив куклу, они уже сочувствуют ей, жалеют ее. Предложение перевоплотиться в новую куклу из больной поражает разнообразием эмоциональных проявлений детей, фантазий, образного мышления, воображения.
В последнее время мы для развития детского творчества используем моделирование музыки цветом. Приемов моделирования множество: с помощью цветных карандашей, цветных кружочков, с помощью рисунков и т. д. Мы с детьми попробовали моделировать музыку по принципу цветового теста Люшера (используется 8 разных цветов). Этот способ интересен детям и позволяет определить степень творческого подхода к восприятию музыки. Например, «Кошачий дуэт» Россини, после его прослушивания дети с помощью цветных карточек характеризуют образ кошки и кота. Здесь как раз дети проявляют творчество, выражают эмоциональное состояние при помощи цвета. Моделирование музыки я использую и как средство диагностики эмоционально-творческих проявлений детей. Например, я предлагаю детям выбрать из перечня картинок изображения того персонажа, образ которого соответствует звучанию музыки. Сделав выбор, выбор ребенок объясняет, почему к музыке подходит именно эта картинка. В выборе ребенка раскрывается слушательское отношение к музыкальным произведениям, его творческое эмоционально-образное мышление.
Критерием в оценке творческих проявлений при слушании выступает взаимосвязь музыкальной творческой деятельности и ее гармония между процессами. По тому, как ребенок анализирует музыку, педагоги оценивают степень его творчества.
Творчество детей проявляется и при обучении детей пению. Песенное творчество в младшей группе наиболее ярко проявляется в простых детских песенках. Я даю всевозможные творческие задания в игровой форме. Основные приемы – это подражание звучанию сигналов, игрушек, пению птиц, движению транспорта. И здесь уже на первом этапе формируется музыкально-творческие проявления детей. Например, при исполнении песни «Баю-бай» предлагаю детям покачать куклу, напевая ей колыбельную на слова «баю», или показать, как кукла танцует, сопровождая ее действия спонтанным пением на слог «ля».
В старших группах игровые задания усложняются. Очень часто я практикую в работе задание на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией. Мы часто импровизируем певческую перекличку, т. е. используем прием чередования речи педагога с пропеванием слов или коротких фраз. Здесь дети или дублируют интонацию педагога, или пропевают в свободной форме. Часто мы даем задания на завершение мелодии, начатой педагогом. Для этого дети должны хорошо знать текст песни и опираться на ее ритм. Этот прием дает возможность заострить внимание детей в процессе творческой деятельности, осмысливать интонационно образную основу музыки и ее средства. Степень вокально-творческих навыков детей выражаются в:
- индивидуальности и оригинальности в выборе певческих интонаций;
- умении использовать в процессе творчества имеющийся музыкальный опыт;
- художественном воплощении замысла.
Большую степень творчества проявляют дети при выполнении музыкально-ритмических движений. Здесь творчество ребенка проявляется в умении ребенка импровизировать под музыку, на основе уже имеющегося запаса музыкально-ритмических движений, а также в придумывании собственных композиций.
В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку. подражание переплетается с двигательной деятельностью. Мы ставим перед детьми задачу – самостоятельно выбрать движение, отобразить повадки зверей, птиц, игрушек. Конечно, при этом мы даем образец движений в нескольких вариантах, а ребенок выбирает свой, единственный, который отвечает, по его мнению, характеру музыки. Здесь важно акцентировать внимание ребенка на выразительности движения.
В старшем возрасте включаются пластические импровизации на классическую музыку. Озвучить движение помогают этюды, пляски, упражнения. Упражнения дети выполняют перед зеркалом. При этом добиваясь точного отражения в движении особенности музыки. Цель заданий такого типа – воспитание чувства соответствия движения характеру музыки. Выразительность движений, оригинальность пластических средств выражения, самостоятельность в выборе музыкально-ритмических движений, характеризующих характер и выразительные средства музыки и образа – в этом заключается творчество детей в ритмике.
Особое место занимает творчество детей при игре на музыкальных инструментах. Оно заключается в:
- владении способами звукоизвлечения и навыков игры на разных инструментах,
- знании возможностей музыкальных инструментов, их особенностей звучания,
- наличии воображения, фантазии, образного мышления у детей,
- запасе музыкально-слуховых впечатлений,
- звукоподражании.
Дети самостоятельно выбирают инструменты для звукоподражания, передавая усиление или ослабление звучности, ускоряя или замедляя темп.
В старшем возрасте творческие задания усложняются. Дети используют звуковысотные ударные инструменты для сочинения простейших попевок или мелодий. Дети, играя на металлофоне деревянном или металлическом, чувствуют различие звучания и сравнивают игру на металлическом металлофоне с волшебными превращениями, а на деревянном – с журчанием речки, ручейка. Постоянная смена условий выполнения творческих заданий будит творческое воображение детей и фантазию. Дети старшего дошкольного возраста отлично могут принять участие в детском оркестре. Одной из форм коллективного творчества является исполнение оркестром сочиненных детьми произведений.
В руководстве инструментальным творчеством детей я использую методы:
1. Активизация творческого проявления ребенка.
2. Моделирование элементов музыкального языка.
3. Моделирование художественно-творческого процесса.
Детское музыкальное творчество мы стараемся развивать и в процессе восприятия музыки, а также в различных формах общении ребенка с музыкой : пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах, и просто в общении педагога с ребенком. Мы стараемся в общении проявить артистизм, духовную тонкость, заинтересованность и вовлечь детей в творческий процесс, тем самым наиболее полно раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.