Вера Рыболова
Творческая игра как средство укрепления психического здоровья педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать формированию и укреплению позитивного эмоционального самочувствия педагогов в профессиональной деятельности и личностной сфере. Выявить ресурсы профессиональной деятельности, направления роста.
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
Публикация «Творческая игра как средство укрепления психического здоровья педагога» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Да и администрация поднимает планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии и т. д.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем и пр.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». Хроническая усталость лежит в основе многих психосоматических заболеваний, чье появление напрямую связано с душевным состоянием человека. «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией» : он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.
В процессе творчества, импровизации можно найти новые необычные, нестандартные способы, приемы работы, которые часто оказываются наиболее оптимальными. Творческая работа требует гибкой личности, способной осознавать трудности педагогического процесса и конструктивно, оригинально, нетрафаретно разрешать их. Возникающие сложные ситуации для творческого педагога выступают своеобразными стимулами дальнейшего развития и самосовершенствования.
Важно и то влияние, которое оказывает творческая деятельность на личность педагога – создает бодрое настроение, уверенность в своих силах, вызывает положительные эмоции, что так значимо для психологического здоровья. И не случайно всё более широкое признание получают в настоящее время идеи о роли творчества, реализации творческого потенциала личности как условия излечения невроза, как средство коррекции эмоциональной сферы, профессионального самосохранения.
Способность к творчеству – креативность (от англ. creativity) – умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Сегодня мы будем стараться активно проявлять креативные качества: гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение. Иными словами, обучаясь креативности, мы будем искать необычные способы применения обычных вещей.
Игра «Кто вы?» (объединение в команды)
Участники садятся в круг. Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на 5 карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано "слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано "слон"».
Тренер раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении: кошка, обезьяна, лиса, белка, заяц, хомяк).
«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою команду. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою команду, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все команды будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».
После того как все участники группы нашли свою команду, тренер спрашивает по очереди у каждой: «Кто вы?»
Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.
В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой — искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим.
Упражнение «Сочиняем стихи»
Дано начало стихотворенияя, нужно придумать окончание
1. Утром настроение плохое,
Глаз накрасить не могу никак…
2. Вместе с мужем мы собрались
Выйти вдруг куда - нибудь…
3. Я решила похудеть,
Села на диету…
4. После смены я решила
Быстренько уйти домой…
5. Всех решила удивить
И французский суп сварить…
6. Родители, часто сердясь и бранясь,
С ребенком теряют душевную связь…
Упражнение «Перефразирование». Цель: отработка умения передавать суть сказанного своими словами.
Организация: Каждая команда вспоминает известное четверостишие, возможно из детских произведений или песенок. Нужно перефразировать строфу таким образом, чтобы каждое слово передавалось иным словом или словосочетанием. Например, автор – лицо, которое вы видите перед собой, стул – деревянный предмет.
Нужно записать текст, перефразирующий ваше четверостишие, прочесть его всем. А остальные отгадывают, как звучит оригинал.
Вывод: в русском языке все можно передать своими словами.
Упражнение на межполушарное взаимодействие
«Ухо-нос», «Вот такой я солдат».
Упражнение «Презентация».
Организация: каждая команда выбирает себе карточку с написанным на ней названием какого - либо сказочного героя. Ваша задача – сочинить презентацию своего героя, представить, разрекламировать нам его так, как будто вам очень нужно устроить его именно в этой должности, именно на эту престижную работу (должность и работу придумайте сами). Остальные после вашего описания должны назвать героя. (Карлсон, Баба-Яга, Вини-Пух, Незнайка, Буратино, Чебурашка, Змей Горыныч, Емеля).
Упражнение «Одушевление предметов»
Каждая команда выбирает себе карточку. Задача – передать те, чувства, которые может испытывать тот или иной предмет, не называя его остальным, все потом отгадывают. («мне очень…я чувствую…иногда я чувствую) (мусорное ведро, придверный коврик, ваза, кошелек, губная помада, тапочки).
Упражнение «Броуновское движение»
Объединиться (брюки-юбки, по цвету волос, по месяцам рождения, по любимому домашнему животному).
Упражнение «Пожелание на завтрашний день»
Раздаются карточки со словами (смело, красиво, модно, деликатно, аккуратно, быстро, медленно, креативно, позитивно, весело, громко, бодро, умело, тихо, энергично, активно)
Желаем нам, чтобы мы
1. Вставали утром,
2. Умывались….,
3. Делали зарядку….,
4. Красили глазки…
5. Завтракали…
6. Одевались….
7. Шли на работу,
8. Общались с детками,
9. Взаимодействовали с родителями….,
10. Общались с коллегами…
11. Шли домой….
12. Отдыхали….
13. Делали уборку…
14. Еду готовили,
15. Общались с мужем…
16. Ложились спать…
Всего нам самого наилучшего!