Ирина Коптева
Туристический поход-прогулка — эффективная форма работы дошкольного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Во главе работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад. Именно они являются двумя основными социальными структурами, которые, как правило, показывают уровень физического развития ребёнка и его здоровья.
Всем известно, что даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Публикация «Туристический поход-прогулка — эффективная форма работы дошкольного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
Одной из форм работы с детьми и родителями по воспитанию здорового образа жизни является организация прогулок – походов. В дошкольный туризм входит : прогулки, экскурсии, походы, путешествия, занятия в кружках. Туристские прогулки не только сплачивают семью, но и оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект. В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт дошкольника. Такие прогулки способствуют повышению выносливости организма ребенка, устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям, учат детей преодолевать различные препятствия. Дошкольники становятся более подвижными, ловкими, смелыми. Прогулки – походы укрепляют у детей мышечную систему, повышают жизненный тонус, развивают наблюдательность, расширяют представления об окружающем, способствуют воспитанию любви к родному краю, воспитывают трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе.
Главное отличие прогулок – походов от обычных прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, насыщенной двигательной активности. Дошкольный туризм помогает педагогам решать следующие задачи по всестороннему развитию и воспитанию детей :
- поддержание и укрепление здоровья дошкольников;
- расширение адаптационных и функциональных возможностей детей путем развития основных органов организма в ходе выполнения физических упражнений;
- совершенствование естественных видов движения и обогащения двигательного опыта;
- развитие координации и выносливости как основы физической подготовки ребенка - будущего туриста;
- формирование межличностных дружеских отношений дошкольников в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям;
- осознанное доброжелательное отношение к окружающему миру;
- уважительное отношение к окружающему миру;
- уважительное отношение к истории родного края;
- развитие психических процессов и расширение объема знаний в области физической культуры и туризма, краеведения, экологии.
Опыт моей работы и показал, что ребёнок показывает более высокое физическое развитие, если его семья ведет здоровый образ жизни, всё равно, имеется необходимость поиска иных рациональных, эффективных и интересных способов и методов оздоровления детей.
Изучив специальную литературу, практический опыт коллег и проведя анализ применяемых ими форм, методов, возможностей и условий, для реализации оздоровительной работы в нашем дошкольном образовательном учреждении решено использовать элементарные формы детского туризма (например, поход-прогулка)
При этом параллельно проводится работа и с родителями в этом направлении, с целью вызвать у них интерес к детскому туризму, как к средству здорового образа жизни.
Прежде, чем отправиться в поход, мы к нему интенсивно готовимся:
- определяются задачи похода, и разрабатывается маршрут (схема пути следования).
- предстоящий маршрут тщательно изучается и утверждается у заведующей ДОУ;
- четко планируется содержание мероприятия и подбирается соответствующее оборудование (с учетом времени года и погодных условий);
- обязательное наличие аптечки;
- одежда и обувь участников должна соответствовать сезону и погодным условиям.
В проведении прогулок – походов участвуют не менее 2 – 3 взрослых (воспитатель, инструктор по физической культуре, медсестра, а так же родители). Мероприятия проводятся в первой половине дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе.
Структура прогулки-похода.
- сбор и движение до первого привала (15-35 минут).
- остановка, привал (10-20 минут). Природоведческая деятельность.
- комплекс игр и упражнений (25-30 минут).
- самостоятельная деятельность детей (15-20 минут)
- сбор детей и возвращение в детский сад (15-35 минут).
При проведении прогулок-походов следует соблюдать определё нные правила безопасности:
-маршрут должен быть тщательно изучен.
- в проведении прогулки-похода должны участвовать не менее двух взрослых (воспитатель, инструктор по физической культуре, медсестра, а также родители).
- во избежание перегрева и переохлаждения одежда должна соответствовать сезону года и состоянию погоды.
- каждый взрослый должен хорошо знать содержание аптечки и уметь ею пользоваться.
- при переходе улиц, дорог воспитатель следит за тем, чтобы дети соблюдали правила дорожного движения.
- в поход желательно брать обычную кипячёную питьевую воду, одноразовые стаканчики, средства против укусов комаров, мошек.
Данная форма работы позволяет формировать у детей навыки поведения на природе, развивать способности удивляться и удивлять, воспитывать заинтересованное и бережное отношение к окружающей среде, а самое главное, способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.