Лилия Солдатова
Туристическая прогулка «В гости к Зайцу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать углублению знаний детей о весне, как времени года, укреплению здоровья и повышению двигательной активности детей в ходе туристической прогулки.
Задачи:
Физическое развитие.
- способствовать становлению у детей ценностного отношения к своему здоровью;
- развивать умение правильного дыхания (вдох носом);
- углублять знания детей о том, как быть здоровым;
- активизировать фантазию и воображение детей в процессе двигательной деятельности;
- развивать координацию движений, ловкость, быстроту, выносливость, целеустремленность, в преодолении препятствий на пути;
Публикация «Туристическая прогулка „В гости к Зайцу“» размещена в разделах
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
- способствовать формированию умений работать с картой-маршрутом, значение топографических знаков;
- побуждать детей к сотрудничеству и инициативе в процессе двигательной деятельности;
- формировать положительную самооценку каждого ребенка;
- добиваться у ребят положительных эмоций, используя нетрадиционный материал и методики на занятии;
Познавательное развитие:
- углублять знания детей о разных видах деревьев;
- способствовать расширению кругозора детей (в ориентировании, в топографии, в картах, схемах-маршрутов);
- способствовать формированию знаний детей о сходствах и различиях деревьев (хвойные, лиственные);
- способствовать формированию пространственных представлений детей при ориентировании на местности по схеме - маршруту.
Речевое развитие:
- активизировать самостоятельную связную речь детей путем импровизации диалогов, высказываний;
- вести работу по обогащению природоведческого словаря: лиственные, хвойные, топографические знаки (тропинка, болото, поляна, смешанный лес и т. д.);
- способствовать развитию свободного общения с взрослыми и сверстниками.
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, учитывать мнение других детей, высказывать собственное мнение;
- закреплять навыки безопасного поведения во время туристических прогулок;
- развивать доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим;
Художественно-эстетическое развитие:
- способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира;
- способствовать поднятию эмоционального настроения и мотивации к последующим действиям посредством художественного слова (стихотворение).
План прогулки.
1. Выход на улицу. Письмо от Зайца.
- движение по схеме маршруту на поляну;
- преодоление полосы препятствий;
2. На поляне:
- обобщающая беседа о разных видах деревьев;
- наблюдение и сравнение;
- подвижные игры
- беседа о здоровье, об органах дыхания человека, взаимосвязь влияния леса на дыхательную систему человека;
- упражнения на дыхание по методике Стрельниковой А. Н.
3. Возвращение в детский сад.
Ход всего мероприятия:
1. Выход из детского сада. Зачитывают письмо от Зайца, рассматривают схему-маршрут, топографические знаки (грунтовая дорога, тропинка, лесная поляна)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите какой сегодня прекрасный день. А вы знаете, что к нам сегодня пришло письмо из леса? Как вы думаете, кто мог нам прислать письмо?
(Выслушиваются все ответы детей, делается обобщение лесные животные, птицы, насекомые и др.)
- Я предлагаю вам почитать письмо, тогда мы узнаем от кого оно.
Письмо.
Здравствуйте, ребята.
Пишет вам Заяц. Я приглашаю вас в гости в лес. С приходом весны в лесу произошло так много изменений, мне хочется поделиться своими наблюдениями с вами. Хочу рассказать вам про деревья, они весной особенные «волшебные». Вы отыщете их в письмах, а письма на деревьях: березе, рябине, ели, сосны. А еще вас ждут маленькие сосенки. Слышал, что вы приготовили для деревьев подарки, они их очень ждут.
Путь вам укажет схема-маршрут и топографические знаки.
Ждем вас. В добрый путь.
Воспитатель: - Ну что, ребята, пойдем мы с вами в лес? Надо рассмотреть схему маршрута. Схема сегодня особенная, она состоит из топографических знаков.
(рассматривают схему)
- Мы пойдем по грунтовой дороге, вдоль здания школы. Свернем на тропинку, в лес и наш путь лежит к лесной поляне. Вперед.
Дети вместе с воспитателем двигаются по маршруту, периодически рассматривая схему, сравнивая значение топографических знаков с путем следования. Подходят к знаку туристической маркировки – внимание.
Воспитатель: - Ребята, этот знак означает – ВНИМАНИЕ. Впереди нас могут ждать опасности, вот я уже вижу полосу препятствий. Сейчас мы особенно осторожно двигаемся вперед, друг за другом.
Полоса препятствий:
- пролезаем под веревкой;
- огибаем деревья «змейкой»;
- прыгаем с кочки на кочку;
- перешагиваем через косички.
2. На лесной поляне.
Воспитатель: - Вот мы и добрались до лесной поляны. Посмотрите здесь 3 топографических знака (лиственный лес, хвойный лес, смешанный лес). Ребята, а вы знаете значение этих знаков?
Выслушиваются все ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, нам надо найти те деревья, которые указаны в письме. Кто помнит, о каких деревьях шла речь? Надо найти березу, поздороваться с ней.
Письмо березы.
Дорогие, ребята. Наконец-то, вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, так ветками качала, листочками шелестела. Я вам подарю свои листочки, но сначала выполните мое желание, пожалуйста. Потрогайте мою кору, понюхайте и скажите мне, чем я отличаюсь от других деревьев и вообще дерево я или может быть травинка, или кустарник.
Дети доказывают, объясняя, что у древа один ствол, он твердый, а у кустарников – много стволиков, растущих из земли. У травинок не бывает таких больших деревянистых стволов, как у деревьев. Дети показывают березе растущие рядом кустарники.
- А еще у меня к вам просьба, ребята. Очень мы березы любим слушать песни о себе. Порадуйте меня.
Дети поют песню – хоров «Во поле березка стояла»
- Спасибо вам, ребята за все. Вот возьмите мои листочки на память.
Воспитатель помогает достать с дерева бумажные листочки.
Воспитатель: - Мы тоже приготовили подарки.
1 ребенок - Я дарю тебе птицу (фигурка из бумаги). Она будет тебе другом и спасет от гусениц.
2 ребенок – Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.
Дети прощаются с березой и отправляются искать рябину.
Письмо рябины.
Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть, хочу, чтобы вы меня тоже погладили (дети выполняют просьбу). Ведь я очень люблю, когда мой ствол гладят, а не бьют его палкой и не царапают кору ножом. Мне ведь тоже бывает больно и обидно, когда ко мне так плохо относятся. Посмотрите, ребята, какие ажурные, красивые у меня листья, через них даже небо видно.
Дети исследуют кору деревьев, как и у березы, отвечают на вопросы воспитателя. Чем похожи береза и рябина? В чем разница?
А еще, ребята, меня очень любят птицы. Может быть вы знаете какие? И почему они меня так любят?
Дети рассуждают, а воспитатель подводит с мысли о плодах рябины. О птице – снегирь. О зиме и голоде птиц в этот период, а рябина их корм. Взаимосвязь в природе.
И еще, ребята, попробуйте палочкой, твердая или нет земля подо мной.
Дети выполняют просьбу рябины, если твердая, то слегка палочкой рыхлят и поливают.
Как вы думаете, червяки, которые ползают в земле под моими корнями, мои друзья или враги?
Дети рассуждают о том, что дождевые червяки едят старые листья, комочки земли, земля становится лучше, значит – друзья.
Ну, ребята, вы молодцы. Берите мои подарки – листочки (бумажные).
Воспитатель: А ребята тоже приготовили для тебя подарки.
1 ребенок – Я дарю тебе дождевого червяка, пусть он сделает землю плодородной, и она будет кормить тебя.
2 ребенок – Я дарю тебе зеленые листочки, пусть у тебя их будет много-много, они будут шуметь, а я приду их послушать и спрячусь под ними от жаркого солнца.
Дети прощаются с рябиной и отправляются искать ель.
Письмо ели.
Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть в нашем лесу. Березка и рябинка вам шелестели своими листочками, а ведь у меня тоже есть листочки, но они своеобразные, в виде иголочек. А кто из вас помнит, как мои иголочки-листочки называются (хвоя). Ребята, сейчас я высокая, большая, а когда я бываю маленькой, меня ласково называют елочкой. И каждый год я прихожу на праздник к вам в детский сад. А кто знает, что это за праздник?
Дети рассуждают о том, что это Новый год. Как они украшают елочки? Встречают деда Мороза и Снегурочку. Получают подарки и др.
Да, ребята за этот праздник так много маленьких елочек моих подружек гибнет. А как можно нам помочь?
Дети говорят о том, что можно купить искусственную елочку, или нарядить елочку возле своего дома на улице и любоваться ею. А еще можно посадить елочки.
Хорошо, ребята. Я думаю, что вы именно так и будете поступать, когда подрастете. А я вам приготовила подарки, мои шишки.
Воспитатель: - Ребята тоже приготовили подарки.
1 ребенок – Ч дарю тебе семена. Пусть у тебя их будет много-много, и из них вырастит много-много твоих деток.
2 ребенок – Я дарю тебе кормушку. Пусть к тебе прилетит много твоих друзей птиц.
Воспитатель: - У нас осталось одно дерево, которое надо найти. Сосна.
Письмо сосны.
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть в своем лесу. Весной в лесу все оживает, птицы поют весело, солнышко светит ласково и прогревает землю, на деревьях появляются листочки, трава пробивается, просыпается медведь, заяц меняет шкурку с белой на серую. Вот как много изменений. А я хочу спросить вас. Чем я отличаюсь от ели?
Дети в свободной беседе рассказывают о различиях: ствол, расположение веток, иголки-хвоя, шишки.
А чем мы отличаемся от березы и рябины?
Дети рассказывают о различиях: ствол, ветки, иголки-хвоя и листочки, плоды, семена.
Все правильно, а вы знаете, что мы с елью всегда зеленые и зимой и летом и называют нас хвойными деревьями за наши листочки-иголочки. Я вам приготовила подарки, мои шишки для поделок.
Воспитатель: - Правильно, ребята. Ель и сосна – это хвойные деревья, а вот береза и рябина – это лиственные деревья. Поэтому посмотрите, заяц нам прислал топографическое обозначение хвойного леса, лиственного леса, а наш лес называется смешанным. Мы с ребятами тоже приготовили подарки.
1 ребенок – Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко-ярко, согревает тебя.
2 ребенок – Я дарю тебе землю-почву, чтобы ты лучше росла, пусть она кормит и поит тебя.
Воспитатель: - Ребята, мы выполнили все задания зайчика. Мы ему тоже подарим подарок (морковь, капусту). А теперь пришло время поиграть.
Игра «Зайчики уснули сладко»
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, для чего человеку нужен лес.
Дети рассуждают о лесе. Нужны ягоды, грибы, из дерева много изготовляют предметов, нужные в жизни человека.
Воспитатель: - Вы все правильно говорите. А я вам хочу сказать, что лес нам нужен еще для укрепления нашего здоровья. Мы сегодня гуляли по лесу, много ходили, играли, а движение – это жизнь. А еще мы с вами дышим, наши легкие наполняются воздухом, кислород поступает в кровь, улучшается работа сердца, таким образом, мы улучшаем свое здоровье. Вдохните воздух и скажите мне. Какой в лесу воздух? Почему?
Дети делают свои выводы.
Воспитатель: - Я предлагаю вам выполнить несколько упражнений на дыхание.
Упражнения на дыхание по методике Стрельниковой А. Н. – «Разминка», «Наклон», «Кошка».
3. Возвращение в детский сад. По дороге собирают шишки, веточки для поделок