Ветлугина Ольга
Трудовое воспитание дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Статья в газету
Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А. С. Макаренко.
Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Публикация «Трудовое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.
Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучие.
Трудовое воспитание – это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних обще трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему. И Великий Ушинский, и А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский, Н. К. Крупская.
Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». "Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства"
В. А. Сухомлинский писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе.
Н. К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.
Особое значение Н. К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».
А. С. Макаренко в лекции о трудовом воспитании раскрыл важную роль элементарных видов бытового труда детей, отметив, что в нем формируется самостоятельность, ответственность, самоорганизация, целенаправленность их поведения. Дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи.
Как и Н. К. Крупская, А. С. Макаренко особое значение придавал коллективному детскому труду, в котором возникает взаимная ответственность участников.
В работах А. С. Макаренко содержатся рекомендации об организации труда детей с постепенным усложнением его содержания, повышением уровня требований к самоорганизации, подчеркивается необходимость постоянных трудовых обязанностей детей в семье, участия их в общих заботах.
На сегодняшний день одной из основных целей дошкольного образования является замена традиционных ценностей обучения маленького ребенка на ценности развития его личности. Качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных учреждениях этому вопросу уделяется слишком мало внимания.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования трудовое воспитание - одно из
важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью
которого является формирование положительного отношения к труду.
Задачи трудового воспитания в ДОУ :
1. Обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование.
2. Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности.
3. Ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь.
4. Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно- направленных мотивов труда, умений труиться в коллективе и для коллектива).
Условия организации труда детей :
Создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда
Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера
Создание мотивации трудовой деятельности
Демонстрация заинтересованности педагога
Поощрения в процессе и по результатам труда
Создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам
Учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка
Виды труда :
Навыки культуры быта (труд по самообслуживанию)
Общественно-полезный труд
Труд в природе
Ознакомление с трудом взрослых
Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т. д.)
Общественно-полезный труд труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов.
Труд в природе - уход за растениями, в уголке природы, цветнике, участка.
Формы организации труда детей :
Поручения (индивидуальные, коллективные, длительные, эпизодические, простые, сложные).
Дежурства (индивидуальные, подгрупповые (по столовой; в уголке природы; подготовка к занятиям, обязательные, систематичные).
Коллективный труд (общий труд, совместный труд).
Средства, методы и приемы трудового воспитания
• Совместная деятельность в процессе режимных
моментов в течение всего дня
• Наблюдения за трудом взрослых
• Организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым
• Экскурсии
• Чтение художественной литературы
• Дидактические, настольные, с/р игры
• Рассматривание картин, иллюстраций, картинок
• Использование ИКТ
• Алгоритмы трудовых действий
Работа с родителями:
• Консультации
• Тематические стенды
• Участие в жизни ДОУ
• Субботники
• Экологические, трудовые акции
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения.