Ветлугина Ольга
Трудовое воспитание детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание детей раннего возраста
Цель: формировать у детей положительное отношение к труду.
Виды труда :
•самообслуживание;
•общественно – полезный труд.
Публикация «Трудовое воспитание детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
В группах раннего возраста труд детей организуется в форме индивидуальных поручений, которые он выполняет вместе с воспитателем. Дети нуждаются в постоянном контроле. В силу своих особенностей, дети недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, еще не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей, часто отвлекаются, не доводят начатое до конца. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата.
Поэтому малыши действуют вместе с воспитателем : помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, поливать растения, собирать овощи на огороде. Взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.
Задачи и содержание работы по самообслуживанию:
1. Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
2. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок.
3. Учить пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).
4. Формировать умение во время еды правильно держать ложку.
5. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.
Общественно – полезный труд : задачи и содержание работы:
1. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий : совместно со взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба, салфетницы, раскладывать ложки и пр.
2. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
3. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия.
4. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия.
Привлекать детей к помощи мл. вос-ля (убрать салфетницы и хлебницы)
Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.
Зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т. д
Для развития и закрепления трудовых навыков у детей мы в своей работе используем игры и упражнения:
Упражнение «Закатаем рукава»
Упражнение «Намылим руки»
Упражнение «Выверни колготки»
Упражнение «Расставим стулья»
Упражнение «Застегни пуговицы»
Упражнение «Разложи карандаши»
Игра «Убери мусор в корзину»
Раскладывание книг в книжном уголке
Убрать строительный материал после игры
Целевое посещение столовой, наблюдение за работой повара
Работа в уголке природы: полив, рыхление, опрыскивание
комнатных растений. Наблюдение за посадкой лука.
Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей раннего возраста»
Первоначальные предпосылки развития трудовой деятельности и трудового воспитания детей закладывается в раннем возрасте. В качестве предпосылок становления трудовой деятельности рассматриваются развитие произвольных движений, развитие орудийных действий, развитие продуктивной деятельности, стремление к самостоятельному решению доступных практических задач.
На втором и третьем году жизни ребёнок овладевает отдельными результативными трудовыми действиями (расстегнуть пуговицы, снять колготки и т. п.). Овладение этими действиями и простейшей элементарной продуктивной деятельностью приводит к дальнейшему развитию произвольных движений, формированию различных двигательных навыков, пробуждает у ребёнка интерес к действиям взрослых, к простым трудовым процессам.
На третьем году жизни содержание самообслуживания усложняется. Дети должны освоить процесс мытья рук. Одевания и раздевания, учатся расстегивать и застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, одевать предметы одежды в определённом порядке, замечать неопрятность в костюме и устранять с помощью взрослого.
В тоже время детей начинают привлекать к выполнению простейших трудовых действий с близким результатом: принеси, какие – либо предметы, поставь на стол хлебницу, салфетницу, собрать в коробку кубики с пола и т. д.
Однако, чтобы ребёнок смог достигнуть результат, малыша нужно научить видеть его, научить соответствующим действиям. Это осуществляется взрослым как при самообслуживании, так и в процессе хозяйственно- бытового труда. Где ребёнок выступает только зрителем, например: вымыли руки - они стали чистыми; вытерли полотенцем - стали сухие, чистые; выгладили куклам платья_ они стали красивые, глаженные. Эмоциональная реакция взрослого на достижение ребёнком результата формирует у ребёнка стремление к достижению заданных целей. Разъяснение и использование художественного слова взрослым во время осуществления простейших трудовых действий ребё нком позволяет связать процесс действия с результатом и целью: вымыли руки. Они стали чистые, - можно идти обедать.
Обучение трудовым действиям осуществляется в процессе индивидуального общения с ребёнком, в процессе ухода за ним. Обучение включает неторопливый показ, объяснение, как выполнить сначала одно, а затем ряд других действий в последовательности, прямую помощь. У маленького ребёнка происходит быстрая выработка привычек и быстрое их угасание. Поэтому необходимо постоянное повторение трудовых действий с учетом возможностей растущего ребёнка. Таким образом, постоянное повторение, объяснение и использование стихов, потешек взрослым в обучении детей раннего возраста трудовым действиям формирует у детей стремление преодолевать посильные в процессе достижения результата трудности. Предоставляем вам стихи, потешки, которые вы можете использовать дома приучая ребёнка к трудовым действиям.
1. Б. Белова С ДОБРЫМ УТРОМ!
Почему, встречаясь утром,
Говорим мы:
«С ДОБРЫМ УТРОМ»?
Потому что утром — солнце,
Темной ночи больше нет,
И свободно в окна льётся
Добрый-добрый,
Мирный свет.
С добрым утром, люди,
Взрослые и дети!
Радостно и дружно
Будем жить на свете!
А. Кузнецова
Кто умеет утром сам,
Просыпаться по часам?
– Я умею по часам,
Просыпаться утром сам!
Я умею на кроватке
Простыню расправить гладко.
И у скомканной подушки
Кулачком задвинуть ушки.
2. В. Степанов «Умывание» :
Утром звери просыпались,
Чисто звери умывались.
Лишь Медведь не умывался,
Неумытым он остался.
Стали мы его купать,
С головою окунать.
Плачет Мишенька: - Простите!
И меня вы отпустите!
Я большой,
Я буду сам -
Умываться по утрам! Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
3. «Расчесывание» :
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка до пят –
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочку, слушайся. Под окном лиса поёт,
Петушка гулять зовё т:
"Петя, Петя, петушок,
У тебя есть гребешок,
Приходи на мостик,
Расчеши мне хвостик»
4. «Приятного аппетита» :
В. Берестов
А у нас есть ложка
Волшебная немножко.
На тарелочке – еда.
Не оставит и следа!
Кликнем ложку нашу –
Подберет всю кашу!
Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало! Ю. Кушак
Прискакала к Маше,
Попросила каши.
- Ты не жмурься,
А ложку возьми,
Да себя и меня покорми:
Маше ложечка,
И мне немножечко!
Маше ложечка,
И мне немножечко!
Приятного аппетита!
Приятного аппетита!
Приятного аппетита!
5. «Спать пора» :
Л. Мей Баю-баюшки-баю…
Баю-баюшки-баю,
Баю Машеньку мою.
Что на зорьке-то заре,
О весенней о поре,
Пташки вольные поют,
В темном лесе гнезда вьют.
Соловей-ка соловей,
Ты гнезда себе не вей:
Прилетай ты в наш садок,-
Под высокий теремок,
По кусточкам попорхать,
Спелых ягод поклевать,
Солнцем крылья обогреть,
Маше песенку пропеть.
Баю-баюшки-баю,
Баю Машеньку мою! П. Воронько Спать пора
Спать пора.
Наступает ночка.
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждет тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко.
Организация разнообразной трудовой деятельности с детьми раннего возраста в ДОУ.
В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатели формируют трудовые навыки, воспитывают ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, формируют положительные взаимоотношения между детьми. Основные виды труда в детском саду — это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. В раннем возрасте трудовая деятельность ребенка тесно связана с игрой. В играх с куклами, игрушечными животными дети начинают отображать не только отдельные бытовые ситуации (кормление, укладывание спать, но и делают попытки передать трудовые действия окружающих людей (мамы, дедушки, няни в детском саду, продавца, врача, их взаимоотношения (мама ласково разговаривает с дочкой, врач внимательно слушает больного, продавец вежливо обслуживает покупателя). Для развития и закрепления трудовых навыков у детей мы в своей работе используем сюжетно – ролевые, дидактические игры, игровые упражнения. В таких сюжетно – ролевых играх как «Дочки – матери», «Семья» дети легко овладевают простейшими трудовыми действиями, необходимыми для формирования навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового труда. (Раздевают кукол, укладывают спать, угощают чаем, моют посуду, берут сумочки и идут в магазин). Также используем дидактические игры, например: «Уложим куклу спать», «Покормим куклу», «Оденем куклу на прогулку», «Напоим куклу чаем». В этих играх у детей также формируются и закрепляются трудовые навыки (раздеть, уложить спать, накрыть на стол, после еды моют посуду, закрепляются некоторые приемы действий. Содержание всех игр направлено на то, чтобы формировать и закреплять трудовые действия, хотя наряду с этим мы решаем и другие образовательные задачи, например нравственное развитие ребенка. Формируем у детей навыки доброжелательных взаимоотношений (желание помочь товарищу, уступать друг другу, договариваться, стараемся вызвать добрые чувства (внимания, заботы) к кукле, передающей образ человека. Труд для детей раннего возраста это самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки самообслуживания, ребенок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого. В процессе обучения навыкам самообслуживания мы используем художественное слово, игровые ситуации с игрушками (приходит в гости кукла, которая показывает, как аккуратно вешают одежду на спинку стула). Для формирования первых навыков самообслуживания у детей, необходим показ действия, необходимо поощрять детей при попытках самостоятельно справиться с одеванием, умыванием, даже при незначительных достижениях детей. В повседневной работе с детьми приучаем поддерживать порядок в группе (убирать игрушки после игр, задвигать стульчики после приёма пищи). Трудовые навыки также закрепляются во время свободной деятельности, дети приучаются самостоятельно приносить и убирать материал на место после работы (это у детей получается не сразу, а после многократных показов, напоминаний, похвалы, многие упражнения в практической зоне способствуют овладению навыками застегивания, расстегивания, шнурования. Труд в природе : дети помогают поливать и опрыскивать комнатные цветы. Это происходит при нашем участии, так как дети раннего возраста при осваивании трудовых действий часто нуждаются в помощи. Дети учатся бережно обращаться с цветами, ухаживать за ними, наблюдать за ростом, все это воспитывает любовь и бережное отношение к природе. Труд на участке : зимой дети помогают расчищать дорожки от снега; летом посильная помощь в перекопке песка; помогают выносить корзину с игрушками. Во время прогулок проводим наблюдения за работой дворника. (Он подметает двор и дорожки, за машиной заезжающей во двор сада (Это водитель привёз ребятам продукты (хлеб, молоко). В процессе наблюдения за трудом водителя, дворника стремимся вызвать у детей доброжелательное отношение к ним, желание помочь. Эти наблюдения за трудом дворника, водителя закрепляются в играх в группе. При ознакомлении детей с трудом взрослых также используем иллюстрации различных профессий (доктор, парикмахер, водитель, дворник, орудий труда, дидактические игры типа «Подбери пару», «Играем в профессии», чтение художественной литературы, наблюдения за трудом взрослых. Для успешного решения задач нравственно - трудового воспитания уделяем внимание работе с родителями. В своей работе используем памятки и рекомендации «Как вырастить помощника», «Воспитание у детей навыков самообслуживания», беседы на тему «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка».
консультации «Учимся одеваться самостоятельно», «Учим детей самостоятельности», готовим фотовыставку «Наш день в саду».
Дидактическая игра: «Развесим белье»
Цель: формирование сенсорно-моторных и элементарных трудовых навыков у детей раннего и среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать операционные навыки трудовой компетентности детей.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать сенсорное восприятие.
- Стимулировать активность детей.
- Воспитывать желание трудиться, помогать вз