Нина Цырульникова
Тренировка мыслительных операций и деятельных способностей дошкольников в играх с занимательным материалом
▼ Скачать +Заказ
Тренировка мыслительных операций и деятельных способностей дошкольников через игры с занимательным материалом.
Развитие психологических качеств у дошкольника позволяет им легко усваивать полученные знания, использовать их для решения различных задач. Знания, которыми владеет ребенок при поступлении в школу, не так важны, как важно его стремление к получению знаний, умение фантазировать, делать правильные выводы, логически мыслить и рассуждать.
Публикация «Тренировка мыслительных операций и деятельных способностей дошкольников в играх с занимательным материалом» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.
У детей дошкольного возраста основным является наглядно-образное мышление, когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов.
На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логики, так как она имеет большое значение для будущего школьника. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления.
Для системы дошкольного образования установлены новые Федеральные государственные образовательные стандарты. В утвержденных ФГОС, определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей.
Такие изменения предполагают изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным.
При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
В ходе реализации плана программные образовательные задачи решаются в процессе:
- непосредственно образовательной деятельности
- совместной деятельности ребенка со взрослым,
- самостоятельной деятельности детей
- при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Игре, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Во время игры у детей происходит формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью, развиваются умственные способности. В игровой деятельности ребенок активно сотрудничает со взрослыми и сверстниками, обогащая собственный жизненный опыт. Основная задача воспитателя – способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей. Воспитатель руководит играми детей, решая ряд задач: развитие сюжетов, умение ведения диалога, создание игровой обстановки, используя, реальные предметы и их заместители.
Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Всем известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения, вырабатывается усидчивость. Исходя из этого в свои разработки, по развитию логического мышления, мы включаем головоломки, смекалки, разнообразные игровые упражнения, лабиринты и дидактические игры: «Танграм», «Найди по схеме», «Какой фигуры не хватает», «Четвертый лишний», «Выращивание дерева» и другие.
В дидактике имеются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша для развития раннего логического мышления и для подготовки детей к усвоению математики. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями.
В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умение выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из свойств («Найди такой же», «Составь цепочку», «Домино», «Найди свой домик» и др). Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам. Несколько позже по трём и по четырём свойствам («Где спрятался заучик?»- кодирование информации символом, «Игра с 3 обручами»- классификация блоков по 3 свойствам, «Обруч в обруче»- счет предметов и обозначение их цифрами и др.). Итак, играя с блоками, ребёнок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. От игры с абстрактными блоками дети легко переходят к играм с реальными множествами, с конкретным материалом. А также учатся работать по схемам и проявлять свое творчество в самостоятельной деятельности.
Логические игры были созданы для того, чтобы включать активное мышление, как говорится «поломать слегка голову» и найти верное решение. И что немаловажно, все игры, направленные, на развитие логики – это не только полезное, но и веселое времяпрепровождение для детей дошкольного возраста. Одной из таких игр – головоломок являются Пазлы.
Занятие Пазлами развивает усидчивость, внимательность, аккуратность, терпение, координацию движений, логическое мышление, воображение и память. Ведь чтобы собрать картинку, маленькому творцу приходится в уме переворачивать изображение, различать детали по размеру, цвету, форме. Развивается мелкая моторика пальчиков рук, в результате чего ребёнку будет легко научиться писать, и почерк будет красивым. Всё это пригодится в школе.
Для того чтобы научить ребенка собирать Пазлы, с 1 младшей группы давала детям целые предметные картинки для рассматривания, затем эти картинки разрезала на 2 части и просила детей их «отремонтировать». Когда дети усвоили это задание, разрезала эти половинки еще пополам. Задания с каждым разом усложняла. Когда дети научились собирать картинки из 6 частей, в нашей группе появились крупные Пазлы. С каждым годом задания усложнялись, и многие дети к старшей группе научились собирать большие картинки из мелких деталей. Многие Пазлы изготавливаю сама, для того, чтобы разнообразить и внести элементы игры в образовательную деятельность. Например: «Собери узор», «Собери цифру», «Кто быстрее соберет», «Какой цветок сложили?», «Сложи картинку и реши задачку?», «Сложи и отгадай» и другие.
Когда ребёнок повзрослеет и научится складывать сложные Пазлы – это поможет ему принимать правильные решения, выбирать необходимые стратегии, самостоятельно находить правильные ответы на вопросы.
Кроме всего вышесказанного Пазлы – это ещё и увлекательная интересная игра для всей семьи. В неё можно играть всем вместе, посвящать этому тихие семейные вечера и приятно проводить время.
Есть дети, которым Пазлы не интересны. У этих детей логическое мышление наименее развито, что подтверждают диагностические исследования, которые мы проводим 2 раза в год.
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей : логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.
В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск хода решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.
Используемая литература.
1. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Михайлова З. А.
2. Социальная сеть работников образования. Консультация по теме «Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике» Оцелюк Л. В.
3. https://belriem.org/?p=11085 ПОЛЬЗА ПАЗЛОВ В РАЗВИТИИ РЕБЕНК<A HREF="https://BELRIEM.ORG/?P=11085">ПОДРОБНЕЕ. </A>
4. dip.ct.kz/news/shkola_geniev/?VSC=all&SORT=all.