Анастасия Тырина
Тренинговое занятие для педагогов «Эмоциональное выгорание»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – профилактика эмоционального выгорания педагогов.
Оборудование: мяч, листы бумаги и ручки на каждого участника, ножницы, журналы и газеты, аудиозапись спокойной музыки
Содержание занятия :
1. «Приветствие».
Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по залу и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок ведущего – здороваются за руку, 2 хлопка – плечами, 3 – спинами.
2. Упражнение «Трамвайчик».
Публикация «Тренинговое занятие для педагогов „Эмоциональное выгорание“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Психолог: «Сегодня мы с вами отправимся в мир общения. Отправиться туда я предлагаю на трамвайчике. Прошу всех встать друг за другом. Водителем я предлагаю быть….(И. О педагога).
Первый пассажир должен сказать - «А я еду», следующий – «А я тоже». Третий – «А я зайцем». А четвертый – «А я с … (называет имя следующего участника – пассажира)»
3. Упражнение «Имя – профессиональное качество».
Педагоги, передавая мяч по кругу, называют свои имена и какое – либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву имени. Например, Анастасия – активная.
4. Мини – лекция «Профессиональное выгорание педагога».
В психологии существует такое понятие как «профессиональное выгорание». Данный синдром наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий, т. е. профессий системы «человек – человек».
Термин эмоциональное выгорание введен американским психиатром Х. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения, с ощущением собственной бесполезности.
Представители профессии «человек – человек» из – за интенсивного общения рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенную усталость, сниженную самооценку, ухудшение здоровья и т. д. Таким образом, личность защищает себя от психотравмирующих воздействий.
Предлагаем педагогам перечислить эти профессии
Например, медицинские работники, руководители, продавцы, секретари, работники почты, полицейские, педагоги и т. д.
Профессию педагога можно отнести к «группе риска» по следующим причинам:
1. По мнению родителей, педагог должен быть : (ответы воспитателей)
- образцом
- контролировать свою речь
- все знать, уметь
- на все правильно реагировать
- адекватно вести себя в конфликтных ситуациях
- никогда не ошибаться
- нести ответственность за детей (их здоровье, знания) и т. д.
2. Современная система дошкольного образования предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности педагогов :
- к инновационной активности
- к творчеству педагогов
- к новым идеям
- к навыкам взаимодействия с детьми, коллегами, родителями и т. д.
3. И очень часто педагоги предъявляют непомерно высокие требования к самим себе.
В их представлении настоящий педагог - это образец совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с назначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.
Таким образом, труд педагога отличается высокой напряженностью, поэтому педагоги в большей мере подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания.
5. Тест «Состояние вашей нервной системы».
1. Тест
Тест «Состояние вашей нервной системы» (По К. Либельт)
Симптом нет редко да очень часто
1. Часто ли вы бываете, раздражены, нервничаете, ощущаете беспокойство? 0 3 5 10
2. Часто ли у вас учащенный пульс и сердцебиение? 0 2 3 6
3. Часто ли быстро устаете? 0 2 4 8
4. Страдаете ли вы повышенной чувствительностью к шуму, шороху или свету? 0 2 4 8
5. Бывают ли у вас резкие смены настроения, возникает чувство неудовлетворенности? 0 2 3 6
6. Вы спите беспокойно, часто просыпаетесь? Страдаете бессонницей? 0 2 4 8
7. Страдаете ли вы непроизвольным потоотделением? 0 2 3 6
8. Затекают ли у вас мышцы? Ощущаете ли вы непривычное щекотание, подергивание в суставах? 0 2 4 8
9. Страдаете ли вы забывчивостью, часто плохо способны концентрировать внимание? 0 2 4 8
10. Страдаете ли вы от зуда? 0 2 3 6
11. Необходимо ли вам в вашей профессиональной деятельности быть на «высоте»? 0 2 4 8
12. Часто ли вы бываете в плохом настроении, проявляете агрессивность? Быстро ли вы теряете самообладание? 0 2 4 8
13. Копите ли вы неприятности в себе? 0 2 4 8
14. Ощущаете ли вы недовольство самим собой и окружающим миром? 0 2 4 8
15. Курите ли вы? 0 2 5 10
16. Бывают ли у вас неприятности? Мучают ли вас страхи? 0 2 4 8
17. Есть ли у вас недостаток в возможности подвигаться на свежем воздухе? 0 2 4 8
18. Есть ли у вас недостаток в возможности разрядиться, обрести душевное равновесие? 0 2 4 8
Обработка результатов.
Сложите обведенные цифры.
0 – 25: эта сумма может вас не беспокоить. Однако все-таки обратите внимание на сигналы вашего организма, постарайтесь устранить слабые места.
26 – 45: поводов для беспокойства нет и в этой ситуации. Однако не игнорируйте предупреждающие сигналы. Подумайте, что вы сможете сделать для вашего организма.
46 – 60: ваша нервная система ослаблена. Для здоровья необходима перемена образа жизни. Проанализируйте вопросы и ответы на них. Так вы найдете направление необходимых перемен.
Более 60 баллов: ваши нервы сильно истощены. Необходимы срочные меры. Обязательно обратитесь к врачу.
6. Упражнение на развитие интеллектуальной гибкости.
Предлагаем педагогам разделиться на 4 команды.
Психолог: «Интеллектуальная гибкость – это умение педагога учитывать индивидуальные особенности детей, проявлять артистизм. Нестандартность мышления в разных видах деятельности, менять тактику поведения в зависимости от сложившейся ситуации.
Главный элемент интеллектуальной гибкости – творческие способности. Творчество в свою очередь создает бодрое настроение педагога, формирует уверенность в своих собственных силах, вызывает положительные эмоции».
Педагогам предлагаем найти максимум свойств, объединяющих
- солнце и электричку
- мужчину и кофе
- осень и балет
- авторучку и ракету.
7. Упражнение «Тренируем эмоции».
Психолог: «Мы, педагоги, требуя от детей способности сопереживать другим, регулировать эмоции, просто обязаны сами уметь определять эмоциональные состояния других людей».
Каждая команда получает задание: «Необходимо произнести фразу с разной эмоциональной окраской. А другие команды должны отгадать»
- «Зайку бросила хозяйка…» - как люди, увидевшие чудо
- «Идет бычок качается…» - как рота солдат
- «Уронили мишку на пол….» - как дети, потерявшиеся в лесу
- «Наша Таня громко плачет…» - как люди в сонном царстве.
8. Мини – лекция «Правила рациональной организации труда и разумного отношения к профессиональной деятельности» :
- Перестань искать в работе счастье или спасение. Она не убежище, деятельность.
- Расставьте приоритеты в деятельности: Вы не сможете успеть все, поэтому откажитесь от менее важных и лишних рабочих операций.
- Просыпаясь, человек всегда мысленно представляет, в каких условиях будет работать. Радуйтесь тому, что Вы идете не на заводской цех, и не на прилавок вещевого рынка, а в уютную, почти домашнюю обстановку детского сада.
- Учитесь трезво осмысливать происходящие события. Научитесь останавливать накатывающуюся волну эмоций приказом : «СТОП! А действительно ли происходит что – то архиважное, жизненно значимое, требующее избыточных нервных, эмоциональных и волевых ресурсов.
- Переживания и беспокойство наносят вред здоровью и не способствуют решению конфликтных и трудных профессиональных и жизненных ситуаций.
9. Коллаж «Привычки счастливого человека»
Педагоги в группах составляют коллаж, используя фразы и картинки из старых газет и журналов. Звучит спокойная музыка.
10. Итоги занятия. Обратная связь.
Педагогам предлагается в свободной форме ответить на вопросы:
- Чем полезно для вас было данное занятие? Что нового вы узнали?
- Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?
- Ваши пожелания на следующую встречу?