Ольга Степанова
Тренинг толерантности для педагогов ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Практическая значимость тренинга состоит в том, чтобы в доступной форме объяснить и научить педагов толерантному отношению друг к другу, показать им различия окружающих людей, научить уважать, принимать эти различия и быть терпимыми. Выработка толерантного поведения повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах.
Публикация «Тренинг толерантности для педагогов ДО» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Цель тренинга : Формирование толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого человека; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.
Задачи:
Сформировать представление о понятии «толерантность»
Формирование чувства уважения и принятия себя и коллег
Формирование навыков поведения толерантного педагога
Создание комфортного психологического климата в коллективе
Ход тренинга
Я расскажу вам притчу.
Одному султану приснился страшный сон. Ему приснилось, что у него один за другим выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал толкователя снов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщил султану: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же, как ты потерял все зубы, ты одного за другим потеряешь всех своих родных». Толкование сна разгневало султана. Он повелел бросить прорицателя в темницу. Потом позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты переживешь их всех». Султан был счастлив и богато наградил толкователя снов. Придворные удивлялись этому: «Ведь ты же не добавил ничего к тому, что сказал твой бедный предшественник, как же случилось, что он был наказан, а ты награжден»?
Толкователь снов отвечал: «Мы оба одинаково растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и в том, как сказать».
Что же такое толерантность?
Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого»
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Президентом России В. В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности».
Прекрасно понимая, что мы все разные, и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.
Педагогам необходимо овладеть соответствующими методиками по формированию в детской среде толерантных отношений, владеть способами эффективного взаимодействия с детьми в духе толерантности и доверия.
Упражнение “Мы похожи!”.
Цель: повышение доверия участников друг к другу
формирование толерантных взаимоотношений
Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Выйдите, пожалуйста, ко мне те, у кого одинаковый со мной цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)”. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Упражнение «Спорные утверждения».
Я называю утверждение. Если вы с ним полностью согласны, то подойдите к надписи «согласен». Если не согласны, то к надписи «не согласен».
Каждый человек – эгоист.
Педагог всегда прав.
Деньги – залог успеха.
Женщина вправе поступиться семьей ради карьеры.
Учитель не имеет права на ошибку.
Задача женщины быть матерью и хранительницей очага.
- Вы услышали, как разнообразны могут быть мнения. И каждый человек имеет право на свою точку зрения.
Упражнение-демонстрация «Влияние слова на человека»
Материалы: стакан с чистой водой, соль, перец, горстка земли.
Возьмем стакан воды. Представим, что это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее, и плохое.
Соль – грубые, соленые слова;
Перец – жгучие, обидные слова;
Ком земли – невнимательность, безразличие, игнорирование.
Когда мы это все смешаем – получим состояние человека. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько взболтать – и все поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы. Хочется привести цитату немецкого социолога Э. Фромма
«Все конфликты в мире и в душе человека проходят через его сердце и возвращаются к нам осмысленными и понятными. А то, что понятно, уже не так страшно».
Я покажу игру, которая поможет сплотить наш коллектив.
Игра «Мы вместе»
Вы под музыку будете двигаться по кругу, а по моему сигналу должны выполнять различные движения, находя себе любую пару из стоящих в кругу. Например, я скажу «рука к руке», «ладонь к ладони», «пятка к пятке», «спина к спине», «локоть к локтю», «плечо к плечу» и т. д. А вы должны довольно быстро изобразить это в паре с другим человеком. Всё ясно?
Еще одна притча, над которой нужно подумать:
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет.
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать.
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь, затем подошла к девушке по имени …. и протянула ей руку. Кого выбрала Любовь?
А Вы?
Почему?
Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец, эгоист несчастен.
Итак, принципы толерантности :
- отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений.
- умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;
-законопослушание, подчинение законам, традициям и обычаям. Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития;
- принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и т. д. Формирование взаимоотношений согласно «золотому правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Рефлексия тренинга
Цель: услышать мнение о проведенном занятии, дать возможность проговорить то, что не успели сказать или упустили.
Спасибо Вам за работу. Мне было приятно с вами познакомиться и пообщаться. Любите друг друга и учитесь прощать!