Анна Куратова
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход тренинга
1. Ритуал приветствия: «Поменяйтесь местами те, кто…
2. Упражнение «Баланс реальный и желательный»
Предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь, работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).
В другом круге – их идеальное соотношение.
Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?
Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?
От кого или от чего это зависит?
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
3. Упражнение «Я – дома, я – на работе»
Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.
Проанализировать:
похожие черты,
противоположные черты
одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях
отсутствие общих черт
какой список было составлять легче; какой получился объемнее?
каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т. д.
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
4. Мини-лекция: Три ключевых признака СЭВ.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза и стоимость решения проблем с психическим здоровьем в связи с этим составляет в среднем 3-4% валового национального дохода.
СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используется термин "синдром психического выгорания".
Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними, у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ.
В значительной степени подвержены развитию СЭВ педагоги. Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока.
Среди многих особенностей и трудностей преподавательской и педагогической работы зачастую выделяют ее высокую психическую напряженность. Более того, способность к переживанию и сопереживанию признается одним из профессионально важных качеств учителя и воспитателя. Все эти особенности могут способствовать формированию СЭВ.
В результате "сгорания" человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая усталость (изнурение, эмоциональное истощение ("исчерпывание ресурсов", появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности.
Выделяются три ключевых признака СЭВ.
Развитию СЭВ предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию.
Вторым признаком СЭВ является личностная отстраненность. Профессионалы при изменении своего сострадания к пациенту (клиенту, расценивают развивающееся эмоциональное отстранение как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту (пациенту, который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно.
Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.
5. Упражнение "Список проблем".
Цель: актуализация состояния, с которым участники уходят с работы.
Ход упражнения: Делим участников на микрогруппы по четыре человека и предлагаем сформулировать за 5 минут список основных проблем (стрессогеных факторов, от которых участники испытывают стресс на работе.
Заслушиваем мнение участников. Прописываем на доске проблемы, совместно этот список анализируем и сокращаем число до 7-11 пунктов. Вопросы для обсуждения: что целесообразно сделать, чтобы эти проблемы преодолеть? Что необходимо сделать и как, чтобы они не являлись стрессогенными?
Предлагаем участникам за 5 минут обсудить вопросы в микрогруппах, заслушиваем мнения.
Выводы. Многие стрессы зависят от нашей способности к самоорганизации и саморегуляции. Не следует стремиться, во что бы то ни стало избегать стресса или боятся его. Необходимо управлять стрессом, использовать его полезные функции и исключать негативные. Поэтому каждому необходимо знать свой порог чувствительности к стрессу, чтобы выработать свои индивидуальные способы защиты от его разрушающих последствий.
6. Упражнение "Ловец блага".
Цель: актуализировать представления о ресурсной деятельности, ресурсные состояния.
Ход упражнения:
Психолог: Хорошо установлен факт, что со стрессом легче всего справляются те люди, которые во всем стараются видеть не только ограничения и минусы, но и плюсы – возможности… Речь идет не о самообмане, а о том, чтобы во всем видеть возможности и ресурсы. Это поможет понять Ваши потребности и найти альтернативные способы их удовлетворения. В народе говорят: "Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше". Мы так устроены, что стараемся устраивать свою жизнь максимально комфортным для нас образом. А если мы длительное время живем в таких условиях, которые раздражают или изматывают нас, значит, нам пришлось найти для себя в этой ситуации какие-то плюсы и адаптироваться к ней… Потренируйтесь в умении находить "плюсы" в течение каждого дня. Например, какие возможности (плюсы) может подарить сильный дождь? Он прибивает пыль, воздух становится чище. Поливает все живое – и растительный мир предстает нам во всей красе. Благодаря дождю Вы можете, наконец-то, заняться насущными домашними делами. Когда идет дождь хорошо читается, спится и т. д. От дождя растут грибы, лучше клюет рыба. Так во многих вещах и явлениях можно найти свои возможности.
Давайте попробуем перевести каждый из Ваших стрессовых факторов в Ваши ресурсы и "плюсы".
Далее участникам предлагается перевести в позитив стрессогенные факторы, которые были отмечены ранее в упражнении "Список проблем". Прописываем на доске решения стрессовых ситуаций.
Вывод: посмотрите еще раз на этот список, вспомните все, что предлагалось для нейтрализации этих факторов. Возможно, Вы обнаружите в этих списках то, что пригодится именно Вам…. Возможно, что-то осталось и ни одно предложение не подходит к силе Вашего стрессогена… Мы сейчас продолжим работу с отношением к тому, что создает сложности в Вашей жзни.
7. Мини-дискуссия по подгруппам «Что мешает вам получать удовлетворение от профессиональной деятельности?».
Разделиться на подгруппы по 3-5 человек. Составить перечень барьеров, препятствующих получению удовлетворения от профессиональной деятельности
Представить их для записи на доске.
Как можно это исправить?
Притча «Что заказываешь, то и получаешь»
Женщина едет раздраженная в троллейбусе и думает: «Пассажиры – хамы и грубияны. Муж – пьяная скотина. Дети – двоечники и хулиганы. А я – такая бедная и несчастная…»
За спиной у неё стоит ангел-хранитель с блокнотиком и все записывает по пунктикам: «1. Пассажиры – хамы и грубияны.
2. Муж – пьяная скотина…» и так далее.
Потом перечитал и задумался:
– И зачем ей это нужно?
Но если заказывает, будем исполнять…
8. Медитация "Встреча с ребенком внутри себя"
Необходимо принять удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.
Представьте себя в каком-нибудь тихом и уютном месте. Может быть, это будет светлая роща ранним солнечным утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это будет маленький песчаный пляж на берегу ласкового синего моря, мягко освещенного закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку:Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно.
Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве, - в три, четыре, пять лет.
Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого-то? Может быть, он чего-то боится?
Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: "Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив".
После этих слов представьте, что малыш улыбается вам в ответ и обнимает вас крепко - крепко. Поцелуйте его, скажите, что ваша любовь неизменна и всегда остается с ним: "Я всегда с тобой. Я люблю тебя!". Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощание рукой.
Постепенно выйдите из релаксации, сделайте глубокий вдох - выдох, откройте глаза. Скажите себе: "Я совершенна. Я принимаю и люблю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью".
9. Ритуал прощания «Ларец желаний»
Цель: снятие эмоционального напряжения. Создание позитивного настроения.
Участникам предлагается достать из ларца листы, на которых написано, что их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
Уважаемые коллеги, наш тренинг окончен, благодарю всех за искренность и продуктивную работу! Всем желаю только позитивных мыслей и отличного настроения!
Варианты пожеланий:
Если хочешь увидеть радугу будь готов (а) попасть под дождь.
Великим победам всегда предшествуют поражения.
Если ты делаешь что-то прекрасное и возвышенное, а этого никто не замечает – не расстраивайся: восход солнца – это вообще самое прекрасное зрелище на свете, но большинство людей в это время еще спит.
Освободись от груза прошлого и смело двигайся вперед.
Не сомневайся в себе.
Мало просто говорить, нужно делать.
Все в твоих руках, поэтому их нельзя опускать.
Безвыходных ситуаций не бывает.
Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Все великие изобретения стали возможны благодаря пробам и ошибкам.
Ты знаешь, что одинаковых людей не существует, так же, как нет одинаковых снежинок. Ты – удивительный и очень талантливый человек. Даже если этого пока никто не замечает
Не надо стесняться выйти вперед и быть круче всех.
Сдаться может каждый. Это легче всего на свете. А вот в том, чтобы продолжать свой путь и не сдаваться – кроется настоящая сила.
Планы у тебя хорошие, пора их реализовывать.
Чтобы получить от жизни то, чего хочешь, нужно определиться с тем, чего именно ты хочешь.
Включай голову и впер д бороться.
Если хорошо постараться, то возможно вс.
Правильно распределяй время и тогда вс успеешь.
Когда закрывается одна дверь в счастье, открывается другая. Главное – замечать эти новые двери.
А ты загадай и поверь, что сбудется.
Первое правило успеха – не сомневайся в себе.
Тот, кто не сталкивался с трудностями, не познает силу. Тому, кто не знавал бедствий, не нужна смелость.
Не стесняйся своих чувств и желаний.
Когда не знаешь, что делать – делай шаг вперед!
Если хотите добиться успеха, задайте себе 4 вопроса: Почему? А почему бы и нет? Почему бы и не я? Почему бы и не прямо сейчас?
Вера в свои силы – это уже половина успеха!
Если не можешь на что-то повлиять – извлеки из этого урок.
Рано или поздно обязательно все получится.
Все победы начинаются с победы над самим собой. С победы над своей ленью, своими страхами и отчаянием.
Поставь цель и иди к ней!
Не бойтесь жизни. Поверьте, она достойна того, чтобы ее прожить.
Искусство быть счастливым заключается в способности находить счастье в простых вещах.
Мечты сбываются, стоит только поверить.
Если ты можешь что-то представить — ты можешь этого достичь!
Если ты не веришь в себя, Окружи себя только теми людьми, кто будет тянуть тебя выше.
Найди то, что будет тебя вдохновлять и радовать и устремляйся в этом направлении.
Неудача – это просто возможность начать снова, но уже более мудро.
Каждая мечта дается нам вместе с силами для ее осуществления.
Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.