Лариса Усатая
Тренинг общения как нетрадиционный метод работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг общения как нетрадиционный метод работы с родителями
Одной из главных задач педагога, работающего в ДОУ, является установление положительного и продуктивного контакта с родителями.
В своем выступлении я хотела бы поделиться опытом использования такого интересного метода работы с родителями, как родительский тренинг, или тренинг общения.
Родительский тренинг предполагает непосредственное участие родителей :
Публикация «Тренинг общения как нетрадиционный метод работы с родителями» размещена в разделах
Участие в устных и письменных упражнениях, а также в игровых упражнениях на выбранную тему. Родитель имеет непринужденную возможность ощутить себя ребенком, представить себя на месте своего ребенка, «прожить» определенную ситуацию и сделать для себя выводы.
Родители – участники тренинга, а педагог в роли ведущего (тренера).
Основная цель родительского тренинга – получение новых знаний о развитии ребёнка, знаний о взаимоотношении со своим ребенком, а также установление положительного контакта с другими родителями.
Цель и задачи тренинга могут меняться в зависимости от выбранной темы.
Как же проводится тренинг общения?
Родители получают приглашение и знакомятся с темой дня заранее. Приведу примерные темы: «Поиграть с родителями в игры, в которые играют в детском саду их дети»,
«Я и мой ребёнок», «Особенности общения детей младшего дошкольного возраста», «5 ласковых слов».
Педагог готовится тренингу по следующему плану :
изучает психолого-педагогическую литературу по данному вопросу;
выбирает наиболее интересные сведения, о которых доступным языком можно рассказать родителям;
выбирает упражнения, в которых можно обыграть данный вопрос;
Упражнения готовятся в традиционном порядке:
• Разминка. Задания, направленные на установление положительного контакта родителей друг с другом, с педагогом. Также направленные на снятие напряжения в группе.
Приведу пример с нашего тренинга «Я и мой ребенок». (МОЖНО ПОКАЗАТЬ ОТРЫВОК или ПРОВЕСТИ С ГОСТЯМИ ЧТО-ТО ПОДОБНОЕ) Упражнение «Пересядьте те, кто…»
Несколько разминочных упражнений – родители почувствовали себя детьми, эмоциональное напряжение спало, и мы готовы перейти к следующему блоку - основному, где и будем проигрывать и обсуждать тематические вопросы.
Я на нашем тренинге взяла за основу теорию «поглаживания» (похвалы, наказания ребенка). В игровых упражнениях мы обсудили: что будет, если только хвалить ребенка, либо только ругать. Родители между собой обсуждали и практиковали, что легче: ругать или хвалить, как и когда можно применять похвалу и наказание.
Родители делились на группы, выполняли упражнения в парах и индивидуально. (НУЖНО ЛИ ПОДРОБНЕЕ? КАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ИЛИ КАКИЕ У НАС БЫЛИ УПРАЖНЕНИЯ?
Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. То есть обсуждение участниками эмоций и мыслей после упражнения и в конце тренинга.
Родителям можно задать вопросы:
Все ли получилось в ходе упражнения?
Что было сложным? Легким? Почему? Это дает возможность каждому участнику анализировать происходящее.
Важно, что смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, — вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.
Какое же участие принимают родители в тренинге? Остановимся на главных принципах.
Принцип активности
Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме.
Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.
Принцип исследовательской творческой позиции
Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в педагогике и психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности.
Исходя из этого принципа, задача педагога заключаете том, чтобы придумать, сконструировать и организовать те ситуации, которые давали бы возможность родителям осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.
Принцип объективации (осознания) поведения.
В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь (обсуждение). Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача ведущего.
Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения.
Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.
Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.
Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы родительского тренинга. Она отличает эту работу от других методов.
При итоговом анализе для педагога важно обратить внимание на:
— уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающихся между ее участниками;
— состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к другим, к тренингу.
Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:
1) содержанием тренинга,
2) особенностями группы,
3) особенностями ситуации,
4) возможностями педагога как ведущего.