Бутенко Алла
Тренинг «Как быть тактичным и сдержанным»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг «Как быть тактичным и сдержанным»
Цель: Сформировать у детей основные правила тактичного поведения.
Задачи:
-познакомить с понятиями «такт», «тактичный человек»;
-учить анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
-научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения; искать путь самовоспитания, саморазвития;
Публикация «Тренинг „Как быть тактичным и сдержанным“» размещена в разделах
-воспитывать нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Материал: Памятка для детей «Секреты тактичного человека» (по количеству участников беседы) ; листы бумаги, карандаши или ручки (по количеству участников беседы) .
Ход:
Педагог: Ребята, сегодня я пригласила вас для важного разговора. Одно из непременных условий, благодаря которому человека именуют воспитанным и культурным, - это чувство такта. Знакомое слово, не правда ли? Но что значит – быть тактичным человеком.
Педагог: Предлагаю высказаться всем по-очереди, что в вашем понятии «тактичный человек», начиная со слов «Тактичный человек…» (высказывание учащихся)
Примерные предполагаемые ответы: Тактичный человек :
• Употребляет вежливые слова.
• При разговоре уважает мнение другого человека.
• Умеет выслушивать собеседника.
• Не будет выяснять отношения в присутствии окружающих людей.
• Не поставит в неловкое положение другого человека, сделает вид,
что не заметил оплошности.
• Способен извиниться за допущенную оплошность.
• Умеет с достоинством принять замечание, совет.
• Сначала обязательно подумает, как принять просьбу или корректно
отказать в помощи.
• Не станет громко разговаривать, шуметь, мешать окружающим.
• Терпим к недостаткам и слабостям других людей.
• В разговоре с людьми, имеющими какой-либо недостаток, избегает
всего, что могло бы им об этом напомнить.
• Понимает собеседника и не допускает неприятных для других людей
ситуаций.
Педагог подводит итог: Такт – утонченное чувство. Оно указывает человеку, где и когда нужно остановиться, что прилично в данной ситуации, а что непозволительно, с учетом места, времени, возраста, положения человека в обществе.
Педагог: Предлагаю решить нравственные задачи:
Ситуация 1: Вы заметили, что у твоей одноклассницы на колготках появилась «дырка» или платье испачкалось мелом.
Ваши действия?
Педагог подводит итог: О любых деталях, касающихся одежды, предметов туалета, тактичный человек сообщает потихоньку, «на ушко», не привлекая внимания остальных.
Ситуация 2: В обществе друзей ты весело обсуждаешь вчерашний сериал, к вам пытается присоединиться новый собеседник. Можно отвернуться и попросту не замечать его. А можно… Что сделаете вы?
Педагог подводит итог: Будет уместно в этом случае улыбнуться и, изложив тему вашего разговора, в заключении спросить: «А ты что думаешь об этом?» Во всяком случае, будьте уверены, что твоя вежливость доставит удовольствие не только окружающим, но и вам самим.
Педагог: Неотделимо от чувства такта и ваше умение принимать или выражать просьбу. Вы наверняка часто с этим сталкиваетесь: начиная с того, что у тебя попросили на уроке карандаш, и, заканчивая просьбой вынести мусорное ведро.
Вопрос: Как ты относишься к этому, какие чувства вызывают у вас необходимость отвечать на просьбу?
Педагог: Если вы сами вынуждены обратиться к кому-нибудь с просьбой, рекомендую придерживаться следующих правил:
1) не заискивай, но и не будь невежливой. Просьба типа «Эй, ты, принеси мне то-то и то-то» никого в восторг не приведет, да вряд ли будут выполнены. Манера твоего разговора должна быть приветливой и спокойной.
2) не забывай таких простых, но действенных слов, как «пожалуйста», «спасибо» и пр., недаром их называют волшебными. Больше используй такие фразы, как «ты не мог бы…», «было бы хорошо, если бы ты…».
3) не обращайся с просьбой к людям, которые заведомо не смогут ее выполнить. Тем более не проси дважды, это можно делать только в исключительных случаях.
Педагог: Когда просьба обращена к тебе, ты всегда можешь принять её или отказаться от выполнения. Право ответить «нет» - привилегия любого свободного человека. В этом случае не стоит бояться, что тебя сочтут невежливой или невоспитанной.
Вопрос: Подумайте, как отказать в просьбе или как дать понять, что тебя не устраивает.
Ролевой тренинг : двое ребят разыгрывают сценку, как это можно было бы сделать.
Педагог: Выразите свое сожаление по поводу того, что не можете выполнить просьбу. Разумеется, форма отказа должна быть предельно корректной. Извинитесь, но скажи твердо и решительно.
Педагог: Но надеюсь, что в таких бытовых ситуациях вы сумеете правильно сориентироваться. Труднее всего проявлять тактичность, когда у твоего собеседника, действительно, большие трудности и требуется выразить свои соболезнования или сожаления по тому или иному поводу. Такие ситуации рано или поздно возникают, и важно, чтобы ваше поведение соответствовало моменту, никого не обижало, но и не выглядело навязчивым.
Вопрос: Как вы думаете, каким должно быть сочувствие? (высказывания учащихся)
Педагог подводит итог: Сочувствие должно быть искренним, немногословным и уместным. Вполне достаточно одной фразы: «Я представляю, как тебе тяжело, и искренне сочувствую». Если ваш собеседник захочет продолжить разговор, поговори с ним подробнее, если нет, ни в коем случае не навязывайте своё общество, не приставайте с расспросами.
Вопрос: Можно ли выражать свое сожаление людям, которые гораздо старше вас: учителю, близкому родственнику, друзьям семьи?.
Педагог: Вполне можете выразить свое сожаление взрослым людям.
В конце предложить ребятам пословицы «Секреты тактичного человека», где нужно будет дописать пословицы. Ты – тактичный человек, если:
1. Уважаешь других – уважают и тебя. Умный уважает всех, глупый – только себя.
2. На добрый привет добрый и ответ.
3. Ворчанием наскучишь, примером научишь.
4. Кто не слушает советов, тому нечем помочь. И мудрому человеку совет требуется.
5. Ошибся — что ушибся: На ошибках учатся.
6. Как аукнется, так и откликнется.
7. Не поставишь в неловкое положение другого человека, сделаешь вид, что не заметил оплошности.
8. Не будешь выяснять отношения в присутствии окружающих людей.
Итог беседы: Очень надеюсь, что всё, что вы узнали, пригодится вам в жизни, и вы станете по-настоящему культурными людьми. Стремясь понравиться окружающим, вы не должны забывать о своей индивидуальности. Такт не отменяет принципиальности, прямоты, честности. Но очень часто именно отсутствие такт