Анна Попова
Треннинг-игра «Креативный педагог — креативный ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра для педагогов с элементами тренинга
Тема: «Креативный педагог-креативный ребенок»
План проведения
1. Введение в тему деловой игры.
2. Организационный момент.
3. Задание 1 - зафиксировать на листе на ваш взгляд те качества лично-сти, которые характеризуют ее творчество/креативность.
4. Задание 2- упражнение «Объявление».
5. Задание 3 – перевертыши.
6. Задание 4 –ТРИЗ – технология.
7. Задание 5 –Оригинальный нейминг
8. Задание 6–«Музыканты».
9. Задание 7–придумать наибольшее количество вариантов использования названного предмета.
Темочки:
10. Задание 8–упражнение «Пантомима»
11. Задание 9 – «Интеллектуалы»
12. Задание 10 –упражнение «Рифмовка»
13. Заключительное слово ведущего.
Сценарий деловой игры.
Какие они будут, наши дети!
Ведь все это зависит лишь от нас,
И на пороге будущих столетий
Быть может, они будут лучше нас.
А. Шершунович, Т. Чукасова
Цель: актуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя.
Задачи:
• Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.
• Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
• Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.
Ход деловой игры:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим рассказать вам о таком важном качестве для педагога как – креативность.
В переводе с английского «креативность» обозначает - творить, создавать. Оно не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к «творческой», как рисование, сочинение стихов или музыки, игра на сцене и т. д. Оно проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности.
Креативность является ведущим компонентом педагогической дея-тельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.
В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.
«Условия развития креативности»
Современное общество предъявляет всё больше требований к личности. И особо чаще наряду с другими качествами, выделяется такое свойство личности, как креативность.
Если мы хотим, чтобы наши дети выросли способными к неожиданным и инновационным решениям – заниматься этим стоит начинать с дошкольного возраста. От трёх до семи это лучший возраст для развития нестандартного мышления. В это время дети учатся использовать свою фантазию и управлять её.
Новые федеральные государственные стандарты предполагают, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, ребёнок должен обладать развитым воображением, инициативностью, самостоятельностью, любознательностью. Взрослые (педагоги, родители) обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этих качеств, без которых дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.
Мы подготовили для вас памятки о роли взрослого в процессе развития креативного мышления ребенка. С основными правилами вы можете ознакомиться на слайде.
И так, сегодня в рамках деловой игры с элементами тренинга мы вам предлагаем поучиться искать нестандартные выходы из стандарт-ных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень.
1 задание.
А теперь для вас сложное задание. Вам необходимо дать определение качествам личности характеризующие креативность педагога.
Осознанность– восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое.
Оригинальность– гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предложения, действовать исходя из принципа «А что, если?».
Независимость– уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.
Склонность к риску– готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.
Энергичность– поглощение действиями, предприимчивость, востор-женность, непосредственность, «легкость на подъем».
Артистичность– выразительность, эстетические интересы.
Заинтересованность– широта интересов, любознательность, склон-ность к экспериментированию и задаванию вопросов.
Чувство юмора– игривость.
Тяга к сложности– интерес к непонятному и таинственному, терпи-мость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого.
Непредубежденность– восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.
Потребность в одиночестве– самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самосознанию, способность работать одному, наличие внут-ренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими.
Интуитивность– проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.
2 задание.
Всем известно, что современным миром движет маркетинг. Мы пред-лагаем вам прорекламировать свою профессиональную деятельность, которая отражала бы профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. Затем это объявление зачитывается перед всеми. Мы можем задавать любые вопросы по содержанию объявления, для того чтобы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться данной услугой.
3 задание.
Дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае вы должны научиться их понимать. - следующее задание – «Перевертыши».
Вам нужно отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу. За каждый правильный ответ команда получает жетон.
Василий Иванович остается на работе – «Иван Васильевич меняет профессию».
Грустные взрослые – «Веселые ребята».
Громче стоишь – ближе не будешь – «Тише едешь – дальше будешь».
Крик баранов – «Молчание ягнят».
Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».
С ленью не засунешь и птицу в море – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Холодные ноги – «Горячие головы».
Один всех ждёт – «Семеро одного не ждут»
Кошачья печень – «Собачье сердце»
Не бойся велосипеда – «Берегись автомобиля».
В симфоническом оркестре не только мальчики – «В джазе только девочки».
Ручной кактус – «Дикая орхидея».
Задание командам 4.
Сейчас мы предлагаем вам проявить чудеса находчивости, сообрази-тельности, нестандартности мышления, основанные на технологии ТРИЗ- технология решения изобретательских задач.
1. «Свойства – антисвойства». Назвать как можно больше пар слов, имеющих противоположные свойства, например: лёгкий - тяжёлый. Команды называют пары слов по очереди, побеждает команда, назвавшая пару слов последней.
2. В этом задании вам предлагается система. Необходимо, подобрать как можно больше слов, входящих в эту систему. Система ЛЕС, РЕКА, ГОРЫ, ПАРК. (Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа; Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина).
3. «Загадай загадку». Каждая команда придумывает загадку по схеме «на что похоже – чем отличается» и загадывает её команде противника. Например: Круглый, а не мяч, гремит, а не гром, с ним ходят на парад, но это не флажок. (Барабан).
4. Составьте рекламное объявление для газеты так, чтобы все слова начинались на одну букву. Например: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть.
Задание командам 5. Оригинальный нейминг
В младших и средних группах дети очень часто забывают как правильно назвать тот или иной предмет или явление, и нам приходится думать что же они имеют ввиду
Инструкция: «Постарайтесь каждому привычному предмету дать новое оригинальное название»
Например, апельсин – цитрусин, форточка – окнушка и т. д. ;
ванна клетка
ковш ведро
телефон калькулятор
карандаш дверь
вертолет календарь
воспитатель ребенок
валенки лыжи
Задание командам 6.
Я буду вам зачитывать закодированные названия определённых песен, а вы должны дать ответ, что это за песня, из какого она мультфильма или фильма.
Песня о длительном путешествии маленькой девочки в головном убо-ре.
(“Если долго – долго” – песня Красной Шапочки)
Песня о содержании головы одного из млекопитающих с бурой шер-стью.
(“В голове моей опилки…” – песенка Вини-Пуха)
Песня о животных, благодаря которым наша планета совершает движение вокруг своей оси.
(“Где то на белом свете. ” – к/ф. “Кавказская пленница”)
Песня о животных с длинными ушами, которые работают косильщиками лужаек.
(“Где-то в синем лесу. ” – к/ф. “Бриллиантовая рука”)
Песня о четырёх мужчинах в шляпах с перьями, которые за многое благодарны своей судьбе.
(“Опять скрипит потёртое седло. ” – к/ф. “Д’Артаньян и три мушкетё-ра”)
Песня о трагической смерти маленького насекомого
(“В траве сидел кузнечик”)
Песня о неизвестной игрушке с большими ушами.
(“Теперь я чебурашка …”)
Песня о мальчике, сующем свой нос в чужое дело.
(“Буратино)
Задание командам 7.
А сейчас мы проверрим насколько оригинально вы можете обращаться с обычными повседневными вещами.
В этом задании вам необходимо предложить наибольшее количество вариантов использования - ЗОНТ, – ДАМСКАЯ СУМОЧКА, ПУГОВИЦЫ, СКРЕПКИ
Задание командам 8. «Интеллектуалы»
А сейчас я вам предлагаю отгадать загадки. За правильный ответ команда получает жетон
- Чтобы не терять, его нужно проявлять, а чтобы им обладать, его нужно воспитывать, и никогда не терять. (Характер)
- Мужественная, живая, летящая. Тайная или административная. На земле по ней узнают моряка. (Походка)
- Высокий, властный, низкий, робкий. На склоне лет он может измениться, от страха мы можем потерять его. (Голос).
- Когда её мы теряем, не знаем больше ничего, но стоит только обрести её, становишься, кем был. (Память)
- Некоторые сходят с ума от неё. Она расцветает и увядает. А иные предпочитают ей счастье. Хотя именно в ней ищут спасение. (Красота)
- Ветер его колышет и возбуждает. Всё, что он видит - пожирает, но если его не усмиришь, то это конец. (Огонь)
Если б цветик был заветный, тот, что с виду неприметный, что бы загадать ты смог на волшебный лепесток? (Желание)
Жизнь порою бьёт, так что же? Устоять не каждый сможет, сила сдерживать удар – это тое божий дар. (Терпение)
Задание командам 9. –«Изобрази жестом»
Что-то мы засиделись, предлагаем вам немного подвигаться. Задание ПАНТОМИМА.
Разыгрывание этюдов: участникам команды предлагается без слов изобразить написанное на карточке словосочетание, а участники другой команды должны угадать.
Космонавт
Пожарный
Уборщица
Художник
Фотограф
Повар
Лыжник
Врач
10. Я предлагаю вам упражнение «Рифмовка».
Вам необходимо завершить в рифму несколько фраз, касающихся прошедшей встречи.
• Мы встречались, мы играли, креативность развивали…
• На игру мы приходили, где нас с вами научили…
• Креативность – что за птица?
• Нам запомнилось так ярко…
• Завершилась наша встреча…
• Креативными мы будем
•
Заключительные слова ведущего - Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти множество нестандартных ответов на единственно возможный вопрос. И научить этому своих воспитанников.