Яхно Оксана Николаевна
Тренинг для родителей «Простить нельзя наказывать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для родителей «Простить нельзя наказывать?»
Оборудование: бейджики со скотчем, фломастеры, конверт отношений, картон 4 цветов (желтый, зеленый, оранжевый красный, мяч.
Здравствуйте, меня зовут…. Сегодня мы проводит тренинг на тему детско-родительских отношений. Это, пожалуй, одна из самых важных и сложных семейных проблем. И как бы родители не любили своих детей, какими бы послушными не были дети – все равно, рано или поздно возникают ситуации, которые требуют серьезных и умных решений.
Упражнение 1. "Приветствие".
Упражнение 2. "Мой ребенок"
Публикация «Тренинг для родителей „Простить нельзя наказывать?“» размещена в разделах
Беседа 3. «Как правильно воспитывать детей?»
Цель: актуализация целей и результатов воспитания
Давайте поговорим, каковы цели вашего воспитания? Какого ребёнка вы хотите воспитать?
- Я правильно вас понимаю, что ребёнку важно быть?
- Каким образом вы этого добиваетесь?
-Что значит, быть «хорошим родителем»?
-Что должны делать родители и что должен делать детский сад в воспитании ребёнка? Давайте разграничим.
- Как вы считаете, что может делать ребёнок этого возраста?
-Что могут делать ваши дети?
-Что им не доступно?
- Как обычно вы хвалите своего ребёнка?
-Во всех ситуациях вы так хвалите?
Упражнение 6. "Рычаги воспитания"
Расскажите из своей практики (или из наблюдений, какие же «рычаги» вы применяете в воспитании детей.
ПООЩРЕНИЕ КОНТРОЛЬ
УГОВОРЫ ОБМАН
КОМПРОМИС ОБЕЩАНИЯ
НРАВОУЧЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ (ЛИШЕНИЕ)
ЗАПРЕТ ПРИКАЗ
Посмотрите, сколько мы написали «рычагов». Но заметьте, что все они не конструктивны и не продуктивны.
Это позиция Я «+» ТЫ «-»
Возможна позиция Я «-» ТЫ «+» (обещания, уговоры)
Идеальная позиция Я «+» и ТЫ «+» (любовь, доверие, признание)
Упражнение 7. «Простить нельзя наказывать».
И, тем не менее, существует такой метод воздействия, как наказание. Возможно, в некоторых случаях он не обходим.
1.- Вины ребенка здесь нет. Мать прекрасно знала, что ребенок обязательно заинтересуется большо й лужей, а так как у детей преобладают процессы возбуждения, и снижены процессы торможения, то не трудно догадаться, что ребенок сначала залез в эту лужу, только потом, когда пришла мать, сообразил, что сделал, что-то не так. А может даже не сообразил, потому, что для мамы грязно, то для него совсем и ничего.
- И вторая ошибка мамы – не наказывать один поступок путем лишения удовольствия от другого.
2. - Обычно такое поведение встречается тогда, когда ребенок чувствует себя обделенным в чем-то. Такому ребенку кажется, что он лишен чего-то такого, что есть у других детей. Если дети обделены вниманием и заботой, они пытаются овладеть какими-то материальными объектами в качестве замены. Но это приносит удовлетворение совсем ненадолго, и они повторяют свои действия снова и снова.
- Необходимо позаботиться, что бы ребенок не чувствовал себя обделенным вашим вниманием и заботой.
- Помогите ребенку обрести чувство собственного достоинства, что бы он не испытывал страданий от того, что у других есть нечто большее, чем у него.
3. - Маленький ребенок не способен длительное время заниматься какой-либо деятельностью, или как в данном случаи просто бездействовать. Заранее продумывайте, насколько долго вы можете простоять в очереди, и чем вы будите заниматься. Возьмите книжку, игрушку, конфету. Проше предотвратить истерику, чем потом ее гасить.
- Переключайте ребенка, постарайтесь найти ему интересное занятие - посмотрите в окно, наконец, возьмите пустой бланк и смастерите самолетик. Станьте креативными.
4. - После каждого поступка следуют адекватная оценка взрослого. И чем четче и понятнее будет сформулировано и объяснено поведение ребенка – тем точнее ребенок поймет – что он сделал не так, и самое главное – как же надо поступать правильно.
- И еще, – если вы решили увести ребенка, будьте последовательны – значит уводите, иначе он не понимает, зачем весь «этот цирк», почему папа довел до угла, а потом привел обратно.
Творческое задание "Родительские запреты".
Психолог: психологи уверены, что при запрете важны формулировка и тон, котоым он произносится. Профессор МГУ, российский психолог Ю. Б. Гиппенрейтер предложила разделить все запреты на зоны: зеленую, желтую, оранжевую и красную.
В зеленую зону входит то, что ребенку можно делать по собственному усмотрению и желанию, т. е. в отношении чего ребенок имеет полную свободу выбору (с кем дружить, в какой кружок записаться, какую сладость съесть на ночь и т. д.).
Желтая зона - ребенку разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ.
Оранжевая зона - некоторые обстоятельства вынуждают родителей нарушать установленные правила.
В красную зону входят то, что ребенку делать категорически нельзя и это даже не обсуждается с ним.
Вывод: все зоны, вместе взятые, свидетльствую о том, что правило правилу рознь и что в процессе воспитания вполне можно найти золотую середину между пониманием и проявлением твердости, между гибкостью и непреклонностью.
Ошибка родителей заключается в том, что запрещая что-либо, они часто неосознанно произносят это осуждающим тоном. То есть запрет - это просто "Стоп"! По возможности запреты не должны звучать осуждающее и тем более - пристыживающе. Чем лучше это удастся - тем легче будет ребенку воспринимать запреты. На самом деле дети чаще всего противятся не самому запрету, а способу его внедрения.
ПРИТЧА. Гвозди
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде…