Елена Пролеева
Тренинг для родителей «Любить своего ребенка — это как»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для родителей
«Любить своего ребенка-это как?»
Цель: Способствовать эффективному взаимодействию родителей со своими детьми.
Задачи:
1. Сформировать у участников тренинга желание освоить секреты родительского мастерства и научить любить своего ребенка.
2. Способствовать тому, чтобы родители по-настоящему захотели научиться глубоко рефлексировать процесс воспитания, увидеть несомненную пользу для себя в эффективном взаимодействии со своим ребенком.
Публикация «Тренинг для родителей „Любить своего ребенка — это как“» размещена в разделах
3. Помочь родителям развивать самоуважение и уверенность в себе, отрабатывая техники по освоению родительского мастерства, чтобы уметь дать своему ребенку абсолютную убежденность в том, что родители его любят всем сердцем, безоговорочно.
Необходимые материалы: бейджики для родителей, маркеры или фломастеры; листочки, шесть ленточек; записанные фразы для родителей, домашние сочинения, изображения яблок для рефлексии.
Домашние задание родителям: написать мини-сочинение «Объяснение в любви своему ребенку».
План тренинга:
1. Ритуал приветствия
2. Принятие правил
3. Упражнение-шутка «Ответ из шляпы»
4. Упражнение «Что значит любить своего ребенка»
5. Упражнение «Почему не любят?»
6. Упражнение «Ребенок-статуя»
7. Беседа «Объятия»
8. Домашнее задание
9. Выполнение практического задания тренинга. Рисунок-аппликация «Коллективное дерево». Рефлексия
10. Завершение тренинга. Вручение «Памятки для родителей».
1. Ритуал приветствия
Цель: создание эмоционального положительного настроя.
Инструкция: «Необходимо каждому родителю представиться (назвать имя, кратко рассказать о себе на тему: «Чем я замечателен, как родитель». Затем назвать свою цель, которую хочу достигнуть в нашей встрече».
2. Принятие правил
Как у любого занятия, мероприятия, игры, у нашего тренинга тоже есть правила, которые должны соблюдать все его участники:
1. Активность.
2. Психологическая безопасность. Если кто-то не готов говорить, он может этого не делать. Насилия не будет.
3. Правило «СТОП»: вы можете остановить процесс.
4. Правило социального равенства. Все общаются друг к другу на «ты».
5. Не говорить дежурных фраз.
6. Обратная связь должна быть безоценочной.
7. Личный вклад каждого.
8. Дисциплина.
3. Упражнение-шутка «Ответ из шляпы»
(Ведущий задает вопрос, родитель достает ответ из шляпы и читает ответ).
Вопросы:
- Что вы делаете, если ваше сокровище, вас не слушается?
- Что вы делаете, если ваш ребенок пригласил домой много друзей?
- Что вы делаете, если ваш ребенок, просит игрушку по цене всей вашей зарплаты?
- Что вы делаете, если ваш ребенок порвал новую куртку?
- Что вы делаете, если у вашего ребенка плохой аппетит?
- Что вы делаете, если ваш ребенок задает много вопросов?
- Что вы делаете, если ваш ребенок после программы «Спокойной ночи, малыши «, не хочет ложиться спать.
- Что вы делаете, когда ваш ребенок просит рассказать сказку?
- Что вы делаете, когда в выходной день ребенок вспоминает о детском саде?
Ответы:
- Хлопаем в ладоши.
- Просим помощи у соседа.
- Убегаем из дома.
- Танцуем и поем.
- Едем в игрушечный магазин.
- Сразу бежим в детский сад.
- Едем отдыхать в Париж.
- Покупаем чупа-чупс.
- Быстро собираемся и едем к бабушке.
4. Упражнение «Что значит любить своего ребенка?».
Цель: способствовать осознанию и осмыслению любви к ребенку.
Существует точка зрения, что хорошим родителем быть нелегко, зато плохим очень просто. Но те и другие влияют на судьбу ребенка, прогнозируют его будущую жизнь. Чтобы ваше влияние было положительным, надо любить, знать и понимать своего ребенка.
Инструкция: «Скажите, а что значит, в вашем понимании, любить своего ребенка?»
Возможные ответы: забота о ребенке, интересоваться его жизнью, возить его отдыхать, покупать ему вещи и еду, говорить: «Я тебя люблю».
Краткий итог. Да, именно слова «Я тебя люблю» хочет слышать ребенок из уст самых близких людей. Это очень важные слова, они питают все существование ребенкаИх необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, и не раз.
6. Упражнение «Почему не любят?»
Цель: определение причин «нелюбви» родителей к детям.
Инструкция: «Скажите, почему некоторые родители не любят своего ребенка?»
Возможные ответы:
1. Ребенок был незапланированным. Родители его не ждали, хотели пожить в свое удовольствие. И вот теперь он им не очень нужен. Или они мечтали о мальчике, а родилась девочка.
2. Ребенок оказывается в ответе за нарушенные супружеские отношения (похож на отца, с которым мать в разводе, и некоторые жесты или выражения лица вызывают у неё глухую неприязнь).
3. Родители стремятся компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществившиеся мечты или желают доказать супругу и всем домашним свою крайнюю необходимость, незаменимость, тяжесть бремени, которую приходится нести.
Краткий итог. Вследствие вышеперечисленных причин у ребенка могут возникнуть негативные эмоциональные проявления, ребенок чувствует нелюбовь к себе.
6. Упражнение «Ребенок-статуя»
Что, значит, принимать ребенка безусловно?
Это, значит, любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровенький и счастливый, улыбались ему, качали его, обращали на него внимание всякий раз, когда это было ему необходимо.
А сейчас он подрос, и отношение к нему меняется — это верно. Но, бывает, что отношение родителей к ребенку настолько меняется, что трудно поверить, что он для родителей в радость.
Я предлагаю сейчас разыграть сценку, которая называется «Ребенок-статуя», с тем, чтобы убедиться, насколько и в какой мере изменяются тон голоса и содержание слов, произносимых родителями.
Для этого нужен один желающий, который сыграет роль ребенка.
А сейчас я предлагаю «ребенку» выбрать себе среди присутствующих любого человека, в котором он увидит поддержку. Я попрошу встать поддерживающего за спиной «ребенка», приложить руки к его спине и ни в коем случае не отпускать их во время всего действия.
Кроме того, я раздаю присутствующим родителям фразы, которые они будут произносить по моей команде.
Ты - моя маленькая дочь. Мы с тобой спешим в детский сад, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы вприпрыжку идем к автобусу. Я беру тебя за руку, и мы побежали.
-Мама, а что там такое, посмотри! - говоришь ты.
-Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань глазеть! - я тебе отвечаю.
И в этот момент, как только я произношу подобную фразу, ребенок может воспринять ее буквально — он закрывает глаза, как приказала мама. (Я достаю ленту и завязываю дочери глаза.)
И мы дальше спешим в детский сад. Я встречаю по дороге свою подругу, начинаю с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:
- Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?
-Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!
(После этой фразы я завязываю девочке уши лентой)
Мы идем дальше, распрощавшись с моей подругой, и бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.
-Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей пообещала принести ластик, тот, что.
- Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой!
(Я завязываю рот еще одной летной.)
Хватаю ребенка за руку, и мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Я бью ее по рукам и говорю, какая она непослушная:
- Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки!
(Завязываю руки лентой.)
Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на нее:
-Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (И в этот раз я завязываю ноги.)
Я смотрю на часы, нервничаю, что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребенка:
-Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты что, ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки - ни писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец идешь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань!
(И в этот момент я прошу всех в кабинете произносить громко те фразы, которые принадлежат им.)
Ребенок начинает хныкать. Я уже почти ору на нее:
-Что ревешь! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю, ворона. Нечего реветь! Позоришь только меня! Я кому сказала — перестань реветь, ты слышишь меня! (На этих словах я очень сильно перевязываю живо- душу.)
И продолжаю пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет.
Я недовольна всем, что она делает, забыв о том, что сама же все ей завязала, да еще хочу, чтобы у нее все получалось, и причем — обязательно хорошо.
Затем я спрашиваю у «дочери», что ей хочется развязать. Чаще всего — это живот, так как он туго перевязан, и это самое «больное место». Ей все запретили, да еще и плакать нельзя, то есть наложили запрет на чувства. Ребенку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать это право.
Затем я развязываю по очереди то, о чем просит девочка.
И, когда все уже развязано, я спрашиваю ее, что она чувствовала на протяжении всего действия? О чем она думала? Каково ей было, когда все вокруг начали приказывать ей?
Звучат слова о душевной боли и очень часто о ненависти к матери и к залу, который я просила произносить громко определенные фразы.
Спрашиваю, что являлось поддерживающим моментом в сценке, что помогало вынести несправедливые слова матери? Оказывается, что тот человек, который стоял сзади и все время поддерживал.
«Ведь очень часто в жизни это бывает посторонний человек. И хорошо, что он оказывается рядом в нужный момент. А каково тому ребенку, у которого даже такой поддержки нет?»
Я благодарю «поддержку» и прошу занять место в зале, а затем беру за руку того родителя, который исполнял роль ребенка, и говорю: «Вот в такое состояние мы вгоняем своего родного ребенка и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы, но ведь бывает и так, что такие слова он слышит и не от родных, а от чужих людей: от прохожих, от друзей, от учителей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?»
7. Беседа «Объятия»
Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, — это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. (Я обнимаю того родителя, который исполнял роль моего ребенка.) Когда ему будет достаточно, он сам отойдет.
При этом вы ни в коем случае не похлопывайте его по спине и не поглаживайте, будто бы «все это такие мелочи, что до свадьбы заживет».
Вы просто его обнимайте.
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально, — двенадцати раз в день!
И между прочим —не только ребенку, но и взрослому.
Руку ребенка надо держать до тех пор, пока он ее сам не отнимет. Ребенок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним ни случилось.
Ребенку подобные знаки безусловного приятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться.
8. Домашнее задание
Давайте заслушаем ваши мини-сочинения «Признание в любви своему ребенку»
Я хотела вам задать еще одно домашнее задание, завести «Календарь Радости». Откройте чистую тетрадь и попытайтесь вспомнить все радостное, что произошло сегодня. Это может быть встреча с друзьями, ласковое слово, маленькая удача. Заполнять «Календарь Радости» надо каждый день, вспоминая все события, которые приятно тронули малыша. Ищите миг счастья, и с каждым днем радостных событий будет все больше, они наполнят жизнь и украсят её. Что произойдет в итоге? Ребенок «напитается» радостью, станет уверенней, счастливей.
9. Выполнение практического задания тренинга.
Рисунок-аппликация «Коллективное дерево»
- Давайте представим, что наши дети саженцы, нам нужно, чтобы они росли здоровыми, сильными, красивыми, гармоничными?
Что для этого нужно? (много тепла, солнца, заботы и любви).
Задание: Нарисуйте мощный ствол с ветками и напишите на листочках все, что вы можете и хотите дать своим детям на данный момент. Это могут быть чувства, эмоции, качества характера. Прикрепите к веткам, вырезанные из бумаги, листья с надписями на дерево…
Родители рассматривают дерево и рассказывают, какое оно стало сильное, красивое, в нем есть все, что они в него вложили!
- Когда это дерево наберет силу, вы сможете сами укрыться в тени его мощной листвы. Чтобы воспитать такие качества характера, ребенку нужны любовь, доверие и внимание, тогда ребенок вырастет гармоничной личностью.
-Наш тренинг подходит к концу, и как любая работа, наше мероприятие тоже должно иметь свои плоды, то есть полученные нами знания, умения, или же мы должны осознать, что все услышанное на тренинге было нам не интересно, нам не пригодится. Я предлагаю каждому участнику подумать, выбрать и повесить на ветви дерева яблоко, но у каждого плода имеется свое значение.
Красное яблоко обозначает: «Я с удовольствием участвовала в мероприятии, подчерпнул для себя много интересного, полезного.
Желтое яблоко: «Мне было интересно, но меня оставила равнодушным тема тренинга и вопросы, которые мы разбирали»
Зеленое яблоко: «Мне было неинтересно, мероприятие было скучным»
10. Завершение тренинга. Вручение «Памятки для родителей».
Уважаемые родители, наш тренинг подошел к концу.
Хотелось бы закончить его словами американского педиатра Бенжамина Спока автора книги «Ребёнок и уход за ним»: “Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет. Я даю этот совет из самых практических соображений. Дело в том, что ребенок, которого любят и уважают таким, какой он есть, вырастает человеком, уверенным в своих силах и любящим жизнь. Он всегда сможет наиболее полно использовать свои умственные и физические способности и наилучшим образом воспользоваться возможностями, предоставляемыми ему жизнью”.
Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными. До новых встреч!
Желаем вам успеха в выстраивании отношений с вашими собственными детьми. А самое главное – любите и берегите своих родных и близких!
«Памятка для родителей
Уважаемые родители!
Ваши дети подобны нежным цветам в огромном саду, им нужны «утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнурительный зной и сильная буря». Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу, унижать в присутствии друзей, преувеличивать их ошибки. Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к Вам будет идти из глубины сердца.
Уважаемые родители ЗНАЕТЕ ли ВЫ, ЧТО ЕСЛИ:
Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
Ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины; Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
Ребенка хвалят, он учится быть благородным;
Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
Ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.