Васильева Людмила
Тренинг для родителей «Кризис трёх лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-х летнего возраста и найти пути их решения; повысить психолого-педагогическую культуру родителей.
Задачи:
• Привлечь родителей к обсуждению различных проблемных ситуаций.
• Способствовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей.
• Наметить способы преодоления возникающих проблем в воспитании детей в период кризисного возраста.
Участники: родители, старший воспитатель и педагог - психолог.
Ход семинара-тренинга
Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать Вас на семинаре-тренинге посвященного актуальной теме, но в первую очередь нам нужно познакомиться.
Игра «Наш малыш»
Цель: настрой на общую работу, мини-диагностика детско-родительских отношений.
Инструкция. «Давайте поиграем в игру «Наш малыш». Мы вместе с вами выявим характерные особенности поведения 3-х летних малышей. Если вы согласны с высказыванием – хлопните в ладоши 1 раз».
- Наш малыш стал очень любопытным.
- Наш малыш хочет все попробовать сделать сам!
- Наш малыш стал довольно часто упрямиться.
- Наш малыш отказывается спать в привычное время.
- Наш малыш капризничает во время еды.
- Наш малыш не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из детского сада.
- Наш малыш не хочет прибирать игрушки после игры.
- Наш малыш стал больше разговаривать, знает больше новых слов.
- Наш малыш любит с нами играть.
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника.
Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
В 3 года дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним. И он не может ждать, что это будет когда-нибудь в дальнейшем. Он просто еще не понимает будущего времени. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердить себя в победе, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми.
Возраст 3 – х лет характеризуется как «трудный». Его трудность состоит в том, что, начиная отделятся от взрослых ребенок проявляет всевозрастающую строптивость. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее упрямство. Это говорит о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.
Л. С. Выготский «Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими»
Д. Б. Эльконин «…кризис трех лет - это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего «Я».
Определение условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. (от 2 до 4 лет).
Л. С. Выготский описывает основные симптомы, характерные для поведения ребёнка в период кризиса 3 лет:
• Негативизм. Ребёнок отказывается делать то, что его просят, не потому, что ему не хочется, а из-за того, что его попросили об этом. Главное для ребёнка не установление истины, а спор со взрослым, противоборство с ним – это его основная цель.
• Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.
• Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах — о самостоятельности намерения, замысла.
• Обесценивание взрослых.
• Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями «Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними», — писал Л. С. Выготский.
• Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.
• Деспотизм. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.
Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни.
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
Девочки капризничают чаще мальчиков. В кризисный период приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых - до 19 раз!
Если дети по достижению 4-х лет продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддававшихся нажиму со стоны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Давайте с вами попробуем прожить некоторые ситуации из жизни. Упражнение «Ситуация»
Инструкция: как бы вы реагировали на ситуацию?
- во время разговора с подругой ребенок тянет вас за руку, ноет, перебивает, пытается привлечь ваше внимание.
- ребенок плюнул в бабушку.
- ребенок падает на пол и кричит.
Обсуждение актуальности ситуаций, что чувствовали участники, как себя вели.
Повторение упражнения «Ситуация» по правилам обратной связи.
Часто родители употребляют такие фразы:
• “Пошли скорее, сколько тебя ждать!”
• “Ешь, иначе не получишь десерт. ”
• “Убери за собой”
• “Не мешай!”
• “Не капризничай, пиратская футболка в стирке, надевай ту, которая есть. ”
• “Ляжешь ты, наконец, спать!”
• “По попе захотел?”
• “Чтобы я никаких “не хочу” не слышала!”
• “Сколько раз повторять”
• “Руки помыл?”
Но эти фразы нежелательны, если ваш ребенок переживает кризис 3 лет. Давайте придумаем альтернативу.
• “На старт, внимание… марш! Побежали!”
• “После того, как исчезнет эта крооохотная котлетка, к тебе прилетит что-то вкусное. ”
• “Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на столе…”
• “Иди, поиграй немного сам. А когда я освобожусь, мы устроим мини-праздник. ”
• “Смотри-ка, а вот родственница твоей пиратской футболки. Давай ее наденем?”
• “Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?”
• Интересно, кому это я сейчас ухи оторву и шею намылю?”
• “Ой, смотри, капризка прибежал. Лови, лови его, чтобы он нам настроение не портил!”
• “Раз-два-три, передаю секретную информацию… Повторите, как слышали. ”
• “Спорим, что вода с твоих рук потечет черная вода?”
Практические советы
«Многих родителей мучает вопрос: может ли родитель, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не вынося в душе негативные качества : ведь упрямство - это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность - демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я».
Что могут сделать родители:
1. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.
4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно - взять его за руку и увести.
6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.
7. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка.). «А что это там за окном ворона делает?» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.»
При неблагоприятном течении кризиса может наблюдаться целый спектр невротических реакций: нарушение сна, аппетита, страхи, энурез, плаксивость, агрессвность и др.
Причин осложняющих кризис, обычно несколько: общий ненормативный неврологический статус ребенка, напряженная обстановка в семье, появление в жизни ребенка дошкольного учреждения, появление в семье брата или сестры, неверное поведение родителей и воспитателей.
Упражнение «Зонтик»
Инструкция: на одной стороне листа напишите пожалуйста что вашему ребёнку запрещено делать (например, брать острые предметы, играть на кухне, выбирать себе одежду, есть много конфет и т. д.). Закрасьте соответствующие квадратики красным цветом.
Продолжите список теми действиями, где вы готовы договариваться с ребенком или предлагать альтернативу, идти на уступки (например, сегодня мы можем погулять подольше, раз тебе так нравится играть с ребятами, ты будешь кушать на обед суп или борщ? и. д.). Закрасьте квадратики голубым цветом.
А теперь напишите пожалуйста, что можно делать вашему ребенку (например, играть своими игрушками, кушать полезный обед и т. д.) и закрасьте квадратики зеленым цветом.
С обратной стороны листа расчертите круг на столько секций, сколько пунктов вы заполнили и раскрасьте эти секции в аналогичные цвета.
Вопросы для обсуждения: как вы думаете, запреты важны в вашей семье, можно ли позволять ребенку делать только, что он хочет, как вы думаете, в идеальной ситуации какого цвета должно быть больше в
диаграмме?
Заключительный этап. Рефлексия
В качестве рекомендаций родителям выдаются памятки.