Алла Коваленко
Тренинг для родителей «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Коррекция фонетико фонематического недоразвития речи у дошкольников»
Добрый день уважаемые родители. Рады вас сегодня всех видеть.
Девиз нашей встречи: Хорошее настроение сегодня – это залог нашего успеха.
В последние годы отмечается значительная тенденция увеличения количества детей, приходящих в детский сад с признаками выраженных речевых расстройств.
Так же, все чаще к нам поступает информация от учителей начальных классов, о том, что многим детям трудно усвоить школьную программу с первого класса,
они путают, пропускают и переставляют звуки и слоги.
Темочки:
- ОНР, нарушение речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2025
Дети не могут определить количество, последовательность и место звука в слове, не понимают прочитанного.
Все это указывает на фонетико-фонематическое недоразвитие.
Сегодня, на нашей встрече мы рассмотрим следующие задачи:
Задачи:
1. Установление партнерских отношений с семьей ребенка с Тяжелым Нарушением Речи, создание атмосферы общности интересов.
2. Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах преодолния фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка, пробудить в них интерес и желание участвовать в коррекции речи своего ребенка.
3. Познакомить родителей воспитанников с играми и упражнениями, направленными на развитие фонематического слуха, автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков детей, которые можно организовать в домашних условиях.
А сейчас «Давайте поприветствуем, друг друга» - чашечкой вертуального кофе, я предлагаю вам подойти ко мне и стать в два круга, внутренний (чашка, внешний (блюдце)
- Каждый из вас выбирает себе имя прилагательное, характеризующее вас с точки зрения родителя. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и ваше имя, например, я КСЕНИЯ - КОММУНИКАБЕЛЬНАЯ! Пока звучит музыка, вы двигаетесь по кругу, как только музыка остановилась вы должны найти себе пару, поприветствовать и познакомиться, не забывая назвать прилагательное.
Предложить всем пройти на свои места.
Учитель - логопед: Мы очень рада приветствовать заботливых, активных,любищих, понимающих …родителей на нашей встрече.
Педагог-психолог: Работая с детьми, имеющими различные нарушения речи, мы понимаем, что главные и единственные помощники в этой работе – это вы, родители! Кто, как не вы, понимая и осознавая всю важность коррекционно – развивающей работы, становитесь самыми главными союзниками, и помогаете своему ребенку окунуться в прекрасный мир правильной речи.
Учитель - логопед: ИГРА «Место звука в слове.»
Логопед: предлагаю выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук «Л» будет стоять в начале слова (например: лось, поднимите руки вверх, в середине (например: палас)- хлопаем в ладоши, в конце (например: пол) – руки вниз»
(Лапы, кулак, пол, лыжи, полка, осел, волосы, лопата, футбол, лампа, молоко, локоть, стол, белка) (Обозначения отражаются на слайде)
- Молодцы, присаживаемся.
- Скажите, как мы сейчас определяли место звука Л в слове? (на слух)
- Верно, мы определяли на слух.
Я кратко расскажу вам о состоянии звукопроизношения у детей с ТНР. Обычно звуки, сложные для произнесения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук Л употребляется вместо звука Р. Звук Ф – вместо звука Ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками Т и Д (ТАБАКА вместо СОБАКА). Причинами такой замены является недостаточная сформированность фонематического слуха.
Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, с помощью которого осуществляются операции по различению и узнаванию фонем, составляющие звуковую оболочку слова. Иными словами – это речевой слух. Если фонематический слух сформирован, ребенок может выделять, воспроизводить и различать звуки речи. (пример)
Фонематическое восприятие – это способность выделять в слове каждый звук, определять их количество, выделять первый и последний звук в слове, синтезировать слово из предложенных звуков. (пример) Из этого следует, что принято выделять основные этапы данной работы.
Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной
Этапы работы по формированию фонематического восприятия
I этап - узнавание неречевых звуков;
II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап - дифференциация слогов;
V этап - дифференциация фонем;
VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
Учитель - логопед: Уважаемые родители, сейчас мы вам представим ряд игр, которые способствуют развитию фонематического восприятия у детей.
Ваша задача, внимательно посмотреть ход игры и постораться ее повторить.
ФОНОВАЯ МУЗЫКА 5 минут для подготовки!
1- Этап «Узнавание не речевых звуков». -
На этом этап в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют так же развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Игры:
1. Игра: «Шумовые баночки»
Цель: упражнять в определении на слух содержимое баночки.
- (фасоль, рис, гречка, сахар, макароны, конфетки) – 10 банок.
Ход игры: Участникам неоходимо определить на слух содержимое баночки.
2. Игра «Что звучало?».
На столе – несколько музыкальных инструментов: бубен, бубенцы, колокольчик, треугольник, калатушка, трещетка, клависы.
Участникам предлагается определить звук музыкального инструмента.
3. Игра «Угадай, что я делаю?»
Участникам предлагается определить действие: режет бумагу, рвать бумагу, мять бумагу, развернуть конфету, шуршать пакетом, переливает воду из одного стакана в другой, постучать ложкой в кружке, отклеивать скотч.
Представленные игры повторяют родители вместе с воспитателем.
II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи. Этим целям служит целый ряд игр.
1. Игра: «Три медведя»
Цель: формировать у детей умение произносить соответствующие реплики изменяя тембр и высоту голоса.
Участникам необходимо выбрать роли и воспроизвести реплики героев по сказке «Три медведя».b]
[/b]2. Игра. Пальчиковая игра: «Шел, шел муравей».
Цель: развитие высоты и тембра голоса. Создание контакта и формирование доверия к педагогу
Шел, шел муравей,
Повстречал своих друзей.
Бабочку крылатую
И сороконожку,
И жука рогатого
Встретил на дорожке.
Ход игры: для игры приглашаются все присутствующие.
Слова стихотворения выводятся на экран.
Участники зачитывают стихотворение используя:
1. высокий тебр голоса (как огромный муравей)
2. низкий тебр голоса (пропищать как маленький муравьишка)
Представленные игры повторяют родители вместе с воспитателем.
III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;
На данном этапе, в процессе лопедической работы используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифферинцации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.
1. Игра «Собери - дорожку»
Цель: находить картинки названия, которых близкие по звучанию.
Ход игры: Приглашаются шесть участников.
Задачи: Заполнить ДОРОЖКУ карточками – картинками, названия, которых сходные по звучанию.
1. КОМ, ДОМ, ЛОМ, СОМ
2. БАК, РАК,ЛАК,МАК
3. СУК,ЛУК,ЖУК, БУК
4. ПЛАТОК,ЛИСТОК, ЗАМОК, НАСОК
5. ГОРКА, НОРКА, КОРКА, ШТОРКА
6. МАЙКА, ЗАЙКА, ГАЙКА, СОЙКА,СЛОЙКА
Представленную игру повторяют родители вместе с воспитателем.
IV этап Теперь переходим к следующему основному блюду - дифференциация слогов.
На данном этапе учат детей различать слоги.
1. Игра «КузовОК»
Цель игры: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.
Ход игры: Ведущий берет в руки руль (изображает синий трактор) и под музыку отправляется в путешествие.
Правила игры (зачитываются участникам):
Участники называют слова, которые заканчиваются на «ОК», например: (кузовОК - яблОК мешОК, кружОК, сапожОК и т. д, и прикрепляются к кузовку.
Представленные игры повторяют родители вместе с воспитателем.
Следющий этап - дифференциация фонем.
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
- VI этап Но, а мы переходим к последнему этапу - развитие навыков элементарного звукового анализа.
Целью этого этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа и фонематического восприятия.
Игра «Волшебный мешочек»
Цель игры: Определить звуки в начале слова (гласный, согласный)
Ход игры: Участники по очереди достают предметы из мешочка, называют начальный звук и проводят анализ, находят место на ромашке.
2 ромашки:
- с синей серединкой – согласные звуки.
- с красной серединкой – гласные звуки.
На этом наша встреча подошла к концу. Если у вас есть новые идеи и предложения или игры, мы ждем ваших предложений! До скорых встреч!