Светлана Теряева
Тренинг для родителей «Какую роль играют эмоции в развитии детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель тренинга: обратить внимание родителей на то, какую важную роль эмоции играют в развитии ребёнка с ОНР.
Задачи тренинга:
• обсудить совместно с родителями особенности эмоциональной сферы человека;
• познакомить родителей с влиянием эмоций на развитие детского организма;
• способствовать приобретению ими практических знаний и навыков эффективного взаимодействия с ребенком.
Публикация «Тренинг для родителей „Какую роль играют эмоции в развитии детей с ОНР“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Эмоции. Игры на изучение эмоций и настроения
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Материалы и оборудование: таблица «Чувство», бланк к упражнению «Посылка «Я – сообщения», бланк к упражнению «Пирог счастья», памятки для родителей, проектор, презентация.
Конспект тренинга
Упражнение “Мы похожи?”
Цель: Сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
Процедура: Участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по две фразы, начинающиеся со слов:
Ты похож на меня тем, что.
Я отличаюсь от тебя тем, что.
Мини – лекция «Какую роль играют эмоции в развитии детей с ОНР»
Ведущий: Главная функция эмоций - лучшее понимание людьми друг друга. Не пользуясь речью, мы можем судить о состоянии другого человека, настроить его на совместную деятельность и общение. Поговорим о том, какую роль играют эмоции в развитии детей, как узнавать эмоции и грамотно выражать их.
Упражнение «Узнай эмоцию»
Цель: развитие умения выражать и распознавать различные эмоциональные состояния невербально.
Участники садятся в круг, и каждый по очереди показывает другим какую-либо эмоцию (эмоциональное состояние, чувство). Остальные пытаются отгадать.
Инструкция: «Предлагаю каждому из вас по очереди показать какую-либо эмоцию или чувство при помощи мимики, жестов, поз. Остальные попытаются отгадать - какое чувство или эмоция была продемонстрирована».
Вопрос к родителям: «Было ли трудно без слов понимать и выражать чувства, эмоции?»
Ответы родителей.
Вывод ведущего: «Умение понимать эмоциональное состояние другого человека невербально очень важно, особенно в общении с ребенком, так как ребенок не всегда может высказать, какое чувство он сейчас испытывает. Родитель, понимая переживания своего ребенка на невербальном уровне, может помочь ему своей поддержкой, участием, правильным реагированием. Кроме того, в общении с ребенком, взрослый должен осознавать какую эмоцию или чувство он сейчас передает ребенку и как он это делает».
Мини-лекция «Последствия выражения эмоций»
Ведущий: Каждый способ выражения собственного отрицательного чувства имеет определенные последствия.
Упражнение «Бабочки»
Цель: Через собственные ощущения понять что чувствует ребёнок в той или иной ситуации.
Инструкция: участники разбиваются на пары, первый из пары становится взрослым, второй- ребенком.
Ситуация № 1. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание, не обращать внимания на обращения к ним детей. Дети должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: “Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал”.
Ситуация № 2. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание со вниманием отнестись к ребенку. Дети должны подбежать к своему взрослому и показать пойманную бабочку: “Мама, мама, смотри, какую я бабочку поймал!”.
Вопросы:
- Какие чувства испытывали “дети” в первом случае?
- Какие чувства испытывали “взрослые” в первом случае?
- Какие чувства испытывали “дети” во втором случае?
- Какие чувства испытывали “взрослые” во втором случае?
Упражнение “ Руки ”
Цель: понимание того, что при зажимании детей и их неполноценном развитии идет провокация агрессивного поведения со стороны детей.
Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таковых действий ведущим не производится. Вывод – в ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию. Если педагог настроен недружелюбно по отношению к детям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.
Мини-информация: «Я»-«Ты» сообщения
Ведущий записывает на доске схему «Я-высказываний»:
«Я чувствую. (эмоция, когда ты. (поведение, и я хочу. (описание действия)».
Далее идёт сравнительный анализ техник Я – Ты сообщений.
Упражнение «Посылка «я-сообщений»
Участникам в парах раздаются примеры конфликтных ситуаций. Предлагается построить «Я» - высказывания в ответ на «Ты» - сообщение. Использовать схему.
Инструкция: «Прочтите ситуацию, изучите Ты - сообщение и напишите "Я - сообщения" в третьей колонке.
Обсуждение упражнения с родителями.
Выводы ведущего: "Ты-сообщения" являются плохими кодами для сообщения о том, что родитель чувствует, т. к. они чаще всего декодируются ребенком в терминах того, что ему следует делать (посылка решения) или какой он плохой (через порицание и оценку).
"Я-сообщения" являются более эффективными и здоровыми для взаимоотношений родителя и ребенка. Они в меньшей степени провоцируют сопротивление. Честно сообщить ребенку об эффекте, который производит его поведение на вас, означает в гораздо меньшей степени травмировать его, чем утверждать, что он в чем-то плох, поскольку так себя ведет.
"Я-сообщения" бесконечно более эффективны, поскольку они налагают ответственность на ребенка за изменения его поведения.
Упражнение – «Пирог - счастья»
Упражнение проводится в мини-группах. Участникам даются ингредиенты для приготовления пирога: улыбка, радость, тепло души, радуга, солнце, голубое небо, благополучие, доброта, щебет птиц.
Задание: Написать рецепт приготовления пирога из полученных ингредиентов. Озвучить каждый из вариантов.
Пример: Замесите пирог на доброте. Смешайте улыбку с радостью. Влейте тонкой струйкой тепло души. В больших пропорциях добавляйте благополучие. Украсьте кусочками голубого неба. Посыпьте цветами радуги. И выпекайте в солнечных лучах до ощущения счастья. Отламывайте маленькими кусочками и раздавайте каждому. Будьте здоровы!
Рефлексия
Родителям предлагается поделиться своими впечатлениями от тренинга.
Список литературы:
1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М. ACT. «Астрель» - 2006.
2. Гордон Т. Тренинг эффективного родителя.
3. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания. 5-9 классы.
4. Ильдеркина С. Н. Тренинг для родителей: «В мире детских эмоций». -Новочебоксарск, 2008.
5. Рахмаштаева В. А. Психология взаимоотношений. - М. : «Просвещение», 1996.
6. Стишенок И. В. Тренинг уверенности в себе. - СПб: «Речь», 2006.
7. Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура. - М. 1999.
8. Щербатых Ю. Избавиться от страха. -М. : «Эксмо», 2006.
9. http://msk.treko.ru/show_dict_775
10. http://trepsy.net
11. http://psylist.net
12. http://festival.1september.ru/