Писаренко Галина Семеновна
Тренинг для родителей «Способы избавления от агрессии с помощью игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для родителей
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Психологический тренинг для родителей
«Способы избавления от агрессии с помощью игры»
Г. С. Писаренко
Педагог-психолог
г. Советский, 2017
Способы избавления от агрессии с помощью игры
Публикация «Тренинг для родителей „Способы избавления от агрессии с помощью игры“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Агрессия. Игры для снижения агрессии
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Темочки
Цель: Помочь родителям владеть собой и детям в стрессовой ситуации через игру
Задачи: 1. Обучение выплескиванию гнева в приемлемой форме.
2. Способствование созданию доброжелательной атмосферы и сплочение в группах
Педагог-психолог. Здравствуйте уважаемые родители! Я очень рада вас видеть на нашем мероприятии. Наша встреча не проста. Все вы наверное знаете, что такое агрессивное поведение. Агрессия- это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим (обида или оскорбление). Я думаю что все мы и наши дети, проходим через это состояние. Я хочу предложить вам тест «Склонны ли вы к агрессии», который поможет вам разобраться насколько вам присуща агрессия. Чтобы задуматься и попытаться начать учиться владеть собой в той или иной стрессовой ситуации.
Почему повышенная раздражительность и агрессивность свойственны многим людям, независимо от их возраста и социального положения? Да потому что современным взрослым и детям достаточно часто приходится сталкиваться
1. С насилием;
2. Разводом родителей;
3. Главное – с недостаточным вниманием к их проблемам со стороны близких взрослых, вынужденных большую часть времени отдавать работе.
4. Материальные проблемы
5. Состояние здоровья.
6. Строгость родителей
7. Несогласованность требований родителей
Ребенок часто теряет контроль над собой, спорит и ругается со взрослыми, отказывается работать, старается раздражать других. Часто о таких детях говорят,»кажется,что в него вселился злой дух.
Дети не чувствуют себя довольно защищенными в среде, в которой находятся, отсюда и раздражительность, и агрессивность.
В процессе работы я столкнулась с такой проблемой, как неспособность не только детей дошкольного возраста выражать чувства раздражения, гнева, обиды надлежащим образом.
Зачастую и взрослые не могут правильно справиться с этими чувствами. Обычно ребенку, да и взрослому сложно понять, что раздражение и гнев – чувства нормальные и вполне допустимые, но их вовсе не обязательно проявлять в агрессии. Помните. Что у агрессивных родителей вырастают агрессивные дети. Я считаю, что нашей важной задачей является обучение детей и родителей адекватным способам выражения собственных чувств, чему и посвящена предлагаемая вашему вниманию наша встреча. Я хочу предложить упражнения на избавления от агрессии. Вы сами почувствуете, что дает игра для вас и ребенка
Дорогие родители давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. У меня в руках волшебный клубочек. Я называю свое имя и передаю по кругу
Упражнение «Связующая нить»
Родители встают в круг и представляются друг другу и передают соседу клубочек, клубочек передается по кругу и возвращается психологу
Педагог- психолог. Вот видите, какой у нас образовался круг. Мы с вами в едином кругу и проблемы нам решать вместе.
Упражнение «Растопим лед» (родители стоят в кругу)
Педагог- психолог. (Держит в руках лед) Что у меня в руках?
Родители. Лед.
Педагог-психолог. Какой он? (Прикладывает к щеке каждого родителя.)
Родители. Холодный, твердый,сырой.
Педагог-психолог. Как вы думаете, его можно растопить?
Родители. Да.
Педагог-психолог. Я знаю волшебные слова, которые помогут нам растопить лед (произносит слова)
Ледышка, ледышка, возьми тепло моих рук, жар моего сердца и подари их моему другу.
Передает лед рядом стоящему родителю. Тот крепко сжимает лед в руках,
говорит «волшебные слова» и передает его дальше по кругу. Через некоторое время вновь оказывается в руках у педагога-психолога.
Педагог-психолог. Посмотрите, какой стал лед!
Родители. Он стал маленький и начинает таять
Педагог-психолог. Вот видите, мы передали льду часть нашего тепла, и холодный лед стал таять и уменьшаться, как будто ожил. И если мы, люди, будем дарить друг другу тепло, каждый почувствует себя уютнее, станет веселее и добрее.
Упражнение «Рассерженные шарики» (родители сидят в кругу)
Педагог-психолог. Все мы хотим быть добрыми, веселыми, любимыми своими
детьми. Правда?
Родители. Да.
Педагог-психолог. Но это не всегда у нас получается. Ведь человек может испытыватьразличные чувства, переживать разные эмоции. Гнев, злость, обида – это человеческие эмоции. Их испытывает каждый человек, и это нормально. Самое главное уметьизбавиться от отрицательных эмоций. Назовите опасные способы выхода агрессии.
Родители. Драться, кричать друг на друга, бросать предметы, ломать их и т. д.
Педагог-психолог. Молодцы, а теперь скажите: как можно безопасно избавиться от раздражения?
Родители. Побоксировать подушку, покричать в лесу, потопать ногами, порвать бумагу.
Педагог-психолог. А на что вы чаще всего злитесь? (Отвечают.) Что вызывает у вас раздражение, обиду? (Отвечают.) Давайте попробуем увидеть и услышать это чувство. (Предлагает каждому родителю надуть шарик и завязать его.) Представьте, что шарик – это человек, в котором накопилось много раздражения, злости (это воздухвнутри шарика). Видите, какой человек стал сердитый? Он вот – вот лопнет от злости! Как вы думаете, воздух сейчас может входить в шарик и выходить из него?
Родители. Нет.
Педагог-психолог. А если человека переполняют злоба и гнев, может он оставаться спокойным и мыслить трезво?
Родители. Нет.
Педагог-психолог. Почему? (Предположения родителей.) Сделайте так, чтобы шарик лопнул, как будто взорвался. Его можно проткнуть, можно прыгнуть на него, можно его прокусить. (Выполняют.) Как вы считаете, это безопасный выход агрессии?
Родители. Нет!
Педагог-психолог. Почему?
Родители. Можно испугаться самому, можно испугать других.
Педагог-психолог. Что может означать ваш страх? Чего вы боитесь, когда слышите взрыв шарика? (Ответы.) Раз шарик – человек, то взрывающийся шарик может означать какой-либо агрессивный поступок, например нападение, оскорбление, а это, как вы сами увидели, опасно. Надуйте, пожалуйста, еще один шарик. Надуйте его, но незавязывайте, а просто крепко держите, так, чтобы воздух не выходил наружу. Наш шарик по-прежнему человек, а воздух внутри него – раздражение, гнев. Выпустите из шарика немного воздуха и вновь крепко зажмите. Посмотрите, шарик уменьшился?
Родители. Да.
Педагог-психолог. Лопнул ли он, когда вы выпускали воздух? Испугался кто-нибудь из вас?
Родители. Нет.
Педагог-психолог. Шарик остался целым?
Родители. Да.
Педагог-психолог. Вот видите, шарик остался целым и невредимым, не лопнул и
никого не напугал. Так и человек: когда он выражает свои чувства контролируемым способом, он никому не причиняет вреда. Продолжаем сдувать шарик маленькими порциями до тех пор, пока в нем не останется воздуха. (Выполняют.) Помните, что воздух в шарике – это ваши чувства раздражения и гнева. Вышел воздух – прошла злость. А шарик – человек – остался цел и невредим. Как вы думаете, этот способ опасный или безопасный.
Родители. Конечно, безопасный.
Педагог-психолог. Почему? (Предположения родителей.) Попробуйте еще раз сами надуть и сдуть шарик маленькими порциями. (Выполняют.) Вы видели, слышали или чувствовали, как чувства раздражения и гнева накапливаются и однажды могут вырваться наружу – так воздух вырывается из надутого шарика и может напугать или травмировать вас или тех, кто находиться с вами рядом. Поэтому очень важно научиться избавляться от злости дозировано, безопасно.
Упражнение «Упрямая подушка».
Вспомните: бывало с вами так: вы сердились и вам хотелось топнуть ногой, бить, рвать?
Родители. Да.
Педагог-психолог. Когда это происходило? (Рассказы родителей.) Чтобы раздражение не мешало общаться с окружающими и заниматься другими делами, нужно от него избавиться.
Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри нее живут Упрямки. Это они начинают капризничать и упрямиться. Давайте их прогоним. Психолог начинает бить подушку изо всех сил, родители продолжают. А психолог приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее». Когда движения становятся медленные игра постепенно останавливается. Психолог. предлагает послушать есть ли Упрямки или нет (Приложить ухо к подушке)
Ответ родителей «Нет, Упрямки испугались и молчат»
Педагог-психолог. Какое Ваше состояние после Волшебной подушки?
Ответ родителей. Стало легче.
Упражнение «Рвакля» (родители сидят в кругу)
Педагог-психолог. Есть еще один способ избавиться от неприятных чувств, но я
расскажу о нем при условии: после выполнения задания вы поможете мне навести порядок в комнате. Это упражнение очень любят дети. Возьмите бумагу, можете рвать, топтать, разомните и сделайте шарики (Родители делают шарики) Кидайте друг в друга приговаривая «Вот тебе» Вот сколько раздражения и злости вышло из нас!
Педагог-психолог. А теперь пора отдохнуть.
Релаксация «Полет бабочки»
(родители ложатся на ковер или садятся на стульчики.)
Педагог-психолог. Примите позу, в которой вы чувствуете себя удобно, комфортно, спокойно. (Включает медленную музыку.) расслабьтесь, отдыхайте. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и глубоко,. спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок.
Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь каждый пусть вообразит, что он – бабочка. Что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз, вверх и вниз.
Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы даже чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно высадитесь на мягкую пахучую серединку цветка…рассматриваете его и цветы вокруг. Вдохните еще раз его аромат. и откройте глаза.
(Через некоторое время выключает музыку.) На счет «раз, два, три!» открывайте глаза. Повернитесь на правый бок, медленно встаньте на колени, а потом на ноги. Поднимите руки вверх и потянитесь за ними, встав на носочки. Дышите спокойно и глубоко.
Как вы себя чувствуете? (Ответы.)
Упражнение «Хорошие!» (родители стоят в кругу)
Педагог-психолог. Смотрите, а наш лед совсем растаял, вот какая чистая вода. Мы с вами растопили лед своим теплом рук и сердец. Мы сейчас с вами будем заряжать воду положительной энергией. Я сейчас скажу волшебные слова и передам вам по кругу, чтобы и вы передали друг другу свою хорошую энергию через эту чистую воду «Вода чистая, пусть у меня не будет ни злобы и агрессии, я буду всегда спокойная»
Когда слова произносит последний родитель и вода оказывается в руках у педагога - психолога все берутся за руки.
Родители. Все мы хорошие, умные, красивые, надежные, замечательные!
Упражнение «Оживи ладошки» (Рисунок)
Педагог-психолог. Обведите на лисе бумаги силуэт своей ладони. Затем оживите ладошки. Нарисуйте им ротик, глазки. Раскрасьте пальчики. Придумайте имя каждому пальчику и подпишите.
Рефлексия. Полезна ли была для вас информация, которую вы получили сегодня на занятии?
Будете ли вы применять в повседневной жизни?