Раиса Кузнецова
Тренинг для педагогов «Развитие навыков продуктивного взаимодействия»
Упражнение №1.
Цель: способствовать поднятию настроения и повышению жизненного тонуса.
Ход упражнения. Прошу Вас встать в два круга лицом друг к другу в парах (по типу карусели). Один из партнеров говорит другому комплимент. Другой же отвечает: «Да, конечно, а еще я (говорит о себе что-то хорошее)». Затем они меняются ролями и повторяют упражнение. После этого все стоящие во внешнем круге делают шаг вправо и продолжают упражнение.
Публикация «Тренинг для педагогов „Развитие навыков продуктивного взаимодействия“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Обсуждение: легко ли принимать комплименты? Получалось ли подобрать комплимент каждому из коллег? Что Вы чувствовали, когда получали и делали комплименты? Какие возникли сложности в процессе выполнения упражнения?
Упражнение №2.
Цель: научиться добиваться взаимопонимания в большом коллективе.
Ход упражнения. В этом упражнении все участники группы, построившись в одну шеренгу, должны прыжком поворачиваться на 90 градусов до тех пор, пока все не окажутся лицом в одну сторону
Обсуждение: получилось ли выполнить задание сразу? Зависит ли взаимопонимание от количества участников группы? Какие можно сделать выводы?
Упражнение №3.
Цель: осознание участниками эффективности приемов инструктирования и запоминания информации.
Ход упражнения. Общая инструкция: сейчас 6-7 добровольцев смогут проверить свои способности в приеме-передаче информации (нужно подождать появления добровольцев). Остальные участники будут наблюдателями.
Инструкция добровольцам (после этого они могут выйти за дверь) : сейчас вы будете передавать друг другу информацию. Вы будете по очереди входить в комнату, выслушивать текст и передавать его следующему. Первому текст скажет литератор, он скажет второму, второй третьему и т. д. Ваша задача – передать информацию следующему как можно ближе к тексту, желательно слово в слово, ничего не путая, не искажая и не добавляя. Делать можно все, что угодно, записывать нельзя. Понятно? (важно произнести именно эту инструкцию).
Инструкция наблюдателям: сейчас участники будут входить по одному и передавать друг другу по очереди информацию. Ваша задача – фиксировать, кто и как точно будет передавать текст. Можно закрепить наблюдателей за участниками.
Текст сообщения: «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что, если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 12 октября».
Обсуждение: Кто помнит инструкцию, которую вы получили за дверью? Вопрос добровольцам: «Когда передавали информацию, вы говорили, чтобы сказать или чтобы вас услышали?» В чем заключалась сложность при выполнении упражнения?
Вывод: необходимо ориентироваться на собеседника – слышит – не слышит, понимает - не понимает.
В обсуждении важно подвести группу к осознанию того, насколько важно давать время для формулирования вопросов в процессе дачи инструкции или просто в процессе передачи информации, а также проверять – каким образом участник взаимодействия собирается ее выполнять.
Упражнение №4.
Цель упражнения: развитие саморефлексии и самооценки.
Ход упражнения. Участников делят на две команды, случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.
Обсуждение: каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.
Упражнение №5
Цель: дать участникам возможность испытать на себе такой способ реагирования, при котором самоуважение партнера не снижается и в затруднительном для него положении.
Ход упражнения. Упражнение начинается в парах. Первый участник пары начинает рассказ со слов: «Меня не любят за то, что…».Второй, выслушав, должен отреагировать, начиная словами: «Все равно ты молодец, потому что…».Затем участники меняются ролями.
Обсуждение: все ли смогли отреагировать на рассказ партнера заданным образом? Было ли трудно и в связи с чем? Что чувствовали, когда получали поддержку?
Упражнение №6
Цель: формирование позитивного настроя.
Ход упражнения. Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте своё сокровенное желание. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу» (участники тренинга приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).
И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» вам во всех ваших начинаниях будут сопутствовать удача и успех!