Тирон Елена
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Помоги себе сам»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов Доу «Помоги себе сам»
Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. Под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.
Публикация «Психологический тренинг для педагогов ДОУ „Помоги себе сам“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Предлагаемая программа нацелена
• на гармонизацию внутреннего мира педагогов, ослабление их психической напряженности и повышение
• эмоциональной устойчивости
Цель программы: создание условий для профилактики возникновения профессиональной деформации у педагогов средствами социально-культурной деятельности.
Задачи программы:
• формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих возникновению профессиональной деформации у педагогов;
• создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы профессиональной деятельности;
• развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
• развитие способности к творческому самовыражению педагога;
• развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего возникновению профессиональной деформации.
Программа рассчитана на педагогов и специалистов, изъявивших желание участвовать в групповых тренинговых занятиях.
Основные формы проведения занятий:
1. Игровые (творческого, подражательно-поискового характера, релаксационные и т. д.).
2. Обучающие (саморегуляция, аутотренинг).
3. Творческие (арт-терапия и т. д.).
4. Моделирование и анализ заданных ситуаций.
5. Беседы, дискуссии.
Содержание:
1. Дыхательное упражнение «Привет солнцу». Участники группы настраиваются на работу, делая вдох, затем задержка дыхания, выдох на слог «Ха!».
2. Ритм своего имени и фамилии. Каждый член группы пробует подобрать ритм к собственной фамилии, имени. Затем идет дискуссия о том, как на основании предложенного ритма можно составить характеристику человека.
3. Свободный танец «Мое прошлое» или «Мой самый тяжелый день». Педагогам предлагается вспомнить свой самый тяжелый день и выразить свои воспоминания движением.
4. Восприятие музыки. С целью выяснения психологического пространства индивида проводится прослушивание музыкального произведения (по выбору ведущего). Далее выслушиваются впечатления всех участников группы
5. Исполнение песни «Приходите, споем». После пения ведущий рассказывает о целях и задачах занятий
Приходите, споем
Музыка и слова В. Судакова
Приходите, споем,
Это лучше беседы.
Можно петь о своем
И слышать соседа.
Приходите, споем
В одиночку и вместе,
И пускай о своем,
Важно – общую песню.
Наши песни легки
Для солиста и хора,
Важно, чтоб для души,
А не только для горла.
Приносите свое –
Вместе дышится легче,
С вами вместе споем
Задушевную песню.
Сколько черных слоев
На душе накипело,
А как только споем –
Все прошло, улетело.
Песни все хороши.
В них и радость, и горе.
Их споем для души
В нашем маленьком хоре.
6. Релаксация «Осенний лес» (В. В. Ткачева) Музыкальное сопровождение: Э. Григ «Пер Гюнт» (музыкальные отрывки).
Психолог : «Располагайтесь поудобнее. Закройте глаза и постарайтесь представить себе то, о чем я буду вам рассказывать. Ваша главная задача: рисуя в своем воображении картины и образы, которые я буду описывать, отключиться от своих проблем, забыть о них и. ОТДЫХАТЬ. Итак, начали.»
Психолог читает текст : «Прохладный ветерок освежает лицо. Воздух прозрачен и чист. Нет ни пылинки. Вы на опушке леса. Пахнет грибами и сухими листьями. Лес стоит зачарованный в своем удивительном осеннем убранстве. Золотые и багряные листья, шелестя, падают на землю. Кругом тихо. Только слышно как под ногами шуршат листья, да вдруг скрипнет сухая ветка. Ваш взгляд скользит вверх.
В вышине среди ветвей удивительная голубизна и чистота. Простор. Свобода. Совершенство линий природы. Праздничность убранства осеннего леса проникает в глубину вашей души, выметая из ее самых дальних уголков все, что мешает вам радоваться лесному празднику. Все лишнее уходит вниз. "Вниз, вниз, вниз", – говорите вы.
Вокруг вас сказка! Сказка леса! А кто же вы? Вы на этом празднике – сказочная королева! Вихрь разноцветных листьев начинает кружить вас, поднимая вверх, к кронам деревьев. Все выше и выше, вот уже и верхушки деревьев коснулись кончиков пальцев ваших ног. Вы парите над лесом. Вы вершите его судьбу. Вы прекрасны, молоды и полны энергии. Вы сильны и властны.
– Да здравствует сказочная Королева лесного торжества! – слышится внизу переливающимся многоголосием.
– Будь счастлива, Лесная Королева! – И этой здравице вторит эхо: "Будь счастлива! Будь счастлива! Будь счастлива!" (Повторяйте за мной.)
"Я БУДУ СЧАСТЛИВА! Я СЧАСТЛИВА! Я СЧАСТЛИВА СЕЙЧАС!" – отвечаете вы и. постепенно просыпаетесь».
После релаксации психолог расспрашивает каждого из участников группы об ощущениях. Обязательно выясняет, возникал или нет образ, предложенный им. Представления, всплывающие в сознании участников группы, могут частично или полностью не совпадать с образами, предлагаемыми психологом. Важно выяснить, какие они (приятные или неприятные) и как влияют на самочувствие каждого участника.
7. Домашнее задание. Участникам необходимо подобрать музыкальные произведения, которые наиболее полно характеризуют их эмоциональный настрой и душевное состояние.