Надежда Николаева
Требования и безопасность к использованию цифровой образовательной среды для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст представляет собой очень важный этап в формировании у детей познавательной активности, которая выражается в стремлении детей получить знания об окружающем мире, проявить свои творческие способности. Современная система дошкольного образования предъявляет новые требования к обучению, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста, использованию с этой целью инновационных методов, средств и приемов. В соответствии с ФГОС ДО использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и цифровых образовательных ресурсов, способствует повышению мотивации и заинтересованности воспитанников к получению новых знаний, детьми старшего дошкольного возраста.
Публикация «Требования и безопасность к использованию цифровой образовательной среды для старших дошкольников» размещена в разделах
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно образное мышление.
Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.
Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, экран. Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе:
•Подбор иллюстративного материала к совместной организованной
деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы,
кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентация);
•Подбор дополнительного познавательного материала;
•Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
•Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не
писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем
только вносить изменения;
•Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения
эффективности совместной организованной деятельности с детьми и
педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских
собраний.
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.
Занятия с использованием ИКТ должны проводится 1-2 раза в неделю в зависимости от возраста детей длиною до 30 минут, и не более 10-15 минут за непосредственной деятельности за ПК.
Во время просмотра необходимо интерактивное участие взрослых, которые могут комментировать то, что дети смотрят. Санитарные нормы и правила являются механизмом, обеспечивающими безопасность жизнедеятельности ребёнка. При организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением ИКТ очень важно учитывать существующие нормативные документы, регламентирующими правила работы дошкольников с компьютерной техникой и техническими устройствами.
Это в первую очередь:
Санитарные правила и нормы 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;
Санитарные правила и нормы 4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь “НЕ НАВРЕДИ!”. Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.
Ключевые моменты, на которые следует обращать внимание при организации детей дошкольного возраста в помещениях, оснащённых техникой, телевизорами и другими техническими интерактивными устройствами, заключаются в следующем:
• Просмотр телепередач и диафильмов: для детей 5-7 лет непрерывный просмотр не более 30 минут и не чаще 2 раза в день в первой или второй половине дня. Для показа диафильмов используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается.
• Использование проекционных экранов:
Высота проекционного экрана над полом должна составлять не менее метра и не более 1,3 метра.
Минимальное расстояние от зрителя до экрана должно равняться полуторной ширине экрана.
Максимальное расстояние до экрана должно равняться шестикратной ширине экрана.
Важно обеспечить равномерное освещение поверхности экрана без световых пятен и бликов.
• Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59-69 (см). Высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста. Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть. Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа, размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса.