Светлана Глазунова
Трансформация механизма дошкольного образования от режима функционирования к режиму эволюции
▼ Скачать + Заказать документы
Трансформация механизма дошкольного образования от режима функционирования к режиму эволюции (устранение однообразия учреждений, открытие новых учреждений, обучение и эволюция системы экспериментальных площадок) во многом снабжается за счет развития инновационных образовательных планов, руководящее и преподавательское творчество, помощь развивающемуся общества.
Инновация - это нововведение. Нововведение - это ориентированное развитие, которое вводит инновационные элементы в среду внедрения, вызывая сдвиг системы из одного состояния в другое.
Темочки:
Слово «инновация» происходит от латинского in - in и nowus - новое и в переводе означает «обновление, новизна, изменение». Инновация - это содержание и организация нового. Инновационный процесс отображает формирование и совершенствование содержания и организации нового.
Развивающиеся дошкольные образовательные учреждения, работающие в поисковом режиме, существенно отличаются от тех дошкольных образовательных учреждений, целью которых является стабильное традиционное поддержание установленного порядка функционирования раз и навсегда. Инновационные исследования идут по следующим направлениям: формирование нового содержания образования; разработка и внедрение новых педагогических технологий, методов, систем развития детей; создание дошкольных учреждений нового типа - центров развития детей, гимназий и др. Объектом почти любого нового процесса становятся дети. Перед исследователями и руководителями ДОО стоит задача – добиться минимального отклонения от желаемого результата. Поэтому управлению подлежит каждый новый процесс в ДОО.
Предметом почти любого нового процесса становятся дети. Цель учёных и руководителей ДОО - сводить отклонения от предвидимого итога до минимума. Поэтому каждый новый процесс в ДОО подлежит управлению.
Анализ научно-методической литературы, а также документов, предусматривающих организацию дошкольных учреждений, свидетельствует о том, что одной из главных целей, стоящих перед работниками дошкольных образовательных учреждений, является поддержание и укрепление здоровья детей. Огромными перспективами в этом контексте владеют организованные занятия физическими упражнениями в режиме дня дошкольников. Вместе с тем, реальные данные о состоянии здоровья детей дошкольного возраста указывают на наличие тревожной тенденции к увеличению числа дошкольников, страдающих от болезней, большинство из которых переходят в хронические формы.
По суждению Ю. К. Чернышенко, наравне с реальными проблемами состояния окружающей среды, организации врачебного обслуживания, положения материально-технической базы, стоит трудность качественного усовершенствования подготовки кадров физической культуры для дошкольных образовательных учреждений.
В исследованиях А. Я. Ханжиева отмечает, что не все новейшие и классические методы, используемые в дошкольных образовательных учреждениях, способны полностью реализовать необходимый объем двигательной активности растущего организма. В связи с этим в некоторых педагогических коллективах ДОО воплощаются механизмы реабилитации здоровых детей с целью формирования такого варианта оздоровительной системы, которая уменьшит заболеваемость и улучшит физиологические и психологические показатели детского организма, а, значит и его образовательные возможности.
Невзирая на очевидный факт, что при урегулировании задачи гармоничного развития дошкольника его организованная двигательная деятельность необходима занимать практически половину суточного бюджета времени на протяжение всего дня, отношение к этому разнообразных российских и зарубежных дошкольных образовательных программ неопределенно. Исследование популярнейших отечественных программ: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. Демонстрирует, что они выделяют на этот аспект (в среднем) от 12 до 18% от общего бюджета дневного времени ребенка в детском саду, вряд ли будет хватать для решения оздоровительных, а так же и образовательных целей, поскольку эти механизмы взаимосвязаны. Обширно разрекламированная в данный момент программа «Шаг за шагом» Центра развития ребенка (Джорджтаунский университет, Вашингтон) вовсе исключает нормализованную двигательную активность ребенка из уклада дня, заменяя ее самостоятельной, что делает процесс его развитие, самопроизвольно, беспорядочно хаотичны.
В исследовательском плане исследования Института дошкольного и семейного воспитания РФ предлагается реформаторское движение в дошкольном образовании. Созданы новейшие образовательные программы нового поколения: «Развитие» (в 1996 г. присуждена Премия Правительства Российской Федерации в области образования, «Одаренный ребенок», «Золотой ключик», «Радуга», Программа для усовершенствования речи дошкольников в ДОО, программа развития физической активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет и др.
Одним из новейших направлений, дополняющих нашу систему физического воспитания дошкольников, является осуществление умственных и социально психологических задач, которые в общем составляют культурный вектор этого процесса. Итоги их исследований дополняют содержание существующих процессов обучения и воспитания в ДОО определёнными инструкциями по улучшению у детей интеллектуальных ценностей физической культуры и созданию у них стабильных стимулов к занятиям физическими упражнениями.
А. В. Запорожец в своих исследованиях аргументирует применение способностей физического воспитания для формирования условий, оптимизирующих выстраивание психических процессов у дошкольников. Таким образом, еще одним новейшим направлением, дополняющим содержательную основу системы физического воспитания, является применение физических упражнений для оптимизации условий развития психических процессов.
Физическое развитие сегодня - один из главных критериев развития ребенка. В первую очередь это касается соответствия массы тела длине тела. Несмотря на то, что определению нормативных показателей, характеризующих физическое развитие здорового ребенка, посвящено большое количество работ, данный вид исследований остается актуальным. Это связано с тем, что на физическое развитие ребенка влияют как постоянно протекающие процессы общего характера (ускорение и замедление, так и региональные факторы, связанные с климато-географическими, социальными, экологическими и другими условиями. В то же время известно, что рост и развитие ребенка - это неравномерный процесс, характеризующийся периодами ускорения и замедления. При этом считается, что этапы ускоренного роста ребенка - это периоды, когда его организм наиболее уязвим. Эти периоды специалисты определяют как критические. В онтогенезе выделяют несколько возрастных периодов, когда происходит ускоренный рост организма. Вместе с тем следует отметить, что разные авторы указывают разные возрастные границы этих критических периодов. Особенно это актуально для дошкольного периода.
Исходя из целей исследования, оценивалось физическое развитие детей экспериментальной и контрольной групп. При оценке учитывались антропометрические данные и индивидуальные качественные аспекты двигательных способностей ребенка: выносливость, скорость, сила, гибкость и ловкость.
В начале и в конце года статистически значимых различий между учениками экспериментальной и контрольной групп не наблюдалось по всем показателям антропометрических данных.
Изучение динамики антропометрических показателей детей указывает на явную неравномерность физического развития ребенка в разные периоды онтогенеза. Ускорение роста («первое расширение», по мнению московских и ленинградских авторов, наблюдается в возрасте от 4 до 5,5 лет. Мы также обнаружили второе ускорение темпов роста в возрасте 6 лет в обеих группах. Но следует отметить, что прирост в опытной группе составил 9 см, а в контрольной - 5 см. По мнению Ю. В. Вельтищева не всегда наблюдается второе ускорение роста. Действительно, обследование детей (усредненные по России данные, представленное в работе А. Н. Мартинчик и А. К. Батурина не выявила существенных изменений темпов роста дошкольников и наличия второго ускорения роста в дошкольном возрасте.
На наш взгляд, это можно объяснить усреднением показателей разных регионов. Судя по различным данным, время формирования второго ускорения и его выраженность в разных регионах имеют свои особенности. А поскольку периоды наиболее интенсивного роста - это периоды повышенного риска несоответствий в развитии различных систем и снижения адаптационных возможностей организма, регионе следует уделять больше внимания детям от 6 лет.
Мы отметили, что увеличение длины тела и, соответственно, веса ребенка - это непрерывный процесс. Однако на этом фоне бывают периоды «округления», когда наблюдается относительно более быстрый рост массы (например, за три-четыре года, и «растяжения», когда увеличение длины тела опережает увеличение веса. (например, 6 лет). Причем эти показатели в опытной группе опережают таковые в контрольной группе (с 20,0 ± 2,1 кг до 21,2 ± 2,4 кг в подопытной группе и с 20,1 ± 1,9 кг до 20,9 ± 2,3 кг в контрольной группе). Во всех возрастных группах наблюдалось значительное изменение массы тела с начала до конца года. Исключение составили дети шести-семи лет контрольной группы, у которых прирост массы тела в течение года был незначительным (в среднем - 0,7 кг). Это еще раз подтверждает мнение Воронцова И. М. о том, что «в любом возрастном периоде констатация вступления ребенка в фазу интенсивного растяжения следует рассматривать как признак вероятного снижения физической и умственной выносливости, повышенного риска заболеваний». Поэтому критическим периодом в развитии ребенка следует считать именно период растяжки, когда увеличение длины тела опережает увеличение массы тела. Согласно этому подходу критическим периодом для детей в нашем регионе (по результатам собственного исследования) следует считать возраст 6 лет (как в контрольной, так и в экспериментальной группах, поскольку в этом возрасте существует интенсивное растяжение (в среднем 8 см). Такое увеличение длины тела обычно наблюдается на первом году жизни и в период полового созревания. По всей видимости, это тоже связано с небольшим увеличением массы тела в возрасте шести лет (в среднем около 1 кг). Более того, дети контрольной группы выиграли меньше, чем их сверстники из экспериментальной группы. На наш взгляд, дети контрольной группы использовали резерв тела на этапе растяжения, а дети экспериментальной группы за счет повышения адаптационных возможностей вступили в этот период с меньшим похуданием.
Следовательно, данная методика определила положительные сдвиги основных соматометрических признаков в экспериментальной группе и позволила максимально индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс, поэтому как современная форма обучения имеет преимущества перед традиционными подходами.