ЮЛИЯ САБАЕВА
Традиция «Встреча с интересными людьми» — эффективная форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
В. Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».
Аннотация. В статье представлен опыт эффективной формы взаимодействия ДОУ и семьи, принципы организации «Встречи с интересными людьми».
Ключевые слова: семья, родители, взаимодействие, вовлечение, встреча с интересными людьми.
Публикация «Традиция „Встреча с интересными людьми“ — эффективная форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи» размещена в разделах
Семья для ребёнка – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека, это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Именно в семье закладываются основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему вместе: детский сад и семья.
Согласно ФГОС ДО, необходимым условием, для создания социальной ситуации развития детей, является вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. Важной задачей дошкольного учреждения является сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и развитие детей.
Опыт показывает, что современные родители заинтересованы в развитии своих детей и прилагают для этого немало усилий.
Чтобы хорошо знать семьи своих воспитанников начали работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Провели анкетирование и узнали, что они хотят развить в своих детях и с какими проблемами сталкиваются. После чего приняли решение выбрать одну из форм сотрудничества «Встречу с интересными людьми», где родители не пассивные зрители, а активные участники. Такие встречи организуются один раз в месяц, во второй половине дня. Подготовка мероприятия предусматривает параллельную работу, с одной стороны с детьми, с другой – со взрослым. Воспитатели пробуждают интерес детей к предстоящей встрече или теме : совместно оформляют тематические выставки, готовят подарки гостям, беседуют с детьми о том, чтобы они хотели узнать у человека, с которым планируется встреча.
В свою очередь педагоги обращают внимание взрослого на то, что у встречи должен быть положительный эмоциональный фон. Обсуждается тема и содержание рассказа, его длительность, формы активизации детей. Часто встреча включает в себя практическую часть, и дети становятся участниками трудовой деятельности, в которой закрепляются полученные знания и умения.
Главные методические принципы организации «Встречи с интересными людьми» :
Гость во время встречи рассказывает о всех разновидностях трудовой деятельности взрослого человека: профессиональный труд, домашний труд, хобби и увлечения, но подробно останавливается только на одном виде труда.
Выбранный вид трудовой деятельности преподносится как можно ярче и эмоциональнее.
Обязательно демонстрируются результаты труда, некоторые трудовые действия и предметы-помощники.
Во время встреч необходимо разнообразить демонстрируемые детям виды трудовой деятельности:
- профессиональный труд: профессии сотрудников детского сада, родителей и близких людей воспитанников группы;
- домашний труд (труд по дому) : уборка квартиры, приготовление пищи и т. п.
- труд в природе: выращивание овощей, цветов; уход за животными и т. п.
- хобби и увлечения (труд для души) : ручной труд (вязание, вышивание, шитье, плетение, резьба по дереву, походы и т. п.); увлечения, связанные с искусством (игра на музыкальных инструментах, увлечение живописью, коллекционирование книг, камней и т. п.); занятия спортом, увлечения туризмом, рыбалкой и др.
Темы для встреч родители предлагают сами, так были организованы познавательные вечера «Моя любимая работа», «Мои помощники- музыкальные инструменты «и другие. Расскажем об этом более подробно.
«Моя любимая работа». В гости пришла медсестра –». Дети рассмотрели спецодежду, познакомились с инструментами, которые необходимы для работы медсестры.
Выводы, к которым мы пришли в процессе организации традиции «Встреча с интересными людьми» :
Дети узнают что-то новое.
Они учатся с уважением, любовью и благодарностью относиться к своим папам, мамам, бабушкам и дедушкам, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают о своей профессии, интересном хобби или увлечении.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников, развивает у детей познавательный интерес, коммуникативные навыки.
Изменилось отношение родителей к жизни группы, вырос интерес к воспитательно-образовательному процессу. Взрослые обращаются за советом по самым разнообразным вопросам.
Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи.
Такие встречи повышают авторитет воспитателя, показывают родителям сложность и важность педагогической работы.
Таким образом, традиция «Встреча с интересными людьми» является наиболее эффективной формой взаимодействия ДОУ и семьи, так как встречи помогают теснее и ближе общаться со всеми родителями, развивают родительскую инициативу, повышают интерес родителей к дошкольному учреждению. А воспитателям помогает строить партнёрство с семьёй на основе взаимного уважения и добровольности.