Наталья Поднекс
Толерантная личность воспитывается в семье.
▼ Скачать + Заказать документы
Толерантная личность воспитывается в семье.
Цель статьи:
- просвещение родителей на тему «толерантность»;
- акцентировать внимание родителей на актуальность проблемы толерантного воспитания детей;
- познакомить родителей с методами воспитания у детей толерантности в условиях инклюзивного (совместного) образования.
Публикация «Толерантная личность воспитывается в семье,» размещена в разделах
Толерантность (в переводе с латинского «терпимость») – это отношение к другим людям как к равным себе. Проявление толерантности означает, что каждый человек может придерживаться своих убеждений и признаёт такое же право за другими.
Гуманизм и толерантность – близкие по своему значению понятия. Главный их принцип – душевно и чутко относиться к человеку независимо от его возраста, национальности, социального статуса и вероисповедования, считаться с общечеловеческими интересами, ибо все люди – братья, жители одной планеты; бояться нанести другому душевную боль, бояться лжи, злословия, лени. Эти нравственные заповеди, составляющие кодекс человечности, идут к нам из глубокой древности и составляют нравственный идеал наших предков.
Эти заповеди, как никогда, актуальны сегодня.
Современное общество в целом становится всё более неоднородным. Это результат миграционных процессов, в результате которых представители других наций, оказавшиеся в меньшинстве, в отдельных случаях могут подвергаться дискриминации.
Национальные меньшинства – это представители этнической группы, проживающие на территории какого-либо государства, являющиеся его гражданами, но не принадлежащие к коренной национальности.
В 2009 г. На Украине проводилось исследование: «Состояние соблюдения прав детей национальных меньшинств и их интеграция в украинское общество». Оно показало, что почти половина таких детей сталкивались с унизительным отношением к ним окружающих. Их оскорбляли сверстники (60%, незнакомые взрослые (47%, учителя (15%).
Такого положения вещей ни в коем случае нельзя допустить у нас в России, в нашей многонациональной стране. Особенно это касается детей. Взрослым надо приложить все усилия, чтобы они росли в мире и согласии, и чтобы у нас никогда не возникали национальные конфликты.
Сегодня один и тот же детсад и даже одну и ту же группу посещают дети разных национальностей с различным уровнем владения речью и разным семейным воспитанием. Этим детям трудно в силу их возрастных и психологических особенностей адаптироваться в детском коллективе. К ним требуется бережное отношение со стороны других детей и их родителей, чтобы не задеть их национальные и религиозные убеждения.
В этом плане педагоги проводят определённую работу с детьми, но в первую очередь воспитанием толерантности у детей должны заниматься их родители, ведь они – первые и основные воспитатели своих детей, и невозможно сформировать толерантность у ребёнка, если родители не выступают союзниками педагогов в решении этой проблемы.
В понятии толерантности применительно к семье выделяются два аспекта:
- воспитание толерантности у ребёнка по отношению к окружающим;
- проявление в семье толерантности к самому ребенку со стороны родителей.
По убеждению ряда педагогов главные методы воспитания в семье – это личный пример родителей. Можно тысячу раз объяснять ребёнку, как у Маякавского: «Что такое хорошо и что такое плохо», но если малыш видит, что родители сами иногда делают это «плохо», то все их наставления не имеют смысла. Дети, как лакмусовая бумажка, отражают отношения и характеры своих родителей.
Ведь именно в семье ребёнок слышит, понимает и впитывает в себя из разговоров взрослых их отношение к людям другой национальности, их социокультуре. И если это отношение негативное, то он, естественно, общаясь с такими детьми в детском саду или на игровой площадке во дворе, переносит этот негатив на них, т. е. позволяет себе совершать нелицеприятные поступки по отношению к ним.
Из этого следует, что воспитание толерантности в семье родителям надо начинать с себя, а потом прививать её детям.
Например: беседы на эту тему, чтение сказок народов мира, посещение выставок известных авторов разных национальностей, рассказы о выдающихся художниках и писателях других народов.
Не все знают, что автор всем известных картин «Девятый вал», «Черное море», знаменитый художник-маринист Иван Айвазовский (это его псевдоним) по национальности был армянин, а не менее знаменитый художник-пейзажист Исаак Левитан (его картины «Вечерний звон, «Март», «Золотая осень» и д. р.) был еврей. К этой же национальности принадлежат любимый многими поколениями детей классик детской литературы Самуил Маршак и выдающийся физик и учёный, автор учебников по физике Лев Ландау.
А великий русский поэт А. С. Пушкин имел не совсем славянскую внешность, потому что его прадед – полководец Ганнибал был арабом, и в его правнуке текла и арабская кровь.
И таких примеров великое множество.
Интересно было бы попробовать заглянуть в семейную родословную – составить генеалогическое древо, узнать больше о своих корнях, и наверняка, многие родители обнаружат, что их предки были разных национальностей.
Кто-то из великих сказал примерно так: «Что это за русский, который не имеет хоть капли татарской или монгольской крови». И это неудивительно, ведь Русь 240 лет была под монголо-татарским игом.
Обо всём этом надо регулярно беседовать со своими детьми, чтобы они спокойно относились к национальному вопросу и были доброжелательны к своим иноязычным сверстникам.
В нашем современном мире много насилия и жестокости именно на почве национальной розни, поэтому формирование толерантной личности в семье становится необходимым.
Кстати, родителям и самим надо учиться толерантности по отношению к своим детям. Воспитывать в себе воспитателя – это задача, которая для каждого взрослого, так или иначе связанного с детьми, не перестаёт быть актуальной.
Уважая и принимая позицию и чувства ребёнка, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку. Воспитание в духе толерантности требует развивать такие её составляющие: доверие, сочувствие, сопереживание. В ребёнке надо воспитывать чувства такта по отношению к ближайшему окружению (например, к собственной бабушке, соседям, родственникам, сверстникам с непростыми характерами).
В обыденной жизни нам не хватает толерантности по отношению к пожилым людям, инвалидам.
Отношение к детям-инвалидам за время существования человеческой цивилизации было разным: от равнодушия, ненависти и агрессии до заботы и милосердия. Сейчас часто поднимается вопрос – могут ли дети с ограниченными возможностями здоровья (ВОЗ) воспитываться в одном коллективе со здоровыми. В настоящее время это практикуется во многих дошкольных учреждениях.
Приведё м такой пример: родители слабослышащих детей, детей с дефектами речи отмечают возможность для своего ребёнка полноценного речевого развития, навыков слухового восприятия, повышения качества произношения, формирование культуры общения преимущественно путём совместного воспитания этих детей с их здоровыми сверстниками.
А вот родители здоровых детей не всегда относятся к этому положительно. Чаще всего их волнует, не будет ли основное внимание в развивающем обучении уделяться детям с ОВЗ, смогут ли педагоги обеспечить гармоничное развитие всех воспитанников комбинированной группы?
Родители доверились и не пожалели об этом. В конце года было проведено анкетирование родителей здоровых детей. Выяснилось, что совместное обучение способствует формированию у детей положительных качеств личности. Они стали добрее, внимательнее друг к другу, проявляют сочувствие и гуманность к детям-инвалидам.
Главное достижение воспитания детей в комбинированных группах – это включение больных детей в естественный процесс общения со здоровыми воспитанниками, гармонизация их отношений.
Толерантность – это не единомыслие, не всеобщие согласие. Нельзя заставить людей одинаково мыслить, одинаково верить, одинаково работать.
Общее согласие должно быть в одном – в уважении друг друга. Толерантность – это следование «золотому правилу» : относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Укоренение в семье духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности будет значительным вкладом семейного воспитания в общественную жизнь.
Академик Д. С. Лихачё в сказал: «Человек, обладающий сознанием, разумом, гуманизмом – единственная надежда спасения жизни на Земле».
Используемая литература:
1. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №12/2013.
2. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №11/2012.
3. Великие художники т. 2 «Айвазовский» - М: Медиа, 2009 – 49 с., ил.
4. Великие художники т. 15 «Левитан» - М: Медиа, 2009 – 49 с., ил.