ольга осипова
Тип привязанности и адаптация к детскому садику
▼ Скачать + Заказать документы
Тип привязанности и адаптация к детскому садику
Безопасно привязанный ребенок с высокой вероятностью довольно быстро адаптируется к детскому садику и детскому коллективу; конечно, Вам поначалу не избежать бурь протеста и некоторых из приведенных выше симптомов стресса у ребенка, однако имеющееся у малыша базовое доверие к миру со временем возьмет свое, и все наладится.
Публикация «Тип привязанности и адаптация к детскому садику» размещена в разделах
Ребенок с избегающей привязанностью тоже, на первый взгляд, не будет сильно страдать от посещений детского сада и разлуки с мамой. Однако это так только на первый взгляд. На самом деле, если не предпринимать никаких мир, в его душе будет зреть убежденность в своей ненужности и отверженности, которое со временем повлечет за собой серьезные трудности межличностных отношений и скажется на особенностях формирования личности.
Самым большим страдальцем окажется амбивалентно привязанный малыш : он будет не только переживать стресс с наибольшими по сравнению с другими детьми эмоциональными стрададниями, но и будет чаще других демонстрировать симптомы телесного неблагополучия (нарушения питания, пищеварения, учащение простудных заболеваний).
Если в описании одного из типов небезопасной привязанности Вы узнаете поведение своего крохи, особенно в ситуации кратковременных разлук с Вами – не отчаивайтесь. В наше неспокойное время трудно – практически невозможно — создать идеальные условия для безукоризненно правильного формирования этих хрупких отношений. Самое главное – это что между Вами с малышом есть любовь, и она способна поправить многое и в конце концов внушить ребенку, что мир безопасен, мама надежна, а жизнь — прекрасна.
Как помочь крохе?
Определенный тип привязанности, по данным психологических исследований, устанавливается в основном до конца первого года жизни ребенка. Однако весь период дошкольного детства значим для её развития и укрепления, и если что-то было упущено на ранних этапах, ни в коем случае не стоит опускать руки позже.
Главное – вовремя разглядеть признаки эмоционального неблагополучия и поспешить на помощь.
* Чаще говорите малышу о том, как Вы его любите и как он Вам дорог
* Не забывайте о физическом контакте. Ничто не обладает таким мощным воздействием на психофизиологическое состояние крохи, как материнская ласка; когда Вы его обнимаете, он забывает обо всех своих бедах, всем своим существом уверяется в Вашей любви и укрепляет свое чувство безопасности и базового доверия к миру
* Старайтесь избегать высказываний о так называемой «условной» любви, как бы говорящих, что мамину любовь можно заслужить правильным поведением, а любой неправильный поступок может ее разрушить. Это подпитывает ощущение небезопасности у ребенка, делает его тревожным. Критикуйте не самого ребенка, а его поступки; вместо фразы «я тебя сейчас не люблю» сообщайте о своем актуальном переживании: «я на тебя сержусь, я недовольна тем-то и тем-то»
* Хвалите ребенка как можно чаще. Но! Похвала похвале рознь. Не обязательно умиляться без меры дурашливым выходкам. Лучше старайтесь подчеркивать успехи ребенка на почве обретения большей самостоятельности.
* Поощряйте самостоятельность ребенка. Помните: дети часто боятся становиться самостоятельными, независимыми от мамы, опасаясь тем самым лишиться ее любви. Если Вы демонстрируете чрезмерную тревогу в то время, когда малыш показывает Вам какое-то свое новое умение, пробует делать что-то сам, — ребенок может истолковать это так: «Маме не нравится, что я расту; она не хочет, чтобы я отдалялся от нее; большим быть плохо, больших не любят, любят только малышей». (Кстати, временные регрессы в речи, навыках самообслуживания в ситуации поступления в детский сад зачастую связаны как раз с тем, что ребенок путем отказа от взрослости пробует вернуть ту мамину любовь, которую получал сполна младенцем.)
!По отношению к детям с избегающим типом привязанности следует осторожно применять данную рекомендацию, чтобы побуждение к самостоятельности не было принято за отвержение!
* Не стесняйтесь открыто демонстрировать радость от совместных с ребенком занятий, прогулок, простого разговора.
* Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом – не транслируйте ему свою тревогу, это может не только внушить ему, что место, где Вы его оставляете, небезопасное, а Вы как защитник – недостаточно надежны. По этой же причине постарайтесь не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
* Не угрожайте ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание. Он может Вам поверить! И решить, что детский сад – место, куда отправляются дети, лишенные родительской любви.
* Внушайте ребенку, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Настраивайте малыша на мажорный лад!
* Демонстрируйте ему свой к нему интерес: к его образу мыслей, к его занятиям дома и в детском садике, предпочтениям. Выслушивайте до конца то, что говорит Вам Ваш малыш.
Поступление ребенка в детский сад — это один из важных переходных этапов, который должен быть преодолен каждой семьей. И как любой переходный этап, он сопровождается кризисом; но кризиса не стоит бояться – это просто процесс перестройки, некоторого изменения, результатом которого станет появление чего-то нового, нужного для дальнейшей жизни Вам и Вашему малышу: новых умений, нового опыта, новых впечатлений, новой ступеньки в большую жизнь.