Инна Верхоломова
Тезисное выступление на тему «Значение фольклора в приобщении детей к народному творчеству»
▼ Скачать + Заказать документы
Тезисное выступление на тему
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа муниципального района Ставропольский Самарской области структурное подразделение детский сад «Солнышко»
с. Верхние Белозерки
Тезисное выступление на тему
«Значение фольклора в приобщении
детей к народному творчеству»
Составила:
воспитатель
Верхоломова Инна Витальевна
2011г.
Уважаемые педагоги!
Публикация «Тезисное выступление на тему „Значение фольклора в приобщении детей к народному творчеству“» размещена в разделах
Существует давняя традиция сопровождать действия по уходу за малышом песенками и потешками. Песенки можно обыгрывать. Обыгрывать нужно самые различные жизненные ситуации, побольше детям петь, разговаривать, читать стишки, потешки.
Дети очень любят, что-нибудь слушать перед сном. Эти часы наиболее благоприятны для того, чтобы послушать сказку, стишок, песенку или потешку.
Например: Баю – баю – баю – бай,
Ты собачка не лай,
Белолапа не скули
Нашу детку не буди.
Или: Ходит сон у колыбели,
Баю – баю.
Чьи тут глазки спать хотят
Знаю – знаю,
Ты не три их кулачками
За – кры – вай,
Сон качает колыбельку
За – сы – пай.
В народных колыбельных песенках, к ребенку часто обращаются по имени, это очень важно для обучения с ним. Нужно ребенка называть ласковым именем. Колыбельные песенки помогают развивать воображение, помогают настраиваться на сон.
Например: Баю – баюшки – бай, бай
Глазки (имя ребенка) закрывай,
Я тебя качаю, тебя величаю.
Малышу также важно проснуться бодрым и веселым. Взрослый во многом может повлиять на настроение ребенка после сна, показав ему какую – либо игрушку или спеть шуточную песенку.
Например: Мне приснился сон волшебный,
Белки прыгали вокруг,
Сам я прыгал вместе с ними –
А потом проснулся вдруг.
Для игровых действий ребенку нужен подходящий эмоциональный настрой. Для создания настроения очень хороши коротенькие потешки, стишки, песенки.
Например: Пошел котик на торжок,
Купил котик творожок.
Самому ли съесть?
Или деткам снесть.
Или – стишки Агнии Барто «Игрушки» - в каждом стишке содержится действие, которое можно тут же обыграть.
Во время игр дети свои действия сопровождают песенками:
«Вот тебе под спинку мягкую перинку…»,
«Греет солнышко теплее, стало в доме веселее
Мы в кружок, мы в кружок, встанем поскорее»
Укладывая, игрушку спать, дети поют колыбельную песенку. Они очень любят, когда воспитатель играет, своим голосом меняя интонацию. При рассказывании сказок «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Репка» …
В народных детских песенках постоянно присутствует игровой момент. Каждую песенку можно легко превратить в игру, с различными движениями, танцами. Мы это используем на прогулке, в свободное время и в совместной работе с детьми.
Например: Скачет зайка маленький
Около заваленки,
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай–ка
Или: По лесной лужайке, разбежались зайки,
Вот такие зайки, зайки – побегайки…
Дети «зайчики», выполняют различные движения: прыжки, машут ушками.
Дети очень любят отгадывать загадки. Мы подбираем такие загадки, чтоб в них слышались отгадки.
Например: На дворе сидит, громко – громко кричит.
Ку – ка – ре –ку.
Мохнатенькая, усатенькая.
На лапках царапки, молочко пьет,
Мяу – мяу поет.
Потешки, стишки, песенки использую в течение всего дня. При кормлении стараемся отвлечь песенкой:
Испекла нам бабушка, вкусные оладушки,
Маслом поливала, деткам давала
Или: Гу – ту – ту, гу – ту – ту
Вари кашу круту,
Подливай молочка.
Накорми казачка!
При умывании напеваю:
В ручейке вода струиться, в речке плещется вода
Мы у крана будем мыться, без воды нам никуда!
Водичка, водичка умой мое личико…
Ручки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить,
Кто рукавчики намочит, тот водички не получит
Если ребенок ушибается и плачет, то приговариваю:
У волка боли, у лисицы боли, у медведя боли,
А у (имя ребенка) заживи
Дети очень любят хороводы:
«Мы вокруг березки хороводом стали,
Яркие платочки высоко подняли
Ты березка посмотри, это пляшут малыши…»
«Ой да, ой да, на качели сели
Ой да, ой да, песенку запели,
А потом еще раз быстро раскачались
Все у нас, все у нас весело смеялись»
Также используем считалки во время подвижных игр, пальчиковою гимнастику:
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папа
Этот пальчик – мама
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
В колыбельных песнях, пестушках, потешках, ребенок слышит разные мотивы, через них познает мир. С ними он засыпает, просыпается, под них весело играет. Они не только развивают, но и воспитывают духовно, нравственно и физически.
Литература:
1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6, 2011г
2. Журнал «Дошкольная педагогика» № 3, 2010г
Воспитатель Верхоломова И. В.
12.01.06 Логика образовательной деятельности (первая младшая группа)
Художественное творчество (рисование) : «Заяц у ёлки»
Интеграция: Познание, Коммуникация, Социализация, Безопасность, Здоровье, Физическая культура, Чтение художественной литературы.
№
Деятельность педагога. Деятельность воспитанников. Ожидаемые результаты.
1. Организационный момент.
Игровая ситуация: «В гости прискакала зайчиха - мама». Проявляют интерес, рассматривают зайчиху, трогают, гладят. Здороваются с зайчихой. Формируется интерес, эмоциональная мотивация, умение использовать в речи элементарные формы приветствия.
2. Д /и «Найди малыша» Внимательно слушают историю зайчихи:
Горько плачут звери-мамы
Горько плачут звери – папы
Потерялись малыши
Не найти детей в глуши
Плачет заяц ой, ой, ой:
Ускакал зайчонок мой
Где мои ребята,
Длинноухие зайчата.
Рассматривают картинки зверей и их детёнышей, раскладывают по парам, проговаривая с помощью воспитателя:
У зайца – зайчонок, у лисы – лисёнок, у волка – волчонок, у белки – бельчонок. Формирование представлений о детёнышах. Формирование словаря. Формирование гуманных чувств.
3. Д /и «Определи по контору» Дети слушают рассказ зайчонка: «В лесу была сильная вьюга. Она засыпала лес снегом. Мой друг оказался в большом сугробе. Помогите мне его правильно отыскать. Сам я боюсь ошибиться, вдруг откапаю волка».
Дети рассматривают силуэты животных, определяют, кто попал в сугроб: лиса, мышь, заяц, медведь, волк. Формирование интереса, эмоционального отношения к животному миру, умения узнавать контурные изображения диких животных. Развитие восприятия.
4. Д /и «Какой зайка».
Зайка удивляется и просит детей рассказать, как они узнали, где спрятался его друг-заяц. Дети с помощью наводящих вопросов описывают отличительные признаки внешнего вида зайца:
- Посмотрите, какой заяц! Какого цвета у него шубка зимой? (Шубка у зайца белая, мягкая, пушистая)
- Какие уши у зайца? (Уши у зайца длинные)
- Какой хвостик? (Хвостик у зайца маленький)
- Какой формы голова и туловище у зайца? (У зайца голова и туловище круглые)
- Как отличить голову от туловища? (голова по размеру меньше туловища). Формирование умения описывать объект с опорой на вопрос воспитателя.
5. Физминутка «Зайки».
Сколько маленьких зайчат
Здесь под елочкой сидят.
Шубки теплые одели
Не боимся мы метели.
Мы попрыгаем у елки
Не страшны нам злые волки
Прыгай, прыгай скок да скок
Белый маленький зверек
Лапки наши мы погреем
Мы погладим их скорее.
Прыг да скок, прыг да скок Скачут на опушке
И торчат у зайчат ушки на макушке Повторяют движения за воспитателем:
Приседают,
Потирают руки,
Прыгают на двух ногах,
Прыгают на одной ноге, затем на другой,
Протягивают вперёд руки,
Поглаживают руки,
Двигаются подскоками по кругу,
Приседают, поднимают руки вверх, «шевелят» ушками. Умение выполнять движения согласно художественному слову. Эмоциональный отклик на двигательную деятельность.
6. Рисование «Заяц у ёлки» Для того чтобы откапать друзей зайца, дети соглашаются нарисовать их.
С помощью воспитателя вспоминают способ изображения из пятна округлых форм разной величины, обращают внимание на особенности формы ушей, хвоста зайца.
Наблюдают за практическим показом воспитателя. Вспоминают правила рисования крупной кистью и гуашью: кончик кисти опустить в воду, промокнуть о салфетку, набрать небольшое количество белой краски, нарисовать большое пятно круглой формы – это туловище зайца. Затем нарисовать голову, уши и хвост. Гуашь набирать по мере необходимости.
Изображают зайчиков на тонированной бумаге с нарисованной нарядной елкой. Формирование умения создавать изображения из пятен округлых форм разной величины. Закрепляется навык работы с кистью и гуашью.
7. Рефлексия.
Выставка рисунков. Дети показывают, сколько зайчат они раскопали. Радуются результату работы. Рассказывают зайчику, как они рисовали его друзей. Положительный эмоциональный отклик на результаты своего труда. Закрепляются представления о ходе выполнения рисования зайчика.
12.01.07. Логика образовательной деятельности (первая младшая группа)
Физическая культура: «Путешествие в зимний лес»
Интеграция: Познание, Коммуникация, Социализация, Безопасность, Здоровье, Чтение художественной литературы.
№
Деятельность педагога. Деятельность воспитанников. Ожидаемые результаты.
1. Организационный момент.
(Звучит музыка «Звуки леса»-аудиозапись)
1 часть. Игровая ситуация: зайчик приглашает в зимний лес. Проявляют интерес. Берутся за руки, идут круг. По сигналу Зайчика: «Лиса, побежали!», дети бегут по кругу. Формируется интерес, эмоциональная мотивация. Развивается навык ходьбы по кругу, взявшись за руки.
2. 2 часть. О6щеразвивающие упражнения (с мячом).
П /у «Покажи орешек белке»
П /у «Разбей орешек»
П /у «Подари орешки белочке»
П /у «Весёлые белочки»
П /у «Белочки и зайчики»
1. И. n. : сидят, ноги вместе, мяч в обеих руках, руки внизу. Поднимают руки вверх, смотрят на мяч, опускают руки (4-6 раз) .
2. И. n. : стоят, мяч в обеих руках, руки внизу. Приседают, слегка ударяют мячом об пол, выпрямляются (4-6 раз).
3. И. n. : сидят, ноги вместе, мяч в обеих руках на коленях. Поворачиваются в одну сторону, касаются мячом пола, выпрямляются. То же выполняют в другую сторону (3-4 раза в каждую сторону).
4. И. n. : стоят, мяч на полу. Наблюдают, как воспитатель отбивает мяч об пол, обращая внимание детей на то, как легко прыгает мяч, по сигналу воспитателя так же легко попрыгают (15-20 сек).
5. Дети садятся на коврик друг против друга на расстоянии 1-1,5 м и катают друг другу мяч (8-10 раз). Формирование умений выполнять о6щеразвивающие упражнения с мячом.
3. Основные виды движений.
«Перешагивание через сугробы» Перешагивают через препятствия (кубики). Формируется умение в переступании через препятствия,
4. «Ползание через поваленные деревья»
Ползут по дорожке (между двух длинных веревок). Малыши выполняют задание друг за другом (поточно) (2-3 раза). Формируется умение подползать под верёвки.
5. .3 часть. П /и «Кто тише».
В соответствии с текстом стихотворения выполняют действия :
Как под елкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
И на горке снег, снег,
А под снегом спит медведь
-Тише, тише, не шуметь!
чтобы Мишка не проснулся. Подходят к Мишке, он просыпается, дети бегут обратно. (повторяется 1-2 раза). Формируется умение ходить на носочках, самостоятельно ориентироваться в пространстве.
6. Заключительная часть (рефлексия) :
предлагает детям поиграть с мячами. Дети играют с мячами, по окончании собирают их в корзину. Делятся впечатлениями. Эмоциональный отклик на двигательную деятельность.