МААМ-картинки

Тесты и диагностические задания с использованием приемов изобразительной деятельности

Татьяна Мокина
Тесты и диагностические задания с использованием приемов изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Тесты и диагностические задания с использованием приемов изобразительной деятельности.

Общая характеристика рисуночных тестов.

Среди диагностических средств рисуночные методы стоят на первом месте. В последние годы в нашей стране появилось большое количество работ, в которых описывается специфика рисуночных тестов.

Оценка умственного развития с помощью рисунка.

Оценка личностных особенностей человека.

Оценка метода.

Публикация «Тесты и диагностические задания с использованием приемов изобразительной деятельности» размещена в разделах

По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания.

Достоинства.

Рисуночные тесты трудно «подделать».

Рисуночные методики очень информативны.

Рисуночные методы близки к обычным видам человеческой деятельности.

Рисуночные методики могут проводиться многократно.

Недостатки.

Осторожно относиться к их использованию в статистических научных исследованиях.

Делать окончательные выводы о психологических особенностях субъекта на основе одних рисуночных тестов не рекомендуется.

Заключение не должно основываться на отдельных признаках рисунка, взятых изолированно, вне их связи друг с другом.

Уровень общего умственного развития

Уровень психомоторного тонуса, повышенная или пониженная активность, астения

Повышенная эмоциональная лабильность или, напротив, ригидность

Тревожность

Страхи

Особенности реакции на стресс

Агрессивность

Степень социализированности и конформности

Антисоциальные тенденции

Отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам семьи.

Чувствительность рисуночных тестов к диагностике психологических особенностей.

Выявляют критерии, позволяющие предположить наличие органических поражений мозга, нарушений обучаемости (задержки психического развития, умственной отсталости, невротического состояния, психического заболевания.

Краткая характеристика и Требования к процедуре Проведения к рисуночным тестам.

Интерпретации на основе предлагаемых критериев подлежат только рисунки, сделанные в ситуации психологического обследования с соблюдением стандартной процедуры. Рисунки, сделанные в других ситуациях, не должны оцениваться как тестовые.

Требования к проведению рисуночных тестов.

Каждый тест выполняют на отдельном листе нелинованной бумаги. Желательно использовать лист формата А4 (21 х 30 см, но допустим и меньший формат. Лист кладут горизонтально.

Все тесты выполняют простым карандашом. Карандаш должен быть не слишком твердым: желательно М или 2М.

Удобно использовать карандаш с резинкой. Если карандаш без резинки, то ее дают отдельно, но специально привлекать к ней внимание обследуемого не следует.

Использование фломастеров вместо карандашей снижает информативность теста, так как в рисунке, сделанном фломастером, не отражается сила нажима при рисовании.

Инструкцию к каждому тесту перед началом рисования нужно воспроизводить дословно, без видоизменений и дополнений.

Ведение протокола. В протоколе отражают: темп выполнения, последовательность, вопросы и высказывания, содержание беседы.

Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально.

Инструкция: «Нарисуйте на этом листе всю свою семью».

Если обследуемый задает вопросы : «А кого рисовать?», «А бабушку рисовать?»

Завершая рисунок необходимо выяснить, какого члена семьи изображает каждый из нарисованных персонажей. Беседу проводят в свободной форме.

Тест «рисунок семьи»

Предлагается для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка. Метод используется при обследовании детей, начиная с четырехлетнего возраста, но может быть применен и для выяснения отношения к семейной сфере у взрослого человека.

Проведение тестирования. В задание по тесту вводится дополнительная инструкция: «Нужно нарисовать семью так, чтобы каждый член семьи что-то делал, был чем-то занят». Тест позволяет получить более полную информацию о том, как обследуемый воспринимает распределение ролей в семье, какова основная, с его точки зрения, функция у каждого из ее членов.

Функциональная установка обследуемого часто приводит к тому, что по рисунку трудно оценить эмоциональные взаимоотношения между членами семьи.

Тест «динамический рисунок семьи».

Методика доступна детям, начиная со старшего дошкольного возраста, приблизительно с пяти лет.

Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально.

Инструкция: «Нарисуйте семью, состоящую из животных, так, чтобы все члены семьи были разными животными».

Обследуемый может сказать, что не умеет рисовать животных.

После окончания рисунка проверяющий выясняет, какие это животные и кто они в семье (кто какой член семьи, ответы фиксируются в протоколе.

Тест «Семья животных».

Тест доступен детям с 4-х летнего возраста, включая взрослых. В тесте «Семья животных», из-за его большей нейтральности, проявляется прямая проекция реальных семейных отношений.

План:

- Размер фигур;

- Взаимное расположение фигур на листе;

- Последовательность изображения;

- Поза, выражение лица;

- Состав семьи;

- Детали;

- Животные в тесте «Семья животных».

Интерпретация тестов «Рисунок семьи» (включая вариант «Семья в действии») и «Семья животных». Интерпретация этих тестов сходна, поэтому признаки, приведенные ниже, могут быть отнесены ко всем трем тестам.

Размер фигур.

Иногда, в рисунке семьи и/или семьи животных фигуры либо очень маленькие, либо очень большие, тогда как размер других рисунков средний. Из этого можно предположить, соответствующие особенности эмоционального состояния связаны именно с семейной сферой.

Уменьшенный размер.

Увеличение размера.

Относительная величина.

Изображение себя самым высоким.

Взаимное расположение фигур на листе.

Изолированность фигур.

Изображение себя отдельно от всех остальных.

Сверхплотное расположение фигур.

Интервалы между фигурами.

Показатели наличия контактов между членами семьи – это соприкасающиеся руки или тела, пространственная близость фигур, руки или взгляд, направленные друг на друга, совместная деятельность.

Последовательность изображения.

Первым изображается наиболее значимый член семьи для ребенка. Последовательность изображения связана со значимостью человека именно для ребенка. Демонстративные дети часто начинают рисунок семьи с собственного изображения. Застенчивые, тревожные дети часто рисуют себя в последнюю очередь.

Поза, выражение лица.

Искажения, идущие по правой стороне изображенного человека, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм. Искажения по левой стороне тела отражают проблемы в сфере эмоциональных привязанностей.

Голова, глаза, уши.

Голова. Самым «умным» членом своей семьи ребенок считает того человека, у которого он нарисовал самую большую голову.

Глаза. Отсутствие глаз бывает признаком негативизма, сниженной мотивации, отрицательного отношения к обследованию.

Нос/Уши. Подчеркнутые уши могут говорить также о подозрительности, настороженности, стремлении все слышать.

Руки, ноги.

Руки. Изображение рук (особенно – кисти, пальцев) – показатель особенностей сферы общения.

Ноги. Ноги, сдвинутые вместе – признак интровертности, расставленные – экстравертности.

Состав семьи.

Отсутствие на рисунке какого-либо члена семьи, говорит либо о малой значимости для ребенка, либо о конфликтных отношениях с ним, негативных или амбивалентных (двойственность переживаний, стремлений) эмоциях по отношению к нему.

Отсутствие на рисунке себя – частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье отверженным.

Включение в рисунок семьи посторонних людей (соседей, друзей и т. п.) – говорит о том, что отношение ребенка к членам семьи лишено особой теплоты и мало чем отличается от отношения к посторонним людям.

Включение в состав семьи домашних животных обычно говорит о недостатке общения и попытке получить недостающее тепло от общения с животным.

Детали.

Степень детализации рисунка – показатель эмоционального отношения к данному члену семьи. Более любимые члены семьи рисуются подробнее, с большим количеством деталей, чем менее любимые.

Животные в тесте «Семья животных».

Важный дополнительный показатель, имеющийся в этом тесте, - это то животное, в виде которого изображен тот или иной член семьи.

Змея или червяк символизируют эмоциональную холодность, а нередко – негативное отношение (если так изображен ребенок, то это может быть проявлением чувства своей отверженности в семье).

Хищные животные (тигр, волк) не всегда символизируют агрессию.

Экзотические животные – отражение демонстративности соответствующего члена семьи («мама-павлин»).

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по изобразительной деятельности «Зима» с использованием техники «пуантилизм»Детский мастер-класс по изобразительной деятельности «Зима» с использованием техники «пуантилизм» Дорогие друзья, доброе время суток! Рисование ватной палочкой всегда вызывает у детей интерес. Техника рисования точками необычна, ватная.

Диагностические задания по программе «Детство» в младшей группе Раздел «Ребенок открывает мир природы»I.Уровень знаний ребенка о деревьях, кустарниках, травянистых растениях Дидактические игры, упражнения,.

Фотоотчёт по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники «Царь зверей — могучий Лев»Фотоотчёт по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники «Царь зверей — могучий Лев» Уважаемые коллеги,предлагаю вашему вниманию фотоотчёт о занятии по изобразительной деятельности "Царь зверей - могучий лев". Будем рисовать.

Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники для средней группы «Осеннее дерево»Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники для средней группы «Осеннее дерево» Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники. Для средней группы. Тема: «Осеннее дерево» Воспитатель:.

Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Деревья зимой»Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Деревья зимой» Цель: Вызвать творческий интерес у детей к рисованию нетрадиционной техникой рисования- пальчиковая живопись. Задачи: 1. Продолжать знакомить.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Осенняя полянка» с использованием техники «печать листьями»Конспект занятия по изобразительной деятельности «Осенняя полянка» с использованием техники «печать листьями» Цель: познакомить детей с новым видом изобразительной техники – «печать листьями». Задачи: Образовательные: познакомить детей с новым.

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник «На день рождения к Мышонку» Программные задачи: 1. Образовательные: 1.1. Научить создавать образ животных и птиц в аппликации, путем использования нетрадиционных техник.

Методическая разработка «Подарок для мамочки своими руками с использованием различных техник изобразительной деятельности»Методическая разработка «Подарок для мамочки своими руками с использованием различных техник изобразительной деятельности» Методическая разработка "Подарок для мамочки своими руками» с использованием различных техник изобразительной деятельности" Данная методическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тесты и диагностические задания с использованием приемов изобразительной деятельности
Опубликовано: 13 апреля 2024 в 12:06
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тесты и диагностические задания с использованием приемов изобразительной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мокина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД