Ксения Снитко
Теоретические основы воспитания межличностной толерантности
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание межличностной толерантности в инклюзивном детском образовательном учреждении (ДОУ) — это важная задача, требующая комплексного подхода и применения теоретических основ. Инклюзивное образование подразумевает, что дети с различными особенностями развития обучаются и взаимодействуют вместе, что способствует формированию у них уважительного отношения к другим.
Публикация «Теоретические основы воспитания межличностной толерантности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Теоретические основы воспитания межличностной толерантности
1. Социальная теория обучения (Альберт Бандура) :
- Бандура утверждает, что обучение происходит не только через непосредственное взаимодействие, но и через наблюдение за поведением других. Воспитатели и родители могут служить ролевыми моделями, демонстрируя толерантное поведение и уважение к различиям.
2. Когнитивная теория (Жан Пиаже) :
- Пиаже подчеркивает важность развития когнитивных навыков, что поможет детям осмысливать свои отношения с окружающими. Через игры и обсуждения дети могут учиться понимать и принимать различные точки зрения и чувства других.
3. Теория социального конструктивизма (Лев Выготский) :
- Выготский акцентирует внимание на социальной природе обучения. Взаимодействие детей в инклюзивной среде помогает им развивать навыки общения и взаимопонимания, строить новые социальные связи, обмениваться опытом и принимать разнообразие.
4. Теория множественных интеллектов (Говарда Гарднера) :
- Гарднер предлагает идею, что у каждого человека есть разный набор способностей и интеллекта. В инклюзивной среде важно признавать и ценить эти уникальные качества, что способствует формированию уважения к различиям и принятию других.
5. Конструктивистский подход (Джон Дьюи) :
- Дьюи подчеркивает важность практического обучения, где дети учатся через активное участие, обсуждения и совместные проекты. Это помогает формировать толерантное отношение к одноклассникам с разными особенностями.
Практика развития межличностной толерантности в инклюзивном ДОУ
1. Создание инклюзивной среды:
- Оформление образовательного пространства должно быть комфортным и доступным для всех детей. Это может включать в себя доступные игровые зоны, материалы и оборудование.
2. Образовательные программы:
- Включение в программы занятий тематики, связанной с разнообразием, уважением и сотрудничеством. Использование игр, ролевых заданий и проектов для обучения детям межличностной толерантности.
3. Занятия по развитию эмоционального интеллекта:
- Уроки или игры, направленные на развитие понимания собственных эмоций и эмоций других людей. Это поможет детям научиться сопереживать и учитывать чувства окружающих.
4. Семейное вовлечение:
- Организация мероприятий, где семьи могут совместно участвовать в активностях, направленных на обучение толерантности. Это может быть через мастер-классы, дни открытых дверей или совместные праздники.
5. Обучение педагогов:
- Профессиональное развитие воспитателей, обучаемых работать с детьми с различными потребностями и культурными фонами. Важно, чтобы педагоги сами были примером толерантного поведения.
6. Регулярные обсуждения и обратная связь:
- Создание среды, где дети могут открыто обсуждать свои чувства и переживания. Это может быть достигнуто через занятия или специальные круги общения.
Заключение
Воспитание межличностной толерантности в инклюзивном ДОУ требует интеграции различных теоретических основ и практических подходов. Сплоченность группы, взаимная поддержка и уважение к индивидуальности каждого ребенка являются основами успешного инклюзивного образования. В результате создания такой среды дети вырастают более чувствительными, понимающими и толерантными к окружающим.