Татьяна Алексеевна
Теоретические основы ознакомления детей дошкольного возраста с живописью
▼ Скачать + Заказать документы
Современный государственный федеральный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на обязательность реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Задачи здесь ставятся широко, и в их числе: «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; … становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений…». Живопись выступает одним из видов изобразительного искусства, на основании которых данные задачи могут решаться.
Публикация «Теоретические основы ознакомления детей дошкольного возраста с живописью» размещена в разделах
Живопись приводит детей к художественному созиданию и вызывает уважение к результатам человеческой деятельности. Обращаясь к использованию воспитательного потенциала живописи в развитии детей, представляется важным вскрыть сущность данного явления, выявить особенности эстетического воздействия на личность.
Ознакомления детей дошкольного возраста с живописью, как видом изобразительного искусства обусловлена изменением в современной педагогической науке и практике приоритетов в области образования детей дошкольного возраста, а именно: с выдвижением на первый план вопросов создания условий для саморазвития личности ребенка.
1.1 Характеристика живописи как вида изобразительного искусства
Во всех определениях живопись рассматривается как вид изобразительного искусства, отражающий образы действительности (зримые формы и явления). Где живописные изображения выполняются на плоскости-основе, в качестве которой используются холст, картон, бумага и прочее, а средством изображения живописных произведений являются разнообразные красочные и цветные материалы, к числу которых относят масляные, темперные, акварельные, гуашевые краски. Можно сказать, что проекция реального мира через призму воображения художника - это и есть живопись.
С. В. Погодина отметила, что многообразие явлений, объектов, и событий окружающего мира, а также интереса, проявляемый к ним художниками, способствовали выделению различных жанров в живописи: анималистического, пейзажа, портрета, мифологического, исторического, батального, религиозного, бытового, натюрморта. Рассмотрим некоторые из них:
1. Исторический жанр. Изображение значимых исторических событий, явлений или исторических деятелей.
2. Бытовой жанр - художник обращается к темам и сюжетам повседневной жизни человека. В развитии бытового жанра можно условно выделить несколько художественно-содержательных направлений: а) демонстрация героизма людей, занимающихся повседневным трудом; б) выделение знаково-символической стороны бытовой жизни; в) отражение психологических нюансов.
3. Анималистический жанр - изображение представителей животного мира.
4. Мифологический жанр - жанр живописи, в котором основное место отводится изображению событий и героев мифов, легенд, преданий, былин древних народов.
5. Батальный жанр - жанр изобразительного искусства, раскрывающий темы войн, сражений, битв, походов или эпизоды военной жизни.
6. Пейзаж - изображение природы, ландшафта, моря, панорамы местности, архитектурных сооружений, городских улочек. Классификация пейзажа с точки зрения содержательного аспекта: лирический; исторический; фантастический; героический; пафосный; эпический; аллегорический. При всем при этом, выделяют следующие семь видов пейзажей: а) сельский - изображение деревьев, кустарников, лугов, полей, лесов, садов, рек, озер, болот, гор и т. д. ; б) парковый - изображение уголков природы, созданных для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей человека; в) архитектурный - изображение различных архитектурных сооружений, улиц, площадей, памятников; г) ведута - изображение мостов и архитектурных конструкций, связанных с мостами; д) индустриальный - изображение промышленных предприятий, заводов, фабрик и т. д. ; е) марина - изображение моря во всем его многообразии; ж) психологический пейзаж - стилизованное, а иногда и абстрактное изображение природы, через которое художник раскрывает какие-то эмоциональные состояния и переживания, присущие человеку.
7. Портрет - жанр изобразительного искусства, цель которого - изображение отдельного человека или группы людей. Великие портретисты: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто и др.
8. Натюрморт - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов: домашней утвари, музыкальных инструментов, цветов, фруктов, и пр. Разновидностей натюрморта: символический; декоративный; реалистичный; абстрактный.
9. Стрит-арт - развивается на улицах, в публичных местах и является неотъемлемой частью городского пейзажа. К данному направлению принадлежат граффити, трафареты, некоммерческие постеры, скульптурные инсталляции.
Живопись бывает четырех видов: а) станковая, б) монументальная, в) декоративная, г) театрально-декоративная.
1. Станковая живопись. Художник пишет картины на холсте, натянутым под подрамник и установленном на мольберте, который также может быть назван станком. Отсюда и название станковая живопись.
2. Монументальная живопись - это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий: фрески, панно, мозаика и др.
3. Декоративная живопись - это способ рисования и нанесения изображений на предметы и детали интерьера, стены, мебель и другие декоративные предметы.
4. Театрально-декоративная живопись - основой всему этому служат эскизы художников, помогающие раскрыть содержание спектакля, характеры действующих лиц, помочь зрителю воспринять то, что происходит на сцене.
Таким образом, живопись - это вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на поверхность. Существует пять видов живописи: станковая, монументальная, декоративная, театрально-декоративная, миниатюрная. В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт и стрит-арт.
1.2 Педагогические условия ознакомления детей дошкольного возраста с живописью
Педагогические условия, по мнению В. И. Андреева, - это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей».
В качестве важнейшего педагогического условия ознакомления дошкольников с живописью выступает сложившийся профессиональный педагогический коллектив. Работа по совершенствованию педагогического мастерства должна осуществляться в нескольких направлениях: повышение квалификации в рамках курсовой подготовки. Повышение квалификации педагогов по художественно-эстетическому развитию в рамках дошкольного учреждения осуществляется через педагогические советы, семинары - практикумы, консультации, открытые занятия, смотры – конкурсы и другие формы работы. Систематически должны проводиться тематический контроль, открытые просмотры, взаимопосещения педагогов, конкурсы детского творчества.
Для успешного проведения образовательной деятельности большое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда. В современном детском саду, по утверждению Т. А. Котляковой, должны быть интерактивная доска компьютер (ноутбук, мультимедиа установка (проектор) для демонстрации электронных энциклопедий, живописных произведений на слайдах, фильмов (виртуальное посещение музеев для детей, выставок, галерей, музеев живописи, так как мультимедийные элементы создают дополнительные психологические структуры, способствующие восприятию и запоминанию материала, усилению его эмоционального воздействия на детей. В группах должны быть магнитофоны и проигрыватели с набором
записей музыкальных произведений, соотносимых с произведениями живописи.
При отборе произведений живописи для рассматривания с детьми учитывают актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления. Из жанровой живописи у детей вызывают интерес те картины, в которых отражается современная жизнь в нашей стране, а также произведения, посвященные знаменательным событиям и сезонным изменениям в природе. Тематика картины обязательно должна быть доступной по содержанию и созвучной интересам детей, соответствовать их социальному опыту и жизненным впечатлениям. В жанровой живописи важны такие темы, как быт взрослых и детей, их гуманные взаимоотношения, труд взрослых и детей, героизм людей. Содержание произведения должно носить воспитывающий, гуманный характер, способствовать формированию нравственно эстетических качеств, чувств, отношений. Кроме того, через восприятие живописи (жанровая, портретная, натюрморт, пейзаж) происходит гуманизация личности ребенка.
Важным требованием к отбору произведений живописи является разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, композиция, мимика, ритм). По колористическому решению отбираются картины, выполненные художником в теплой и холодной цветовой гамме, основанные на цветовом контрасте - яркие цветовые пятна или спокойные мазки, живые, яркие, сочные краски или размытые, разделенные. Имеет значение и композиционное решение. Для рассматривания с детьми отбирают картины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично и т. д.
Для осуществления полноценного ознакомления дошкольников с живописью необходимо согласование усилий ДОУ и семьи. Сотрудничество с семьей может строиться по следующим направлениям:
а) вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением с целью обеспечения единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетического развития воспитанников;
б) использование при работе в данном направлении различных приемов и форм: дни открытых дверей; организация выставок; привлечение родителей к участию в тематических досугах, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов;
в) повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах ознакомления детей с живописью через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги должны оформлять папки-передвижки, выпускать для родителей информационные листы соответствующей направленности.
Таким образом, в качестве основополагающих педагогических условий ознакомления дошкольников с живописью выступают сложившийся профессиональный педагогический коллектив; учет психических особенностей старших дошкольников, создающих предпосылки для ознакомления с изобразительным искусством; организация развивающей предметно-пространственной среды; соблюдение требований к отбору произведений живописи для детей старшего дошкольного возраста; использование разнообразных форм ознакомления детей с живописью как видом изобразительного искусства на основе синтеза музыки, живописи и литературы; согласование усилий ДОУ и семьи в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников.