Папки-передвижки

Теоретические основы изучения психолого-педагогических условий организации межвозрастного общения детей дошкольного возраста

Малашко Елена
Теоретические основы изучения психолого-педагогических условий организации межвозрастного общения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность исследования обусловлена тем, что современное общество ориентировано на воспитание творческой и адаптивной личности, что направлено на формирование бесконфликтного типа общения. Общение представляет собой одну из наиболее важных потребностей человека. Именно общение и взаимоотношения с другими людьми помогают ребенку найти собственное место в жизни и социализироваться. Одним из наиболее важных средств успешной социализации является организация процессов межвозрастного общения.

Публикация «Теоретические основы изучения психолого-педагогических условий организации межвозрастного общения детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Межвозрастное общение определяется как процесс установления контактов между детьми различных возрастных категорий, которые основаны на проявлении особенностей каждого конкретного возраста и наличием показателей совместной деятельности на основе адекватности педагогического регулирования. Важными характеристиками межвозрастного общения являются такие как необходимость построения взаимоотношений между детьми на основе различных возрастных категорий детей.

Для современного времени характерными являются такие особенности как недостаточный уровень изучения процессов организации разноовозрастного общения, что в свою очередь указывает на преобладание общения детей в рамках одной возрастной категории. Межвозрастные виды общения основаны на формирование системы социализации детей младшего возраста. Именно процессы общения с более старшими детьми способствуют более скорому развитию познавательных процессов, развитию чувства эмпатии и понимание людей другого возраста. Данные процессы крайне эффективны для формирования у младших детей устойчивых паттернов поведения, которые в свою очередь будут помогать ребенку младшего возраста переходить из одной группы в другую без стрессовых ситуаций и при наличии благоприятного отношения к окружающим.

Исследованиями в области изучения особенностей и психолого-педагогических условий организации межвозрастного общения детей дошкольного возраста в ДОО занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, среди которых необходимо выделить таких как М. И. Лисина, В. С. Мухина, И. Ф. Плетнева, Г. С. Абрамова, Е. В. Андриенко, Ю. А. Афонькина, М. А. Василик и т. д.

Нами был сформулирован понятийный аппарат, согласно которому:

Объект исследования: общение в дошкольном возрасте.

Предмет исследования: особенности психолого-педагогических условий организации межвозрастного общения дошкольного возраста в ДОО.

Цель исследования: теоретичсеки изучить и эмпирически обосновать психолого-педагогические условия организации межвозрастного общения детей дошкольного возраста в ДОО.

Задачи исследования:

1. Особенности общения как психологического процесса.

2. Раскрыть понятие «межвозрастного общения» в ДОО.

3. Выявить основные психолого-педагогические условия организации межвозрастного общения детей дошкольного возраста в ДОО.

4. Провести эмпирическое исследование в соответствии с выбранной тематикой.

Методы исследования: анализ литературных источников, сравнение, обобщение, опрос, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.

Структура исследования: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка используемых источников и приложений.

Глава 1. Теоретические основы изучения психолого-педагогических условий организации межвозрастного общения детей дошкольного возраста в ДОО

1.1 Понятие «общение»

По мнению Е. В. Андриенко: «общение – это сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми (межличностная коммуникация) и группами (межгрупповая коммуникация)».

Т. А. Репина отмечает: «коммуникация порождается социальными потребностями человека, проявляющимися в его стремлении осуществлять совместную деятельность. Коммуникация также генерируется мотивами, сформированными в процессе совместной деятельности. Структура коммуникации выражается в трех основных аспектах коммуникации: коммуникативном, интерактивном и перцептивном. Общение включает, по крайней мере, три различных процесса: коммуникация (обмен информацией, взаимодействие (обмен действиями) и социальное восприятие (восприятие и понимание коммуникационного партнера)».

А. А. Бодалев пишет: «особым видом общения – коммуникационной деятельностью – является деятельность по передаче информации от источника (коммуникатора) к получателю (получателю) по определенному каналу. Коммуникатор и получатель могут получить «обратную связь», т. е. процесс, посредством которого коммуникатор получает информацию о том, в какой степени и с каким качеством получатель получил информацию».

Структура процесса общения :

1. Зарождение идеи. Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какой значимой идеей или сообщением поделиться.

2. Кодирование и выбор канала. Перед передачей идеи отправитель должен использовать символы для ее кодирования, используя слова, интонацию и жесты (язык жестов). Эта кодировка превращает идею в сообщение.

Отправитель также должен выбрать канал, совместимый с типом символа, используемым для кодирования. Некоторые общие каналы включают в себя речевые и письменные материалы, а также электронные средства коммуникации, включая компьютерные сети, электронную почту, видеозаписи и видеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна.

Если канал не будет соответствовать идее, которая возникла на первом этапе, то обмен информацией будет менее эффективным. Выбор средств коммуникации не должен ограничиваться одним каналом. Часто желательно использовать два или более средств связи в комбинации. Одновременное использование средств обмена устной и письменной информацией обычно более эффективно, чем только обмен письменной информацией.

3. Передача. На этом этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированная идея или набор идей) получателю. Это физическая передача сообщения, которое многие ошибочно воспринимают как само собой разумеющееся в самом процессе коммуникации.

4. Декодирование. После того, как отправитель отправит сообщение, получатель декодирует его. Декодирование – это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет точно знать, что именно имел в виду отправитель, когда идея была сформулирована.

Однако по ряду причин получатель может придать сообщению несколько иной смысл, чем мысли отправителя. С точки зрения отправителя, обмен информацией должен считаться эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи, выполнив действия, ожидаемые от него или нее со стороны отправителя.

5. Обратная связь. Если обратная связь доступна, отправитель и получатель меняют свои коммуникационные роли. Оригинальный получатель становится отправителем и проходит через все этапы процесса обмена информацией, чтобы передать свой ответ первоначальному отправителю, который в настоящее время играет роль получателя. Обратная связь может значительно повысить эффективность обмена управленческой информацией. По данным ряда исследований, двусторонняя связь (при наличии обратной связи) происходит медленнее, но более точно и повышает уверенность в правильной интерпретации сообщений.

6. Шум. И. Б. Котова пишет: «обратная связь значительно повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам подавлять шум. Шум – это то, что называется искажением смысла. Источники шума, которые могут создавать барьеры для обмена информацией, варьируются от языковых барьеров до различий в восприятии, которые могут изменить смысл процессов кодирования и декодирования. Всегда присутствуют определенные шумы, поэтому на каждом этапе процесса обмена информацией происходит искажение смысла. Однако высокий уровень шума, безусловно, приведет к заметной потере смысла и может полностью блокировать попытки наладить обмен информацией».

А. Г. Рузская пишет: «основной целью процесса общения является обеспечение понимания передаваемой информации, т. е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения людей, участвующих в обмене. При обмене информацией отправитель и получатель проходят через несколько взаимосвязанных этапов. Их задача состоит в том, чтобы написать сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны понимали и разделяли первоначальную идею».

Коммуникация бывает: межличностная, общественная, массовая (по типу отношений между участниками); речь (письменная и устная, паралингвистическая (пантомима, мимика лица, жесты, мелодия, материя и знак (продукция производства, изобразительное искусство и т. д.). Наиболее важные виды коммуникации: вербальная (т. е. вербальная, осуществляемая с помощью устной речи) и невербальная (общение на языке жестов, имитация, пантомима). Основными видами коммуникации по отношению к процессу коммуникации являются прямая и косвенная коммуникация.

Прямое общение : речь, знак, жест, мимика, пантомимика. Пантомимика (имитация) выразительных движений человека, охватывающая те изменения в позе, жесты, выражения лица, которые передают его психическое состояние. Пантомимические изменения обычно происходят невольно, как внешнее проявление эмоционального состояния человека. Важнейшим компонентом пантомимики является жест – экспрессивное движение рук, которое служит одним из средств прояснения речевой коммуникации. Косвенное общение : рукописное или печатное слово, рисунок, технические средства (аудио- и видеозаписи, фотографии, электронные средства связи и т. д.).

Таким образом, процесс общения представляет собой особую форму передачи информации. Основными видами общения являются такие как прямое и косвенное, вербальное и невербальное. Общение происходит по определенной структуре, согласно которой должны быть следующие этапы: зарождение идеи, кодирование, передача информации, декодирование и обратная связь.

1.2 Понятие «межвозрастное общение» детей в ДОО

Г. С. Абрамова отмечает: «межвозрастное взаимодействие в ДОО – это особый вид деятельности, основанный на общении (межличностном, профессиональном) и отношениях между людьми в процессе определения объектов (совместной деятельности, их организации, проведения и обобщения результатов, определения новых перспектив (индивидуальных и коллективных); это социально-педагогический и психологический механизм эффективной организации деятельности, средство развития общественного объединения детей как первичного коллектива».

Полноценные межличностные отношения между детьми - залог гармоничного развития личности и ценного социального опыта общения с окружающими. На формирование этих отношений влияют возраст, срок пребывания и причины поступления в социально-реабилитационное учреждение, а также личностные качества детей. Основная проблема заключается в том, что дети попадают в социально-реабилитационное учреждение с негативным социальным опытом. Большинство из них с детства были свидетелями или даже участниками алкогольных дебошей, сексуальных извращений, драк и т. д.

Межвозрастное общение – рассматривается нами как процесс установления контакта между детьми разного возраста, опосредованный особенностями каждого возраста, характером взаимодействия и содержанием совместной деятельности, целесообразностью ее педагогического регулирования.

Е. Н. Герасимова и Г. А. Урунтаева изучали проблему межвозрастного общения. Данные, полученные Г. А. Урунтаевой, показали, что даже в случае периодического общения старших дошкольников с младшими детьми обеспечивается высокий уровень положительного взаимовлияния контактов на социальное развитие детей. Было отмечено, что маленькие дети, если они им интересны, охотно соглашаются на общение со старшими дошкольниками, более того, они очень привязаны и гордятся их вниманием.

По наблюдениям педагогов и родителей детей, взаимодействие в таких группах может развиваться по совершенно разным сценариям:

1 - старший ребенок берет на себя роль «взрослого» по отношению к младшему, учится ухаживать за ним, заботиться о нем, а младший, в свою очередь, относится к старшему ребенку как к «наставнику» и перенимает опыт, полученный от старшего ребенка;

2 - старшие дети не воспринимают младших детей как партнеров по общению, обижают и притесняют их, а младшие дети, в свою очередь, мешают старшим детям полноценно участвовать в деятельности.

Л. И. Галигузова пишет: «поэтому невозможно однозначно сказать, положительно или отрицательно влияет создание таких групп на межличностные контакты детей. Однако можно с уверенностью сказать, что общение ребенка со старшими детьми способствует усвоению определенных правил социального поведения и во многом определяет его будущие социальные установки. Что касается взаимодействия между разными возрастами в группе, то, по мнению некоторых авторов, на него во многом влияют личные установки воспитателя, стили общения воспитателя с детьми и, конечно же, личный пример отношения воспитателя к младшим детям. Преимущество взаимодействия разных возрастов для младших детей заключается в том, что им ближе и понятнее модель действия, а авторитет старшего ребенка стимулирует их к выполнению действия, тем самым развивая усидчивость как часть деятельности».

Н. Ф. Голованова пишет: «для старшего ребенка факт показа и объяснения другому способствует лучшему пониманию содержания предмета, а контроль за действиями младшего ребенка способствует развитию самоконтроля, а также чувства ответственности, самостоятельности и инициативы, которые входят в структуру социальной активности. По нашим наблюдениям, общение и взаимодействие между возрастами обеспечивает, прежде всего, эффект социального развития – достижение оптимальной формы социальной активности, которая делает ребенка способным влиять на обстоятельства своей жизни и влиять на самого себя».

На сегодняшний день существует две формы межвозрастного общения - разновозрастная группа и краткосрочные детские объединения, что, на наш взгляд, является более простой и эффективной формой работы в этом направлении. Мы решили не останавливаться на достигнутом и привлечь к совместной деятельности родителей, ведь именно взрослые в лице родителей, несомненно, играют самую важную роль в социализации личности ребенка.

И. А. Зимняя пишет: «в любом возрасте общение между ролями является важнейшим фактором развития личности ребенка. Если ребенок не удовлетворяет свою естественную потребность в эмоционально комфортном контакте со старшими и младшими в семье, в школе или в бизнесе, то возникают такие негативные явления, как повышенная личная агрессия, неумение строить отношения, вступать в контакт с другими людьми и т. д.».

Межвозрастное общение может быть спонтанным и организованным педагогами в школе, в дошкольных учреждениях, после уроков, в спортивных объединениях, дома и т. д. Межвозрастное общение приносит значительную пользу детям, так как благодаря ему:

создается дополнительная сфера самореализации, ребенок может реализовать свой потенциал не только в среде сверстников, но и в обществе детей другого возраста;

происходит взаимовлияние и взаимообогащение между детьми разного возраста;

возможность испытать успешную ситуацию в присутствии референтной группы.

М. И. Лисина пишет: «в дошкольном образовании всегда существовали разновозрастные группы. Отношение родителей и педагогов к этим группам довольно противоречивое. С одной стороны, у таких групп есть очевидные преимущества перед одновозрастными : старшие дети учатся уделять больше внимания младшим, помогать им, а младшие, подражая старшим, быстрее развиваются. С другой стороны, не менее очевидны и проблемные моменты разновозрастных групп : старшие дети обижают младших, мешают старшим, педагогам сложно организовать детей и так далее». Анализ межличностного общения детей разного возраста в контексте совместной деятельности позволяет определить новые подходы к воспитанию таких важных личностных качеств, как толерантность, нравственность, умение считаться с другими, сотрудничать с разными людьми и т. д.

М. И. Лисина отмечает: «взаимодействие между детьми разного возраста настолько особенное, что младшие чувствуют потребность в совместной деятельности со старшими, желание принимать непосредственное участие в их играх и их жизни. В каком-то смысле старшие дети начинают выступать в качестве примера для подражания младшим.

Хорошие отношения между детьми в разновозрастной группе - основа эмоционального благополучия ребенка. Неодобрение и отказ от контакта воспринимаются маленькими детьми крайне тяжело. В результате ребенок стремится действовать в соответствии с поведением старшего ребенка и постепенно усваивает нормы, правила и оценки, которые следуют за ними».

Таким образом, анализ литературных источников показал, что межвозрастное общение представляет собой определенный процесс установления контактов детей разных возрастов в системе опосредованных особенностей каждого возраста и характером взаимодействия и содержанием конкретных аспектов деятельности и адекватности конкретного педагогического регулирования. Межвозрастное общение имеет большое значение в рамках определения социальной ситуации дошкольного возраста.

1.3 Психолого-педагогические условия организации межвозрастного общения детей дошкольного возраста в ДОО

Специально организованное общение имеет большое воспитательное значение. Общение детей в разновозрастной группе расширяет общий кругозор, влияет на развитие эмоциональной сферы, силы воли, умения оценивать себя и других, способствует развитию умственной подготовки.

Т. А. Репина отмечает: «организуя совместную деятельность старших и младших детей, педагог и психолог должны, прежде всего, стараться вызвать положительный эмоциональный отклик у обеих сторон. Младшие дети должны получать удовольствие от совместной деятельности со старшими детьми, потому что они сильнее, многое умеют и могут помочь. Старшие дети получают чувство удовлетворения от того, что они уже многое умеют, что они могут помочь детям и что они играют роль опекуна».

Необходимо учитывать, что старшие дети должны быть подготовлены к совместной деятельности и общению с младшими, чтобы старшие дети были готовы помогать педагогу, осознавали свое положение старших товарищей, понимали, чем они могут помочь младшим детям, и видели необходимость совместной деятельности с младшими детьми. Опыт показывает, что без предварительной подготовки старших детей к совместной деятельности с младшими, без определения роли каждого, совместное общение может не получиться. Могут возникнуть конфликты, которые нужно помочь разрешить, на конкретных примерах объясняя, как поступить в том или ином случае, используя советы, подсказки и поощрения. Конфликтов может и не быть, но хорошие дружеские отношения не будут развиваться. Дети будут жить рядом друг с другом, но младшие будут жить самостоятельно, а старшие – отдельно. В худшем случае младшие дети будут выступать в роли наблюдателей за старшими.

А. А. Рояк пишет: «к сожалению, иногда нам приходится наблюдать, как пожилые люди обращаются с молодыми грубо, даже невежливо, демонстрируя чувство превосходства. Это неприемлемо. Часто младшие дети даже не обижаются, не протестуют против такого стиля общения, а подчиняются и выполняют требования старших. Если воспитатель вовремя не пресечет такие отношения, они могут укорениться».

С детьми, которые потакают грубости, необходима индивидуальная работа: объяснение, убеждение, подача примера другими одноклассниками. За каждым старшим учеником закрепляются 1-2 младших. Необходимо оценить поведение ребенка, который выделяется своим дружелюбием, добротой, вниманием к другим детям и личной инициативой.

Иногда интерес старших детей к игре, к каким-то собственным занятиям оказывается сильнее, чем интерес к совместной деятельности с младшими детьми. Тогда они неохотно выполняют порученное им взрослым задание с младшими детьми, а иногда даже отказываются от него. Педагог должен быть чутким и терпеливым, объясняя важность выполнения задания вместе с малышами и избегая негативных оценок. Если ребенок отказывается, педагогу придется искать другие методы и приемы, чтобы включить его в совместную деятельность. Когда объяснения и уговоры неэффективны, стоит выдвинуть требования.

Чаще всего взрослые не считают актуальной задачу научить ребенка выражать свои чувства и желания так, чтобы их понимали другие. Они эгоцентричны в этом отношении, игнорируя тот факт, что общение ребенка не ограничивается контактами с самыми близкими ему людьми. Чтобы люди понимали друг друга, каждый должен уметь выражать свои мысли. Каждое действие приобретает тот или иной смысл в зависимости от того, что оно значит для другого человека. Более того, не только действие, но иногда даже жест, выражение лица или тон голоса так или иначе влияют на других.

Е. О. Смирнова отмечает: «таким образом, осознание своей индивидуальности и отличия от других должно сопровождаться пониманием того, что другой человек - тоже человек, и что если у вас есть свои вкусы, интересы, желания и стремления, то и у других тоже. Следовательно, дети и подростки, особенно в учреждениях социальной реабилитации, должны учиться социально приемлемым формам самопрезентации и самовыражения. Необходимо показать, что в определенных случаях нужно уметь ограничивать себя, принимая во внимание других».

Таким образом, анализ литературных источников показал, что межвозрастное общение во многом определяется навыками и способностями педагога в рамках изучения психолого-педагогических условий данного процесса в общем. Необходимо проводить работу как в рамках организации совместной деятельности, повышение интереса к игровой деятельности с детьми другого возраста. Дети старшего возраста должны в большей степени выступать как помощники в рамках взаимодействия с младшими детьми.

Вывод

Анализ литературных источников показал, что процесс общения представляет собой особую форму передачи информации. Основными видами общения являются такие как прямое и косвенное, вербальное и невербальное. Общение происходит по определенной структуре, согласно которой должны быть следующие этапы: зарождение идеи, кодирование, передача информации, декодирование и обратная связь.

Необходимо отметить, что коммуникативные способности являются условием развития личности дошкольников и проявляются в процессе общения. Специалисты убеждены в том, что дошкольный возраст – ответственный период в воспитании, так как является возрастом фундаментального становления личности ребенка. В это время в общение детей дошкольного возраста со сверстниками возникают достаточно трудные отношения, влияющие на развитие его личности. Деятельность и отношения взрослых и сверстников становятся основой для формирования навыков общения.

Межвозрастное общение представляет собой определенный процесс установления контактов детей разных возрастов в системе опосредованных особенностей каждого возраста и характером взаимодействия и содержанием конкретных аспектов деятельности и адекватности конкретного педагогического регулирования. Межвозрастное общение имеет большое значение в рамках определения социальной ситуации дошкольного возраста.

Межвозрастное общение во многом определяется навыками и способностями педагога в рамках изучения психолого-педагогических условий данного процесса в общем. Необходимо проводить работу как в рамках организации совместной деятельности, повышение интереса к игровой деятельности с детьми другого возраста. Дети старшего возраста должны в большей степени выступать как помощники в рамках взаимодействия с младшими детьми.

Публикации по теме:

Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.

Минутки самомассажа на индивидуальных психолого-педагогических занятиях с детьми старшего дошкольного возрастаМинутки самомассажа на индивидуальных психолого-педагогических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста Самомассаж кистей и пальцев рук – активное механическое воздействие на нервные окончания с целью устранения усталости, улучшения кровообращения,.

Оценочный лист для проведения процедуры Всоко по вопросу создания психолого-педагогических условий в ДОУ Дата___ Шкала оценивания: Соответствует – 2 балла Частично соответствует – 1 балл Не соответствует – 0 баллов 1. Взаимодействие.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основы изучения психолого-педагогических условий организации межвозрастного общения детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 октября 2024 в 02:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические основы изучения психолого-педагогических условий организации межвозрастного общения детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Малашко Елена (УИ 2472536) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД