Наталья Павловна Паулова
Тематическое занятие «Колокола России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщать детей к национальной культуре, формировать представление о церквях и храмах, колокольных звонах.
Задачи: - расширять представление детей о храмах;
- учить различать средства музыкальной выразительности, передающие образ колокольных звонов;
- продолжать учить слушать музыкальные произведения, понимать их содержание;
- закреплять навыки игры на музыкальных инструментах;
- закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него;
Публикация «Тематическое занятие „Колокола России“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- воспитывать чувство патриотизма в процессе восприятия музыкальных произведений о Родине.
Экскурсия к церкви, слушание колокольного звона, просмотр видеофильма "Колокол Мира в Новосибирске", рассматривание фотоальбома "Московский Кремль", индивидуальная работа по разучиванию песни "Россия", беседа "Колокола и колокольчики".
Оборудование: "Веселый колокольчик", баян, детские музыкальные инструменты: колокольчики, треугольники, металлофоны; мультимедийный проект, слайды с изоброжением соборов и храмов; магнитофон, аудиозаписи: колокольный звон, песня «Пайгонясь» в исполнении Н. Марковой, «Вальс-шутка» Д. Шостаковича; фонограммы песен: «Бом-бом-бом» муз. и сл. Иеромонаха Романа, «Светлый день» сл. Е. Россицкого и «Россия» сл. Н. Соловьевой муз. Р. Гуцлюк; колокольчики разной величины.
Дети входят парами в зал под колокольный звон
М. р. : Здравствуйте дети! Я рада видеть вас! Сегодня на музыкальное занятие я пригласила … (М. р. звенит колокольчиком за спиной, дети называют).
- Ему на месте не сидится, он хочет с вами веселиться. Поиграем в игру «Веселый колокольчик»
Игра «Веселый колокольчик»
(после игры дети стоят в кругу)
М. р. : Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о колоколах России.
- Дети, а где мы можем встретить колокола?
Дети: Колокола мы можем встретить на занятии, в церкви, …
М. р. : Я хочу вас познакомить с легендой об истории появления колокольчик. Садитесь и слушайте.
Давным-давно одному старцу приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна старец велел создать поящий цветок из металла. Вот так на Руси появился колокол.
Колокол – это предмет церковный. Колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах, предупреждали о приходе беды, о нападении врага. В старые времена, слыша церковный звон, народ снимал шапки и крестился, призывая на себя благодать Божью. Колокольному звону, собирающему прихожан на богослужение, было дано точное название – «благовест», что значит добрая, радостная весть.
(звучит вступление к песне «Бом-бом»)
М. р. : Дети, вы узнали, к какой песне прозвучало вступление?
Дети: Прозвучало вступление к песне «Бом-бом».
М. р. : Давайте ее споем.
Песня «Бом-бом» (Дети стоя исполняют песню и садятся на стульчики)
М. р. : Издавна на Руси для церковных колоколов строились дома. А как называются эти
дома?
Дети: Дома для колоколов называются колокольни.
М. р. : А где строились колокольни?
Дети: Колокольни строились при церквях и храмах.
М. р. : А еще для колоколов строились звонницы. Предлагаю вам рассмотреть некотрые
храмы, соборы и звонницы.
Просмотр слайдов с использованием мультимедийного проектора:
М. р. : Вы видите Спасо – Преображенский собор в г. Тольятти (просмотр 1 слайда).
Это Храм Христа Спасителя в Москве (просмотр 2 слайда).
(Показ 3 слайда)
М. р. : Дети, вам знаком этот собор?
Дети: Эти Свято – Федоровский собор.
М. р. : А где он находится?
Дети: Он находится в г. Саранске, в столице Мордовии.
(Показа 4 слайда).
М. р. : Правильно. А этот храм вы узнаете?
Дети: Это Храм Благовещения Пресвятой Богородицы.
М. р. : А где он построен?
Дети: Он построен в нашем поселке, в поселке Комсомольский.
(Показ слайда «Царь-колокол)
М. р. : А сейчас вы видите колокол, который стоит у подножья колокольни И ванна Великого
в Московском Кремле. Как он называется?
Дети: Это Царь – колокол.
(Показ слайда с изображением различных колоколов).
М. р. : Колокол – словно живое существо, как человек. Что у человека и колокола общего?
Дети: У колокола тоже есть ушко, плечи, язык, туловище.
М. р. : Да, дети. И колоколам давали свои имена : Сокол, Георгий, Гавриил, Медведь. Вы уже
знаете, что каждый колокол звенит собственным голосом, они различны по высоте и
силе звучания. Какой голос у большого колокола?
Дети: Голос у большого колокола низкий, громкий, тяжелый.
М. р. : А какой голос у маленького колокола?
Дети: Голосок у него тоненький, звонкий, нежный.
М. р. : (звенит в веселый колокольчик). Дети, иой веселый колокольчик говорит, что хочет
Познакомить вас со своими друзьями – колокольчиками. Знакомьтесь – Большой,
Средний и Маленький.)М. р. открывает ширму, играет по очереди на колокольчиках,
(представляя их).
М. р. : А теперь поиграем - угадайте, какой колокольчик поет.
Игра «Угадай – ка»
М. р. : Молодцы, угадали все голоса, приглашаю вас поиграть в оркестре и исполнить
«Вальс-шутку» Дмитрия Шостаковича.
Игра на музыкальных инструментах. «Вальс – шутка» Дмитрия Шостаковича.
М. р. : Многие композиторы звучание колоколов воспроизводили в своих музыкальных
произведениях воспевали в песнях.
М. р. : Послушайте мордовскую песню в исполнении Н. Марковой «Пайгонясь», что в переводе с мордовского языка означает «Колокольчик».
Слушание мордовской песни «Пайгонясь».
М. р. : А теперь прослушайте знакомое вам произведение.
Слушание «Сани с колокольчиком» В. Агафонникова.
М. р. : Кто скажет название произведения? … Кто композитор?. . .
М. р. : Оба эти произведения схожи по содержанию и характеру. Композиторы в музыке
передают без тройки лошадей под звуки веселого колокольчика, ощущение радости от
быстрой езды. Дети, вы почувствовали какое праздничное настроение у этих
произведений, услышали, как светло и радостно звенят колокольчики? Совсем как в той
песне, которую мы начали разучивать к празднику Пасхи. В этой песне поется о
колоколах и колокольчиках, о светлом празднике. А кто вспомнит название этой песни?
Дети: Песня называется «Светлый день».
М. р. : Я вам напомню её.
(М. р. исполняет песню «Светлый день»)
М. р. : Продолжим работу над разучивание песни. Девочки споют нам первые два куплета, а
мальчики продолжат. (Дети поют без музыкального сопровождения).
А теперь будем петь по фразам под мое дережирование.) Исполнение песни по
фразам под музыку).
М. р. : Колокол – это символ России. И в наше время любовь к колокольным звонам не угасает.
По всей России восстанавливаются храмы, звонницы. Только в одной стране мира
России живет колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал
национальным искусством, вошел в литературу, в живопись, отразился в музыке и в
наших сердцах. Я приглашаю вас в хоровод исполнить песню о России.
Звучит песня «Россия».
М. р. : Занятие закончилось. Веселый колокольчик хочет узнать, что вам понравилось на
занятии?
(Ответы детей).
М. р. : Желаю вам, чтобы для вас и ваших близких всегда звучал колокольный «благовест»,
т. е. звон, который рассказывает о доброй вести.
Звучит «Благовест» (под колокольный звон дети уходят в группу)