Юлия Ломакина
Тематическое занятие для средней группы «Умение и труд дивные всходы дают», знакомство производством и выращиванием хлеба
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ № 43 «Колокольчик».
Тематическое занятие «Умение и труд, дивные всходы дают»
Средняя группа. Возраст детей 4-5 лет. Разработала: воспитатель Ломакина Ю. В.
г. Электрогорск 2014 год
Конспект тематического занятия для средней группы «Умение и труд, дивные всходы дают».
Содержание:
1. Цель.
2. Программные задачи.
3. Интеграция областей.
4. Словарь.
5. Оборудование.
Публикация «Тематическое занятие для средней группы „Умение и труд дивные всходы дают“, знакомство производством и выращиванием хлеба» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
6. План занятия.
7. Предварительная работа.
8. Вариативная часть.
9. Использованная литература.
10. Приложения:
-стихотворение – загадка по сказке;
-примерный сценарий инсценировки;
-презентация.
Цель: Познакомить детей с процессом изготовления и выращивания хлеба
Программные задачи:
Образовательные задачи:
Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.
Расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении. Познакомить с профессиями хлебороба и пекаря. Формировать навыки лепки. Познакомить детей со сказкой «Колосок».
Развивающие задачи:
Развивать любознательность детей, стремление к продуктивной и исследовательской деятельности.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи. Развивать музыкальные способности и навыки, необходимые для театрализованной деятельности. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, участвующих в производстве хлеба.
Формировать умение работать сообща. Вызывать интерес к коллективному труду. Продолжать учить детей умению внимательно слушать воспитателя и действовать его по сигналу.
Интеграция областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Словарь: Пекарь, трактор, комбайн, мельница, ржаной и пшеничный хлеб, рассыпчатая мука, мягкое и податливое тесто, скалка, ароматный и аппетитный хлеб.
Оборудование.
для педагога: Презентация, компьютерно-техническое оснащение, черный и белый хлеб, пшено и пшеничные зерна в пластиковых емкостях для демонстрации, готовое слоеное тесто, яйца, сахар, сарафан в народном стиле, нож, 2 подноса для печенья.
для детей: скалка, кисточки для смазывания теста, клеенка, фартуки и доски разделочные (по числу детей, влажные салфетки, метла, молотилка (имитация, 2 мешка, элементы костюмов(2 мышонка и петушка, ветряная мельница (картонная имитация).
План занятия :
1. Вступительная часть с презентацией.
2. Физкультминутка.
3. Изготовление печенья.
4. Загадка по сказке «Колосок» с презентацией.
5. Инсценировка- импровизация сказки «Колосок».
6. Рефлексия.
Предварительная работа:
Просмотр мультфильма, чтение украинской - народной сказки «Колосок» и рассматривание иллюстраций, изготовление атрибутики для инсценировки сказки, рассматривание иллюстраций книги Ричарда Скарри «Город мастеров» (глава «Как делают хлеб»).
Занятие.
Слайд
(Звучит песня «Хлеб - всему голова» в исполнении Ольги Воронец.)
На фоне музыки в группу заходит воспитатель в русском - народном костюме, в руках на подносе лежит хлеб.
Слайд
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Меня зовут Василиса- Хозяюшка. Я к вам из сказки пришла. Посмотрите, что я вам принесла показать (Показывает буханки черного и белого хлеба. Дети сидят полукругом на стульчиках). Кто догадался, о чем сегодня мы с вами поговорим?
Дети: О хлебе!
Воспитатель: - А кто из вас знает, как называется профессия человека, который работает с хлебом? Как можно соединить слова «хлеб» и «работа»?
Дети: - Хлебороб!
Воспитатель: - Правильно. А какой я вам хлеб принесла? Ароматный, аппетитный, а еще какой? Чем он отличается?
Дети: - Хлеб у вас черный и белый!
Воспитатель: - А еще как правильнее и точнее мы можем сказать?
Дети: - Ржаной и пшеничный! (Если дети затрудняются, воспитатель поясняет).
Воспитатель:- А почему хлеб называется ржаной? Из чего его делают?
Дети:- Его делают изо ржи, из ржаной муки!
Воспитатель: - А пшеничный? Из пшена?
Дети: - Нет! Из пшеницы его делают.
Воспитатель: - А что такое пшеница и рожь? Это деревья, кустарники или травы?
Дети:- Травы!
Воспитатель: - Травы бывают сорные – это сорняки, лечебные и другие? Так какие травы?
Слайд.
Дети: - Это злаки! (Если дети скажут неправильно, следует пояснительный рассказ воспитателя по слайду).
Воспитатель: - Правильно, это злаковые культуры. Они сами как сорняки не растут их необходимо людям посеять, вырастить, обмолотить зерна, а зерна перемолоть в муку. А из муки вы хорошо знаете, что можно испечь? (В своей речи, воспитатель делает упор на подчеркнутые слова, обращая внимание детей на соответствующие слайды).
Дети:- Печенье! Булочки! Хлеб.
Воспитатель: - А что вы хотели бы испечь?
Дети: - Печенье! Мы хотим печенье!
Воспитатель: - Вы все перед занятием вымыли с мылом руки. Теперь спокойно вставайте и подходите к столу. Для изготовления печенья нам понадобится: тесто, сахар, яйца. А еще, ваше хорошее настроение. Давайте для этого песенку споем…
Физкультминутка. (Песня «Я пеку, пеку, пеку…»).
Воспитатель: - Вот у меня скалка. Я раскатаю скалкой тесто, нарежу из него полоски. А вы смотрите, как я буду делать печенье и повторяйте за мной. На что у меня похоже получилось печенье?
Дети: - Печенье похоже на улитку! На крендельки! На бантики!
Воспитатель: - Смажем яйцом и посыплем сахаром. А теперь попросим Юлию Алексеевну отнести печенье поварам, чтобы они его испекли. В конце занятия все внимательные, старательные и послушные его попробуют. Пока повара выпекают наше печенье, хотите посмотреть и послушать сказку? Чтобы узнать, какую сказку, вам нужно отгадать загадку…
Слайд.
Дети, поможете мне эту сказку показать? Сейчас я выберу Петушка и двух мышат.
Инсценировка-импровизация сказки «Колосок».
(Уточняются с детьми герои сказки, их действия, подчеркиваются положительные черты Петушка и отрицательные Мышат)
- Много нужно труда, чтобы хлеб к нам пришел? Выращивают хлеб -… хлеборобы. Пекут нам хлеб- …повара, пекари. А раз мы с вами, детки, знаем, сколько труда в хлебушек вложено, то будем хлебушек беречь и уважать чужой труд.
А вот и наше печенье, милости просим к столу! Будем чай пить! Все угощайтесь!
Вариативная часть:
стихотворение Л. Лебедевой
КОРОЧКА
Я горбушку не доел:
Черный хлеб мне надоел.
Бросил корку под скамейку,
Вдруг откуда ни возьмись
С ветки шустрою семейкой
Воробьи слетели вниз.
Стали корочку делить,
Во все стороны тащить.
- Это корочка моя!
- Нет, моя!
- Моя!
- Первый я увидел!
- Я!
- Первый я!
- Нет, я!
Потолкались,
Повозились,
Подрались -
И помирились.
А когда наелись,
Рядышком уселись,
Обнимают воробьят,
Воробьятам говорят:
- Поглядите, вот чудак
Хлеб бросает просто так.
Вы же - берегите,
Все крошки подберите,
Будьте умными, птенцы,
Как ваши мамы и отцы.
Используемая литература:
1. О. А. Шорохова Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия /М., ТЦ «Сфера», 2009.
2. Л. В. Гаврючина. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / М., ТЦ «Сфера», 2008.
3. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. Знакомим дошкольников с литературой / М., ТЦ «Сфера», 2005.
4. ФГОС ДО 273-Ф3 31.12.12.
Приложения.
Загадка про сказку «Колосок».
Кто любил играть и петь?
Два мышонка Круть и (Верть).
Кто мышат с утра будил?
Кто на мельницу ходил,
Намолол муки мешок?
Это Петя-(Петушок).
Пирогов напек он много
И спросил друзей он строго:
«Что вы делали, мышата,
От рассвета до (заката?
Веселились целый день,
Вам работать было (лень?
А теперь за стол садитесь,
Подаете голосок?
Нет! Сначала потрудитесь
И прочтите («Колосок»).
Примерный сценарий театрализации.
Воспитатель: - Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сначала всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
Петушок: - Круть, Верть, посмотрите, что я нашёл! Колосок!
Воспитатель: - Дети, подскажите, что с колоском нужно сделать?
Дети: - Колосок надо обмолотить.
Петушок: - А кто будет молотить?
Мышата: - Только не я! Только не я!
Петушок:- Ладно, я обмолочу.
Воспитатель: - Сколько зерна намолотил! Куда теперь нужно зерно нести?
Дети: - Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
Петушок: - А кто понесёт?
Мышата: - Только не я! Только не я!
Воспитатель: -Придется тебе, Петя. Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли другую игру. Прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат…
Петушок: - Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.
Воспитатель:- Ай да петушок! Ай да молодец! А что теперь нужно делать?
Дети: - Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
Петушок: - Кто будет месить?
Мышата: - Только не я! Только не я!
Петушок: - Видно, мне придётся.
Воспитатель: - Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь разогрелась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
Мышата: - Ох, и проголодался я! Ох, и есть хочется!
Петушок: - Кто будет пироги есть?
Мышата: - Чур, я! Чур, я!
Петушок: - Подождите, подождите! Вы мне сначала скажите, кто нашёл колосок?
Мышата: - Ты нашёл!
Петушок:- А кто колосок обмолотил?
Мышата: - Ты обмолотил! (Говорят потише).
Петушок:- А кто зерно на мельницу носил?
Мышата: - Тоже ты. (Совсем тихо).
Петушок:- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
Мышата: - Всё ты. Всё ты… (Чуть слышно).
Петушок:- А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лентяев пирогами угощать.