Кузнецова Галина
Тематическое планирование углублённой работы «Блоки Дьенеша для детей 4–5 лет»
▼ Скачать +Заказ
Цель:
Блоки Дьенеша, как средство познавательного развития детей.
Задачи:
• Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
• Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию.
• Развивать навыки алгоритмической культуры мышления.
• Развивать познавательные процессы восприятия памяти, внимания, воображения.
• Развивать творческие способности, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Публикация «Тематическое планирование углублённой работы „Блоки Дьенеша для детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
• Развивать пространственные представления.
• Воспитывать самостоятельность, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Примерные ориентиры освоения программы:
• Выделяет и называет несколько свойств предметов (цвет, форму, размер, толщина); находит предмет по указанным свойствам, показывает по слову, образцу.
• Умеет обобщать, классифицировать объекты по одному свойству (цвет, форма, размер); по двум свойствам (форма-цвет; форма-размер; цвет-размер; толщина-цвет; форма-толщина); по трём свойствам (цвет-форма-размер; форма-цвет-толщина;).
• Объясняет сходство и различие объектов, обосновывает свои рассуждения.
• Умеет кодировать и декодировать информацию, находить блоки по карточке-схеме.
• Умеет находить блоки на карточке с отрицанием свойства (не красный, не круглый, не большой).
• Умеет пользоваться элементарными алгоритмами.
• Проявляет интерес к играм с блоками Дьенеша, способности к моделированию и конструированию.
Формы работы :
• Непосредственно-образовательная деятельность
• Совместная деятельность с детьми (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
• Интеграция с другими образовательными областями (художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное)
• Самостоятельная игровая деятельность детей.
месяц Использование блоков Дьенеша в НОД Совместная деятельность с детьми Интеграция с другими образователь-
ными областями Организация работы с родителями Обогащение предметно пространственной развивающей среды. Самостоятель
ная деятельность детей.
Сентябрь ОО Познание
ФЭМП Сравнение двух групп предметов
Д/И «Разложи фигуры»
Цель: Закрепить умение классифицировать по одному признаку (цвету, форме, размеру).
Сравнение предметов по величине Д/И «Найди такой же»
Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Учить соотносить величину предмета с движением.
Геометрические фигуры
Д/И «Найди клад»
Цель: Развивать умение выявлять, называть форму. Д/И Дорожки»
Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Понимать слова «разные», «одинаковые».
Д/И «Волшебный мешочек»
Цель: Учить находить геометрические фигуры на ощупь. Закрепить знания о цвете, форме, размере. ОО Художественно-эстетическое развитие.
Лепка «Яблоки и ягоды»
Цель: Закрепить умение детей лепить предметы круглой формы разной величины. Часть родительского собрания
«Ознакомление с темой, целью и задачами углублённой работы» Блоки Дьенеша объёмные
Самостоятельная игровая деятельность
Октябрь ОО Познание
ФЭМП
Сравнение предметов по величине.
Д/И «Сравни и разложи»
Цель: Развивать умение выделять существенные признаки.
Ориентировка в пространстве.
Д/И «Угости Мишку»
Цель: Закрепить свойства блоков, умение определять пространственное направление. Д/И «Разноцветные странички»
Цель: учить детей группировать фигуры по цвету.
Д/И «Заселим домики»
Цель: Учить детей группировать фигуры по форме, размеру.
Д/И «Второй ряд»
Цель: Развивать умения сравнивать предметы по цвету, форме. Развивать пространственные представления.
Д/И «Продолжи ряд»
Цель: Учить находить закономерности в ряду картинок и продолжать этот ряд. ОО
Социально-коммуникативное развитие
С-Р игра
Магазин (Блоки-деньги)
ОО Художественно-эстетическое развитие.
Аппликация
«Украшение платочка»
Цель: Закрепить знание круглой, квадратной и треугольной формы. Оснащение уголка для родителей специальной литературой. Блоки Дьенеша- объёмные плоскостные.
Карточки с двумя полосками
Настольно-печатные игры
«Собери бусы»
«геометрическое лото»
Ноябрь ОО Познание
ФЭМП
Прямоугольник
Д/И «Чудесный мешочек»
Цель: Познакомить детей с прямоугольником.
Д/И «Свой домик»
Цель: Учить раскладывать прямоугольники по цвету (в 3 обруча, по величине (в 2 обруча).
Количество и счёт
Д/И «Сколько»
Цель: Учить устанавливать соответствие между числом и количеством. Д/И «Собери урожай»
Цель: Развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине).
Д/И «Собери ягодки»
Цель: Развивать умение выделять в блоках два свойства (цвет, форма).
Игры с одним обручем
Цель: учить классифицировать по 2 свойствам (цвет-размер, цвет-форма, форма-размер).
Д/И «Четвертый лишний.»
Цель: Закрепить все свойства блоков. ОО Физическое развитие
П/И «Найди свой домик»
ОО Социально- коммуникативное развитие.
С-р игра
«Автобус» (билеты-блоки)
Рекомендации для родителей по выбору и приобретению развивающих игр для детей 4-5 лет.
Бдоки Дьенеша объёмные, плоскостные.
Строительные игры.
«Гаражи» (для большой и маленькой машины)
Настольно-печатная игра «Собери картинку»
Декабрь ОО Познание
ФЭМП
Порядковый счёт
Д/И «Необычные фигуры»
Цель: развивать умение выявлять и абстрагировать свойства. Закрепить навыки порядкового счёта.
Величина.
Д/И «Собери цепочку»
Д/И «Волшебные дорожки»
Цель: Учить детей сравнивать по длине. Игра-путешествие
«Новый год в городе волшебных фигур»
Цель: Развивать умение сравнивать, обобщать предметы по цвету, форме, величине.
Игра с двумя обручами
Цель: Учить классифицировать по 2 свойствам.
Д/И «Чего не хватает»
Цель: Развивать мышление, внимание, учить делать умозаключения.
Д/И «Что изменилось»
Цель: Развивать память, внимание, связную речь. ОО Художественно-эстетическое развитие.
Рисование «Кто в каком домике живёт?»
Цель: Учить создавать изображения предметов, состоящих из прямоугольных, квадратных и треугольных частей.
ОО Физическое развитие
П/И «Карусель» :
Билеты- блоки
Оформление информационного материала «Логические блоки Дьенеша помогают говорить и думать»
Блоки Дьенеша объёмные, плоскостные. Обручи, домики с крышами трёх основных цветов и окошками различной формы.
Обруч с лентами.
Настольно-печатная игра:
«Геометрическая мозаика»
Январь ОО Познание
ФЭМП
Сравнение равных групп предметов.
Д/И «Равенство»
Цель: развивать умение устанавливать равенство между двумя группами предметов.
Составление целого из частей
Д/И «Цыплёнок»
«Рыбка»
«Домик»
Цель: Развивать умение выделять из группы геометрических фигур нужную. Развивать фантазию. Мышление. Повторение:
Карточки с символами свойств.
Д/И «Кто быстрее найдёт нужный блок?»
Цель: Закрепить умение ориентироваться по карточкам, развивать зрительную память.
Д/И «Все в ряд»
Цель: Учить выбирать фигуры в соответствии с символами свойств.
Д/И «Секретики»
Цель: Закрепить знания детей о свойствах фигур, упражнять в применении кодовых карточек. ОО Художественно-эстетическое развитие.
Аппликация
«Автобус»
ОО Социально-коммуникативное развитие
С/Р игра «Театр»
- блоки- билеты
Места- кодовые карточки Консультация для родителей «Дидактические игры с блоками Дьенеша дома».
Презентация дидактических игр с блоками для детей среднего дошкольного возраста. Логические блоки объёмные, плоскостные.
Карточки с символами свойств:
Карточки с 8 клетками, где в первой изображено свойство.
Настольно-печатная игра «Заполни пустые клетки»
Февраль ОО Познание
ФЭМП
Количество и счёт
Д/И «Пять волшебных сундучков»
«Найди нужный ключ»
Цель: Закрепить навыки счёта в пределах 5. развивать умение анализировать, сравнивать геометрические фигуры.
Геометрические фигуры
Д/И «Волшебные фигуры»
Цель: Развивать память, внимание, творческое мышление Знакомство со свойством предметов- толщина
Д/И «Рыбалка»
Цель: учить понимать слова толстый, тонкий. Развивать умение группировать предметы по толщине.
Д/И «Домино»
Цель: Развивать умение сравнивать предметы по толщине
Д/И «Поручения»
Цель: Развивать умения сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам.
Д/И «Найди фигуру»
Цель: Развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам, понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые» ОО Физическое развитие
П/И «Найди друга».
ОО Познание
Конструирование
«Заборчик» Мастер-класс, педагогическая лаборатория для родителей «Волшебный город» Логические блоки объёмные,
Обруч
Вёдра
Моделирование предметов из геометрических фигур.
Настольно-печатная игра «Подбери по форме»
Март ОО Познание
ФЭМП
Геометрические фигуры
«Волшебные картинки, или новые приключения Колобка»
Цель: Закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение группировать.
Величина
«Микки-Маус в зоопарке»
Цель: Закрепить понятия «больше- меньше- ещё меньше», «низкий -высокий» Д/И «садовники»
Цель: Развивать умение выделять свойства предметов, обобщать по тём свойствам.
Д/И «Кто где живёт»
Цель: Развивать пространственное воображение, классифицировать по трём признакам.
Д/И «Строители»
Цель: Продолжать развивать умение обобщать фигуры по трём свойствам, опираясь на карточки – схемы.
Д/И «Кондитерская фабрика»
Цель: Развивать умение классифицировать по трём признакам, опираясь на карточки-схемы свойств ОО Художественно-эстетическое развитие.
Аппликация
«Букет для мамы»
ОО Физическое развитие
П/И «Найди свой цветок»
Совместные игры – занятия с детьми и родителями Блоки Дьенеша объёмные, плоскостные,
Карточки схемы
Обручи-клумбы
Блоки- цветы
Настольно-печатная игра
«Сложи узор»,
Апрель ОО Познание
ФЭМП
Количественный и порядковый счёт
Д/И «Путешествие в занимательную математику»
Цель: Закрепить навыки количественного и порядкового счёта, учить ориентироваться в пространстве, логически мыслить
Геометрические фигуры
«Цирк»
Цель: Развивать умение выделять геометрические фигуры по трём признакам, формировать наглядно- схематическое мышление с помощью карточек- свойств. Знакомить с карточками- отрицание свойств
Д/И «Определи и разложи по цвету, форме»
Цель: Учить кодировать геом. фигуры через отрицание. Развивать логическое мышление, внимание.
Д/И «Давайте познакомимся»
Цель: развивать умение обозначать словом отсутствие какого либо свойства предмета.
Д/И «Угадай-ка»
Цель: развивать умение декодировать информацию о наличии или отсутствии свойств у блоков.
Д/И «Загадки без слов»
Цель: Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор. ОО Физическое развитие
П/И «Автомобили и гаражи»
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
С-р игра «Почта» Оформление фотогазеты для родителей «Блоки Дьенеша- это интересно» Блоки Дьенеша объёмные,
Карточки с символами свойств,
Карточки с отрицанием свойств
Настольно- печатные игры
«Чиним одеяло»
«Выбери фигуру»
Май ОО Познание
ФЭМП
Сравнение групп предметов
Д/И «Дружат не дружат»
Цель: Развивать умение сравнивать по одному свойству.
Геометрические фигуры
Д/И «Наведи порядок»
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать предметы по двум свойствам. Д/И
«Подари кукле бусы»
«Кто быстрее соберёт гирлянду»
Цель: Учить выкладывать алгоритм по цепочке, развивать внимание, логическое мышление.
Д/И «Выложи рельсы для поезда»
Цель: Развивать умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами.
Д/И «Гусеница»
Цель: Учить выделять нужный блок из множества, развивать внимание, логическое мышление. ОО Художественно-эстетическое развитие.
Конструирование
«Ворота»
ОО Физическое развитие
П/И «Кошки- мышки» Индивидуальные беседы с родителями с рекомендациями по каждому ребёнку Блоки Дьенеша,
Карточки с алгоритмами
Настольно-печатные игры
«Преврати геометрические фигуры в предметы»
«На что похоже?»