Светлана Гиль
Тематический проект по формированию ЗОЖ у дошкольников «Будь здоров малыш!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематический проект по формированию ЗОЖ у дошкольников «Будь здоров малыш!»
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: МБДОУ «Детский сад № 12 г. Кировска», Мурманской области
АВТОР ПРОЕКТА: воспитатель I квалификационной категории Гиль Светлана Александровна
Содержание
I.Введение
1. Актуальность….…5
2. Цель проекта…. …6
3. Задачи проекта…. …6
4. Тип проекта…. 7
5. Вид проекта….…. …7
Публикация «Тематический проект по формированию ЗОЖ у дошкольников „Будь здоров малыш!“» размещена в разделах
6. Ожидаемые результаты…. ….…. …7
7. Участники проекта….….….7
8. Методы и формы работы, направленные на реализации
задач проекта …. …7
9. Принципы реализации проекта…. 9
10. Инновационные образовательные технологии:…. …9
11. Этапы реализации проекта…. …. 9
II. План – график мероприятий по реализации проекта…. 10
1. Содержание деятельности с детьми и родителями…. …10
III. Оценка результатов и отчетность….…. 18
IV. Вывод….…. 18
V. Список использованной литературы и интернет - ресурсов…. 20
Введение.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ухудшение здоровья детей стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой, очень часто забота о здоровье детей отходит на второй план по сравнению с такими ценностями, как образование, воспитание, личностное развитие. А тем временем, процент детей, болеющих простудными заболеваниями, остается в целом достаточно высоким, в дошкольное учреждение поступает все больше детей со второй и третьей группой здоровья.
Здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребёнка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого человека, и от того каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, каким будет его здоровье. От здоровья детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, общая выносливость, работоспособность организма, умственное развитие, прочность знаний. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагогам необходимо научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. «Здоровье-это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину.
1. Актуальность:
Современное состояние общества, экономики, экологии во всем мире неблагоприятно отражается на здоровье людей. Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и 60% от образа жизни. Одной из причин ухудшения здоровья населения России является культурный кризис общества и, как его следствия, низкий уровень личностной культуры человека, семьи, образовательного пространства в целом. Впервые о необходимости формирования здорового образа жизни высказался крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал, что самое главное – это научить человека правильному, безошибочному выбору любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного. Педагоги и психологи считают, что именно дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
В настоящее время ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО занимают задачи направленные на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоционального благополучия, на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, на становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Построение развивающего вариативного образования, должно быть ориентировано на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывать его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности. ФГОС дошкольного образования подчеркивает необходимость поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность и создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте. Решение этих задач успешно реализует организация деятельности по формированию здорового образа жизни, занятия физической культурой, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.
2. Цель проекта: совершенствовать работу по укреплению здоровья детей через формирование мотивации к здоровому образу жизни.
3. Задачи проекта:
В соответствии с целевыми ориентирами, согласно с ФГОС ДО, перед детьми поставила следующие задачи:
- Разработать перспективный план и систематизировать материал для работы по формированию мотивации у детей к здоровому образу жизни.
- Сформировать у детей систему знаний о здоровом образе жизни: элементарные представления о человеческом организме; закреплять знания детей об алгоритме действий личной гигиены, представления о том, что полезно и что вредно и опасно для человека.
- Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни: желание быть здоровым самому и научить этому других; выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх.
- Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания у детей потребности и мотивации к здоровому образу жизни.
4. Тип проекта долгосрочный
5. Вид проекта познавательно практический
6. Ожидаемые результаты:
1. Улучшение соматических показателей здоровья детей (анализ заболеваемости воспитанников группы на конец календарного года).
2. Наличие мотивации и осознанной потребности у детей в ведении здорового образа жизни.
3. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия у детей.
4. Сформированность у детей старшего дошкольного возраста навыков гигиенической культуры.
5. Овладение детьми навыками самопомощи в соответствующих ситуациях.
6. Создание предметно-пространственной развивающей среды для организации деятельности по формированию у детей основ ЗОЖ.
7. Участники проекта дети, воспитатели, родители.
8. Методы реализации проекта:
1. Наглядные (показ, рассматривание, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, чтение художественной и познавательной литературы, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение упражнений, самомассажей, творческая продуктивная работа).
4. Видео (просмотр видео сюжетов, презентаций по теме «Здоровый образ жизни»)
9. Формы реализации проекта:
Игровая деятельность: Сюжетно – ролевые, дидактические, театрализованные игры, дидактические и пальчиковые игры.
Двигательная деятельность: Подвижные и спортивные игры, гимнастики утренняя, бодрящая, пальчиковая, артикуляционная, зрительная, психогимнастика, физкультминутки, физкультурные занятия.
Коммуникативная деятельность: Беседа, ситуативные задачи, общения на определенные темы, отгадывание и придумывание загадок детьми, составление рассказов из личного опыта.
Трудовая деятельность: Труд по самообслуживанию, ознакомление с трудом взрослых, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд.
Познавательно-исследовательская деятельность Наблюдение, экспериментирование, конструирование, решение проблемных ситуаций;
Продуктивная деятельность: Рисование, лепка, аппликация;
Музыкально-художественная деятельность Логоритмика, слушание музыки
Художественная литература: Чтение стихов, загадок, поговорок и рассказов о здоровом образе жизни, выставка в книжном уголке;
Работа с родителями: Консультации, беседы, практикумы, тренинги, спортивные развлечения, экскурсии.
10. Принципы реализации проекта
принцип воспитывающего обучения,
принцип развивающего обучения,
принцип наглядности,
принцип систематичности и последовательности,
принцип доступности,
принцип осознания процесса обучения,
принцип динамичности
11. Инновационные образовательные технологии:
• Здоровье сберегающие технологии;
• Игровые технологии;
• Использование нестандартного оборудования
12. Этапы реализации проекта:
• I этап – подготовительный;
• II этап – основной;
• III этап – заключительный.
II. План – график мероприятий по реализации проекта.
Подготовительный этап:
Выявление представлений детей о здоровье.
Привлечение родителей к совместной деятельности по реализации проекта:
Анкетирование родителей по теме «Здоровье ребёнка»
Консультация для родителей о целях и задачах проекта.
Практические советы «Сделай сам: тренажеры и массажеры»;
Творческие домашние задания;
«День открытых дверей».
Определение целей и задач проекта;
Подбор информационно – методического обеспечения проекта;
Составление плана мероприятий по реализации проекта.
Обновление содержания предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с рекомендациями ФГОС ДО: кубик Здоровья, пирамиды «Полезные и вредные продукты», альбом «Люби и охраняй природу», макеты «Страна здоровья» и «Мои помощники», «Дыханчики», корригирующие дорожки, диагностические диафильмы, альбом «Сам себе я помогу»
Основной этап:
Физкультурно-оздоровительные мероприятия:
-утренняя гимнастика;
-физкультура
-прогулки.
-индивидуальная работа по физическому развитию.
Оздоровительно-профилактические мероприятия:
-бодрящая гимнастика;
-пальчиковые игры;
-зрительная гимнастика;
-артикуляционная гимнастика;
-закаливающие процедуры;
-корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия;
-самомассажи ушных раковин, носа, ног, ступней, рук и кистей;
-упражнения на дыхание;
- использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы
Закаливание, с учётом состояния здоровья ребёнка
-воздушные ванны
-прогулки на воздухе
-босоножье (после дневного сна)
-обширное умывание /элементы/
-игры с водой
Тема «Человек. Как устроен».
Цель: учить осознавать себя как человека, познакомить детей со строением своего тела и функциями организма, с внутренними органами. Воспитывать желание внимательно, бережно относиться к своему организму.
НОД «Мои верные помощники», цель: Закрепить знания детей о частях тела, способы ухода за ними, обозначить вредные и полезные для здоровья действия. «Пищеварительная система».
Рассматривание, чтение и беседа по книге Г. Юдина «Главное чудо света».
Чтение художественной литературы А. Барто «Девочка чумазая»
Психогимнастика «Мы делаем добро руками».
Д/И «Что было бы, если бы…». Показать ребёнку, что его организм очень умно устроен. «Хорошо-плохо», «Угадай, что болит», «Чем делаем движение».
Консультация для родителей «Ребёнок растёт».
Тема: «Самые полезные продукты».
Цель: систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах; упражнять в умении их дифференцировать; формировать потребность заботиться о своём здоровье.
НОД «Как природа помогает нам здоровыми быть», цель: формировать у детей представление о значении природы для здоровья человека.
«Что такое витамины, и где они живут?», «Лекарственные растения».
Художественное творчество.
Лепка:«Живые витаминки» способом мозаики;
Аппликация: «По грибы в лес пойдем» с использованием чайной заварки;
«Корзинка с фруктами» объемная аппликация с использованием природного материала;
«Осень золотая» с использованием разных видов круп;
Бисероплетение: «Подарки природы»;«Подарки осеннего леса».
Прикладное творчество:
Поделка из бросового материала «Гроздь рябины», «Яблонька».
Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» - Учить определять на ощупь и на вкус овощи и фрукты.
«Что полезно, угадай - Витаминку передай», «Полезно- вредно»
Чтение художественной литературы:
Зильберг «Полезные продукты»,Ю. Тувим «Овощи», «Письмо ко всем детям по одному важному делу»О. Нэш «Микроб».
Экскурсия на кухню.
Беседы: «Правильное питание залог здоровья», «Витамины наши друзья», «Можно ли есть снег»
Д/И «Приготовим блюдо», «Поваренок»
Досуг «Если хочешь быть здоров»
Домашнее задание: совместная работа с родителями – заведи дневник, в котором записывай, какие полезные продукты ты ел на завтрак, обед, в полдник и на ужин.
Тема: «Спорт – это здоровье».
Цель: Формировать у детей представление о необходимости заботиться о собственном здоровье, понятие о здоровом образе жизни, о соблюдении режима дня, о значении спорта для здоровья человека, закрепить знание названий видов спорта, умение узнавать их по картинке.
НОД «Если хочешь быть здоров».
Художественное творчество.
Лепка: «Виды спорта», «Спортсмены»
Беседы: «Утренняя зарядка «Рас, два, три, ну-ка повтори!», «Спорт это здоровье»,
«Виды спорта»
Рассматривание иллюстраций с различными видами спорта.
Чтение художественной литературы:П. Синявский «Зарядка», А. Афонькин «Откуда берутся болезни», «Уроки здоровья»,
Д/И «Мой режим дня».
Консультация для родителей «Здоровая семья – здоровый малыш».
Подвижные и спортивные игры
Спортивный праздник «Чтоб здоровье сохранить - научись его ценить»
Тема: «Сам здоровье сберегу, сам себе я помогу».
Цель: Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приёмы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь; прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.
Заучивание поговорок: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйтесь постепенно».
НОД «Путешествие по стране Здоровья» Рисование: «Вредные микробы и вирусы» Аппликация: «Путешествие на Северный полюс», «Ежик» из природного материала.
Беседы: «Здоровье и болезнь», «О правилах личной гигиены», «Ядовитые грибы и ягоды», «Сохрани своё здоровье сам»,
«Опасные предметы вокруг нас», «Чем полезна для нас прогулка», «Осторожно грипп!», «Беседа с медсестой д/с о важности прививок»
Чтение художественной литературы:К. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Азбука здоровья», «Приключения Стобеда», «Петька микроб».
Пословицы, поговорки, загадки.
Игра – Кроссворд «Жители страны Здоровья»
Дидактические игры:
«Разложи по порядку», «Правила гигиены», «Кому можно всем или одному», «Что сначала, что потом»
Разучивание самомассажа «Неболейка».
Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Аптека»
Игра – драматизация «Девочка-чумазая»,
Опытно-экспериментальная деятельность:
«Как избавиться от вредных бактерий», «Живые дрожжи» (полезные микробы)
Проект «В поисках невидимки»
Консультация для родителей «Здоровье детей»
Тема «Безопасность»
Цель: Формировать представления детей о безопасном для здоровья поведении человека в природе, на улице города, на прогулке, в быту.
НОД. «Закаливание» Цель: закреплять представления детей о признаках болезни; формировать представления о причинах простудных заболеваний, о роли закаливающих мероприятий в профилактике этих заболеваний.
Художественное творчество.
Лепка:
«Съедобные и несъедобные грибы»; Аппликация:
«Снежинки - сестрички»;
Рисование:
«Путешествие в страну здоровья»;
«Белая береза под моим окном».
Опытно-экспериментальная деятельность:«Неопасное электричество», «Фильтрование воды»
Беседы:
«Знай и выполняй правила дорожного движения», «Зачем нужны дорожные знаки», «Что мы должны знать о буре и урагане», «Незнакомые предметы», «Берегись насекомых», «Огонь-друг и враг», «Чем опасен дым», «Не выглядывай в открытое окно», «Осторожно – электроприборы», «Обходи скользкие места», «Берегись мороза»
Сюжетно-ролевые игры:
«Спасатели», «Поликлиника: посещение окулиста, посещение стоматолога, скорая помощь».
Драматизация «Спичка-невеличка»
Игры-ситуации «Что ты будешь делать, когда останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонили?»
Дидактические игры:
«Если возник пожар», «Говорящие знаки»,
«Ядовитые грибы и ягоды», «Раз, два, три, что может быть опасным – покажи"
Работа с родителями:
Анкетирование «Выявление знаний о физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ», «Как закаляемся дома», «Здоровый малыш»;
Родительские собрания «Укрепление физического здоровья детей посредствам активизации профилактической оздоровительной работы с дошкольниками»
Практикум «Чтобы расти и закаляться, надо спортом заниматься».
Тренинг «Как предупредить простудные заболевания», «Профилактика плоскостопия».
Консультации и беседы «Профилактика простудных заболеваний», «Народные средства для профилактики простудных заболеваний у детей», «Растить ребёнка здоровым», «Закаливание детей».
Создание Работа с педагогакниги кулинарных рецептов «Любимое блюдо моего ребёнка»
Конкурс «Дыши, мой носик!» практические советы.
Мастер – класс для педагогов в рамках «Недели педагогического мастерства»:
Сообщение из опыта работы «Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни у детей»
Консультация «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»,
Смотр-конкурс «Нетрадиционное оборудование для корригирующих занятий с детьми»
Рекомендации по ознакомлению детей со здоровым образом жизни.
Обобщающий этап.
Презентация проекта по формированию ЗОЖ у дошкольников «Будь здоров малыш!»
Праздник спорта и здоровья
Организация выставки «Я здоровье берегу»: «Полезные овощи и фрукты» в нетрадиционной технике рисования и в технике обрывная аппликация, «Виды спорта» пластилинография, бисероплетение «Подарки Осени», «Подарки осеннего леса».
Совместная выставка семейного творчества «Вредные микробы и вирусы»,
Создание плаката на городской конкурс, фотовыставка «Чистота – залог здоровья»
Оформление выставки детского рисунка и аппликации.
Конкурс – выставка «Тренажеры и массажеры своими руками»
Оформление кулинарной книги «Вкусняшки от Светлячков"
III. Оценка результатов и отчетность.
Основными эффективными результатами тематического проекта по формированию ЗОЖ у дошкольников «Будь здоров малыш!» являются:
• Показание высоких результатов мониторинга по снижению заболеваемости;
• Сформированность ценностного отношения к своему здоровью, потребности заботится о нем и о здоровье окружающих;
• Умение выделять компоненты здоровья (гигиена, здоровое питание, спорт, закаливание, сон, прививки);
• Эффективное взаимодействие с родителями, направленное повышение педагогической компетентности в вопросах формирования привычек культуры здоровья.
Таким образом, практика доказывает, что если правильно организовать предметно-пространственную развивающую среду, учитывая возрастные особенности детей, работать в тесном контакте с родителями, то систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей способствует укреплению здоровья детей, формирует представление о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни.
IV. Вывод
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне. На сегодняшний день в соответствии с ФГОС физическое направление, включающее образовательные области «Формирование начальных представлений о ЗОЖ», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования здорового образа жизни у дошкольников требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации задач по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Список литературы и интернет источников
1. Асташина М. П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: Учеб. -метод. пособие / М. П. Асташина. – Омск, 2002г
2. Галанов А. С. «Игры, которые лечат», издательство «Педагогическое общество России», 2005 год;
3. Деркунская В. А. «Диагностика культуры здоровья дошкольников», издательство «Педагогическое общество России», 2005 год;
4. Картушина М. Ю. «Зеленый огонек здоровья», программа оздоровления дошкольников, издательство «Сфера», 2007год;
5. Новикова И. М. : Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
6. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры - СПб. ,2012.
7. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации/автор-составитель О. В. Чермашенцева, 2012.
8. Тарасова Т. А. : Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр). - Москва 2008г
9. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5 -8 лет. Академия развития, Академия Холдинг, 2003.
10. Учебно-методические журналы: «Управление ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ».
11. Шорыгина Т. А. Безопасные сказки. Беседы с детьми о безопасном поведении дома и на улице. -М. ,2014.
12. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. - М. ,2014.