юлия малюкова
Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством
▼ Скачать + Заказать документы
СЕНТЯБРЬ
1. Кто такой художник (беседа) Познакомить детей с профессией художника, значимостью его деятельности для общества. Орудиями труда, направлениями в искусстве. Посетить художественную галерею (Краеведческий музей). Чтение книг о художниках. Создание в группе альбома иллюстраций картин известных художников.
2. Кто учит художников (беседа) Предложить детям рассмотреть репродукции картин разных жанров. Основываясь на их опыте, дать представление о том, что художников учит и вдохновляет на творчество природа. Рассматривание альбомов с репродукциями картин разных художников.
ОКТЯБРЬ
Публикация «Тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством» размещена в разделах
1. Как художники составляют натюрморт (беседа) Познакомить детей с жанром натюрморт. Рассказать, как художники составляют натюрморт. Продолжать знакомить с выразительными средствами живописи. Формировать понимание эстетической ценности натюрморта. Рассматривание репродукций картин П. Кончаловского «Сирень», И. Машкова «Снедь», «Хлеба». К. Петрова – Водкина «Ветка яблони», «Розовый натюрморт», М. Сарьяна «Цветы и фрукты».
2. Художники рисуют осень (рассматривание репродукций, беседа) Познакомить детей с картинами художника И. Грабаря, И Левитана. Учить воспринимать произведение искусства, понимать настроение, содержание картины. Дать понятие о пейзаже, как о жанре изобразительного искусства. (репродукции картин И. Левитана «Осенний день», «Осень». И. Грабаря «Осенний день». Рассматривание альбома на тему «Времена года» в произведениях художников, репродукции картин осенней тематики.
НОЯБРЬ
1. Унылая пора (беседа, рассматривание репродукций) Продолжать учить воспринимать произведения искусства, сравнивать «настроения» разных осенних пейзажей, соотносить увиденное с собственным опытом, чувствами и переживаниями. Рассмотреть репродукции картин художника Л. Бродской. Представить зрительный ряд из репродукций «осенних» картин Л. Бродской. Заучивание «осенних» стихов русских поэтов. Слушание произведений П. Чайковского, чтение описаний природы у М. Пришвина.
ДЕКАБРЬ
1. Художники анималисты рисуют животных. (рассматривание репродукций, беседа) Познакомить с профессией художника-анималиста. Дать представление о том, что они знают и любят природу, прежде всего животных, создают их образы. Учить составлять описание животного, замечать, как художник передает его характер или настроение (книги с иллюстрациями художников-анималистов). Выставить в зрительный ряд наборы открыток, иллюстраций с изображениями различных животных, птиц. Альбом иллюстраций Е. Чарушина «Большие и маленькие». Заучивание стихов о животных. Создание макетов «В зоопарке», «Сельское подворье», «В лесу».
ЯНВАРЬ
1. Зима в произведениях русских живописцев (рассматривание репродукций, беседа). Расширять знания детей о художниках – живописцах. Познакомить детей с репродукциями картин И. Грабаря «Февральская лазурь», «Зимний пейзаж», И. Левитана «Деревня зимой». Формировать умение устанавливать связь между реальной действительностью и ее изображением в искусстве (книги с иллюстрациями художников – пейзажистов). Рассматривать альбомы, посвященные зимнему времени года в разных регионах России. Составить «зрительный ряд» репродукций зимних пейзажей, рассказать детям о жизни русских живописцев
2. Знакомство с творчеством В. Сурикова (беседа) Познакомить с творчеством В. Сурикова. Учить понимать основную мысль произведения, определять социальную значимость картины, устанавливать взаимосвязь между содержанием картины и средствами его выражения. Воспитывать личностное отношение к произведению. Составить зрительный ряд из произведений В. Сурикова: «Взятие снежного городка», «Боярыня Морозова» и др. Подвижные игры на свежем воздухе. Беседы «Свойства снега», «Как образуется лед». Дидактическая игра «Цветные льдинки».
3. Выставка «Ах ты, зимушка – зима» Привлечь детей к созданию выставки. Учить делиться впечатлениями, использовать поэтические образы, анализировать свои работы. Развивать эстетическое восприятие, отзывчивость. Предложить детям быть экскурсоводами. Чтение стихов о зиме, рассматривание альбомов на зимнюю тему, создание зимних композиций для украшения интерьера группы. Составить письмо-пожелание Деду Морозу.
ФЕВРАЛЬ
1. Творчество В. Васнецова. «Иван Царевич и Серый волк», «Аленушка» (беседа). Познакомить с творчеством художника В. Васнецова. Учить понимать сказочность содержания, роль природы в передаче состояния героев. Учить замечать сочетание красок, развивать наблюдательность, умение сопереживать. Составить зрительный ряд репродукций картин жанровой живописи разных художников. Читать русские народные сказки, смотреть диафильмы. Дидактическая игра «Одень куклу».
2. Рисуем сказку (литературный жанр) Предложить нарисовать иллюстрации к сказке «Колобок». Учить передавать характер образа, придумывать сюжет рисунка. Собрать рисунки в книжку-раскладушку (гуашь, кисти, бумага А-4). Драматизация сказки «Колобок», рассматривать иллюстрации в книге. Придумать сказку «Колобок» на новый лад.
3. Мы рисуем мультик (рисование) Познакомить с профессией художника - мультипликатора. Предложить поиграть в художников – мультипликаторов. Научить выявлять и графически передавать форму (цветные карандаши, мелки, бумага различного формата). Рассмотреть иллюстрации к сборнику «Ну, погоди» Смотреть мультфильм, раскрашивать в альбомах любимых героев.
МАРТ
1. Мы любим красоту (Изготовление панно для украшения группы). Познакомить с понятием «дизайн» (иллюстрации, интерьер офиса, дома, театра, магазина). Рассмотреть альбомы «Дизайн для дома», изготовить макет «Комната для куклы», украсить интерьер игрового уголка. Сюжетно-ролевые игры «семья», «Художественный салон», «Мебельный магазин».
2. Портрет «Женский образ» (беседа) Закреплять представления о том, что художник в своих произведениях раскрывает свое представление о мире, свои чувства, мысли, отношение к тому, что он изображает. Познакомить с понятием «духовная красота» (человек красив добрыми делами, внутренним миром) Рассмотреть репродукции картин В. Серова «Девочка с персиками». В. Васнецова «Аленушка». П. Оссовского «Сыновья». Познакомить с жанром портрета, его содержанием и выразительными средствами. Рассмотреть женские портреты – репродукции художников разных стран и времен. Сравнить разные по содержанию образы: Золушка и мачеха, Снежная королева и добрая фея, Баба Яга и Василиса Премудрая.
3. Русские красавицы (рисование) Учить детей создавать портрет, передавать разнообразными выразительными средствами характер, настроение, композицию (гуашь, кисти, бумага А-4). Рассмотреть репродукции картин на тему: «Русские красавицы». Обратить внимание на одежду, украшения. Сюжетно-ролевые игры «Парикмахерская», «Салон красоты», изготовление бижутерии.
АПРЕЛЬ
1. Город, в котором я хочу жить (рисование) Предложить детям нарисовать город мечты. Продумать цветовую гамму, в которой будет выполнен рисунок (бумага альбомного формата, цветные карандаши, краски, кисти) Экскурсия по городу. Рассматривание альбома родного города. Узнать и рассказать о том или ином здании, сквере, улице. Беседа «Кто придумал красоту, которая нас окружает».
2. Проектируем город (цветное оформление макета города) Предложить выполнить макет города в цвете (после обсуждения и анализа работ предыдущего занятия). Придумать название городу. Развивать навыки коллективной работы (заготовки строений, растительности, краски, кисти) Игры с конструктором «Строим город». Чтение и заучивание стихов о родном городе. Создать альбом «Мой город».
3. Кто украшает город (беседа) Дать понятие о скульптуре. Знакомить со спецификой этого вида искусства, его назначением и средствами выразительности. Дать представление об особенностях труда скульптора. Составить зрительный ряд из фотографий памятников, монументов родного города. Выявить знания детей об их местонахождении и истории. Экскурсия по городу.
4. Украшаем город, который придумали (лепка) Предложить детям вылепить из соленого теста скульптуры для украшения макета города мечты.
5. Город будущего. (рисование) Предложить нарисовать город будущего (какой формы будут дома, какими улицы, транспорт. Как город будущего будет гармонировать с природой (цветные мелки, карандаши, бумага А-3).
МАЙ
1. Цветущая весна (рисование)
Рассмотреть репродукции картин художников: М. Сарьяна «Апрельский пейзаж», Б. Щербакова «Боярышник цветет», В. Яценко «Весна», П. Фомина «Начало мая». Учить детей передавать радостное настроение, связанное с приходом весны. Рисовать пейзаж, строить композицию рисунка, сочетать краски при изображении образов природы (акварель, кисти, бумага А-4) Составить зрительн6ый ряд из произведений М. Сарьяна, Б. Щербакова, В. Яценко, П. Фомина.