Раиса Самоделкина
Тематический контроль «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сказка»
села Фрунзе Сакского района Республики Крым
Справка по итогам тематического контроля
«Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Проверка проводилась в соответствии с годовым планом работы МБДОУ «Сказка» с. Фрунзе на 2017-2018 учебный год, приказа по ДОУ о проведении тематической проверки от 13.11.2017г. № 197. Тематическая проверка проводилась с целью выявить состояние работы по экологическому воспитанию : изучение условий, способствующих формированию начал экологических знаний, осознания места человека в природе; определение уровня сформированности экологических знаний у детей дошкольного возраста; оценка профессиональной деятельности педагогов по реализации задачи экологического воспитания дошкольников.
Публикация «Тематический контроль „Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию дошкольников“» размещена в разделах
ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ ВКЛЮЧАЛА: анализ условий, созданных в детском саду по организации экологического образования дошкольников; анализ воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; вывод и рекомендации по результатам проверки.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: Оценка предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию в группах; посещение НОД по природному окружению и экологическому воспитанию.
Обучение строится в соответствии с программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, программой и методическими рекомендациями «Экологическое воспитание в детском саду» О. А. Соломенниковой.
1. Создание условий для воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей.
В дошкольном образовательном учреждении создана определенная база по ознакомлению дошкольников с экологическим материалом. В группах ДОУ созданы условия для экологического воспитания детей : сформированы природные уголки, которые целесообразно размещены, имеется литература, экологические игры, иллюстрационный материал.
Для проявления инициативы педагоги создали условия, побуждающие детей к уходу за растениями: в уголках есть салфетки для пыли, леечки и другое оборудование, расположенное в доступном для детей месте.
Воспитателями изготовлены дидактические игры. Создана Красная книга Республики Крым.
Территория детского сада хорошо озеленена, что позволяет создать хороший климат для пребывания детей. Цветущие растения, деревья и кустарники, растущие на территории ДОУ, улучшают качество экологической среды, развивают восприятие, благотворно действуют на психоэмоциональное состояние детей.
Вся работа с детьми по экологическому образованию ведется как в непосредственно организованной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободной деятельности (наблюдения, беседы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, чтение литературы). Воспитатели планомерно и последовательно знакомят детей с конкретными сведениями о живой и неживой природе, временах года, обязанностями человека в охране природы, с материалом и оборудованием для осуществления трудовых процессов в природном уголке, формируют азы экологического мировоззрения, воспитывают любовь к родному краю.
В группах частично созданы условия для познавательно–поисковой и исследовательской деятельности, подобрано разнообразное оборудование для опытов: лупы, пробирки, салфетки, фильтры, измерительные приборы для сыпучих и жидких веществ и т. д. ; природный материал: шишки сосны, ели, семена клена, арбуза, дыни, фасоль и т. д.
Во всех возрастных группах есть уголки природы с комнатными растениями. Педагоги старшей и подготовительной групп систематически проводят наблюдения за погодой, за ростом растений. Результаты наблюдений за погодой дети фиксируют в дневниках наблюдений. Однако имеются недостатки: во всех группах комнатные растения необходимо дополнить растениями, изучаемыми по программе. В старшей и подготовительной группах необходимо фиксировать наблюдения за ростом растений в схематичном виде. Необходимо создать паспорт растений, в котором бы фиксировались названия, символические обозначения условий, необходимых для роста и развития растений.
В книжных уголках групп отсутствуют литературные произведения природоведческого характера, рекомендованные программой «От рождения до школы».
2. Оценка уровня профессионального мастерства воспитателей.
Воспитатели используют следующие формы организации работы с детьми :
- НОД;
- совместная деятельность;
- самостоятельная деятельность детей.
Профессиональные навыки воспитателей просматривались в ходе наблюдения педагогического процесса (образовательной области «Познавательное развитие» разделов «Ознакомление с миром природы», «Развитие познавательно-исследовательской деятельности», в ходе режимных моментов.
Воспитатели знают задачи своей возрастной группы по образовательной области «Познавательное развитие», разделам «Ознакомление с миром природы», «Развитие познавательно-исследовательской деятельности», используют разнообразные методики и приемы, беседы, игровые задания и упражнения. Воспитатели стремились обеспечить поддержание интереса к теме на протяжении всей НОД, используя прямые и косвенные приемы воздействия на детей. Систематически проводится непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие», разделам «Ознакомление с природой», «Развитие познавательно-исследовательской деятельности», организовывается трудовая деятельность детей в природе.
В ДОУ было организовано взаимопосещение педагогами НОД на экологическую тему во всех возрастных группах. В младших группах «Умка», «Фантазия» воспитатели Макарина Т. И. и Шевчук А. Н. на занятиях «Волшебница-вода», «Водичка-водичка» закрепили с детьми элементарные знания о воде и ее свойствах. Во время исследовательской деятельности малыши проводили опыты по изучению качеств и свойств воды.
В средней группе «Солнышко» воспитатель Рубцова Н. В. провела с детьми комплексное НОД на тему «Коллективное изготовление альбома «Елочка»», где педагог уточнила представления детей о бумаге и изделиях из нее, дети научились изготавливать из бумаги книгу-альбом.
Дети средней группы «Семицветики» на занятии «Экологический светофор» расширили знания о правилах поведения в лесу, о бережном отношении к природе, закрепили представления об условиях, необходимых для жизни лесных животных. Воспитатель Никифорук О. С. использовала на занятии ТСО, дети слушали аудиозапись: звуки природы - леса, шум ветра, реки.
В старшей группе «Смешарики» педагог Цуканова Т. В. провела НОД в виде расширенной беседы с детьми о птицах Крымского полуострова. Дети расширили представления о птицах, обитающих в разных природных зонах Крымского полуострова, о роли птиц в жизни человека, проявили желание помогать птицам, подкармливать их в зимний период.
На открытом занятии по познавательному развитию «Живая и неживая природа» в подготовительной группе «Радость» воспитатель Анацкая Л. О. сформировала у детей представления о неразрывной связи живой и неживой природы.
С целью развития экологической среды МБДОУ «Сказка» для формирования экологической культуры дошкольника через сочетание познания и его практической деятельности, воспитатель Кузменкова Ю. Н. разработала проект по созданию экологической тропы в ДОУ. В реализации проекта участвовали дети, педагоги и родители. Отмечена взаимосвязь педагогов и педагогов-специалистов в реализации проекта. Инструктор по физической культуре Скуряева Н. Ю. показала возможность осуществления экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе занятий по физической культуре. С детьми старшей группы «Смешарики» было проведено открытое занятие-прогулка интегративного типа по экологической тропе здоровья на тему «Удивительное рядом». В процессе занятия дети под руководством воспитателя наблюдали за природными явлениями и сезонными изменениями наряду с выполнением физических упражнений. Скуряева Н. Ю. организовала консультацию для воспитателей «Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Однако следует отметить, что не всегда во время прогулок воспитатели организовывают наблюдения.
Существует противоречие между необходимостью развития познавательного интереса дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса, (т. е. полноценное развитие познавательной активности у детей возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребёнка и взрослого посредством игровой среды, дидактических игр и упражнений). В работе по ознакомлению с природным окружением не в полной мере используются дидактические, словесные, подвижные игры.
Анализ открытых мероприятий позволяет сделать вывод: дети имеют достаточный уровень познавательной активности, знаний о живой и неживой природе, о растительном и животном мире; могут объяснить простейшие причинно-следственные связи и закономерности; решается задача формирования осознанно-правильного отношения к природе.
3. Планирование работы с детьми.
В ходе тематического контроля были проверены планы воспитательно-образовательной работы с детьми во всех возрастных группах, в которых прослеживается планирование контролируемой темы в НОД, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной форме работы, дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных играх, развлечениях.
Анализ календарных планов показал, что планирование ведется согласно комплексно-тематическому плану ДОУ, в соответствии с программой ДОУ и возрастными особенностями детей. Однако недостаточно уделено внимания планированию экспериментальной работы с дошкольниками в течение месяца.
4. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей.
Изучение тематики мероприятий с родителями, уголков, консультаций и других форм взаимодействия с семьёй по проблеме экологического воспитания показало, что этому вопросу уделяется должное внимание, лишь совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться желаемого результата. В ДОУ воспитателем средней группы «Солнышко» Рубцовой Н. В. была организована экологическая акция - «Сохраним ель!». Этот проект был реализован с целью разрушения стереотипа, что празднование Нового года не обходится без украшенной «живой» ёлки, ее можно заменить объектом современного дизайна. Часто в семьях воспитанников не задумываются об экологии земли, не понимают, что традиция ставить в доме ель под Новый год наносит урон окружающей среде. В ДОУ была организована выставка эксклюзивных новогодних елок из вторсырья «Ах елка – елочка!».
Родители всех возрастных групп приняли участие в изготовлении кормушек для птиц.
В ДОУ каждый год организовывается выставка творческих работ из природного материала. В период тематической недели по экологии была организована выставка совместного творчества детей и взрослых на тему «Природа – наш дом». Творческие рисунки детей средней и подготовительной группы были представлены на муниципальном конкурсе для дошкольников Республики Крым «Природа – наш дом». Родители и дети младшей группы «Фантазия» оформили фотостенд «Наши любимые питомцы». Была организована выставка совместного детско-родительского творчества средней группы «Семицветики» «Сбережем Черное море».
Вывод: В детском саду созданы определенные условия для экологического воспитания дошкольников, педагоги строят работу по экологическому воспитанию в соответствии с требованиями программы. Вместе с тем имеется ряд недочетов, связанных с воспитанием осознанного отношения детей к сохранению и улучшению окружающей среды, формированию инициативы, самостоятельности, а также организации наблюдений и труда в природе.
Рекомендации:
1. Постоянно поддерживать свой профессиональный уровень через самообразование, повышение знаний по экологической проблеме.
Систематически.
2. Разнообразить тематику занятий и методы обучения экологического воспитания.
В течение учебного года.
3. Пополнить подборку дидактических игр по природному окружению.
Срок: до 15.12.2017г.
4. Пополнить природные уголки комнатными растениями, изучаемыми по программе, в старшей и подготовительной группе создать паспорта растений.
Срок: в течение учебного года.
5. Воспитателям чётко планировать организацию детской деятельности на прогулке (наблюдение, опыты, дидактические игры-эксперименты, сюжетно-ролевые игры).
Срок: постоянно.
6. Разнообразить формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию. Систематически и конкретно планировать взаимодействие с родителями.
Ответственные: воспитатели групп
Срок: постоянно
Заведующий МБДОУ «Сказка» с. Фрунзе З. Г. Кокарева
Старший воспитатель Р. А. Самоделкина