Лучший педагог года

Тематический контроль «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию дошкольников»

Раиса Самоделкина
Тематический контроль «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сказка»

села Фрунзе Сакского района Республики Крым

Справка по итогам тематического контроля

«Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Проверка проводилась в соответствии с годовым планом работы МБДОУ «Сказка» с. Фрунзе на 2017-2018 учебный год, приказа по ДОУ о проведении тематической проверки от 13.11.2017г. № 197. Тематическая проверка проводилась с целью выявить состояние работы по экологическому воспитанию : изучение условий, способствующих формированию начал экологических знаний, осознания места человека в природе; определение уровня сформированности экологических знаний у детей дошкольного возраста; оценка профессиональной деятельности педагогов по реализации задачи экологического воспитания дошкольников.

Публикация «Тематический контроль „Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию дошкольников“» размещена в разделах

ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ ВКЛЮЧАЛА: анализ условий, созданных в детском саду по организации экологического образования дошкольников; анализ воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; вывод и рекомендации по результатам проверки.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: Оценка предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию в группах; посещение НОД по природному окружению и экологическому воспитанию.

Обучение строится в соответствии с программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, программой и методическими рекомендациями «Экологическое воспитание в детском саду» О. А. Соломенниковой.

1. Создание условий для воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей.

В дошкольном образовательном учреждении создана определенная база по ознакомлению дошкольников с экологическим материалом. В группах ДОУ созданы условия для экологического воспитания детей : сформированы природные уголки, которые целесообразно размещены, имеется литература, экологические игры, иллюстрационный материал.

Для проявления инициативы педагоги создали условия, побуждающие детей к уходу за растениями: в уголках есть салфетки для пыли, леечки и другое оборудование, расположенное в доступном для детей месте.

Воспитателями изготовлены дидактические игры. Создана Красная книга Республики Крым.

Территория детского сада хорошо озеленена, что позволяет создать хороший климат для пребывания детей. Цветущие растения, деревья и кустарники, растущие на территории ДОУ, улучшают качество экологической среды, развивают восприятие, благотворно действуют на психоэмоциональное состояние детей.

Вся работа с детьми по экологическому образованию ведется как в непосредственно организованной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободной деятельности (наблюдения, беседы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседы, чтение литературы). Воспитатели планомерно и последовательно знакомят детей с конкретными сведениями о живой и неживой природе, временах года, обязанностями человека в охране природы, с материалом и оборудованием для осуществления трудовых процессов в природном уголке, формируют азы экологического мировоззрения, воспитывают любовь к родному краю.

В группах частично созданы условия для познавательно–поисковой и исследовательской деятельности, подобрано разнообразное оборудование для опытов: лупы, пробирки, салфетки, фильтры, измерительные приборы для сыпучих и жидких веществ и т. д. ; природный материал: шишки сосны, ели, семена клена, арбуза, дыни, фасоль и т. д.

Во всех возрастных группах есть уголки природы с комнатными растениями. Педагоги старшей и подготовительной групп систематически проводят наблюдения за погодой, за ростом растений. Результаты наблюдений за погодой дети фиксируют в дневниках наблюдений. Однако имеются недостатки: во всех группах комнатные растения необходимо дополнить растениями, изучаемыми по программе. В старшей и подготовительной группах необходимо фиксировать наблюдения за ростом растений в схематичном виде. Необходимо создать паспорт растений, в котором бы фиксировались названия, символические обозначения условий, необходимых для роста и развития растений.

В книжных уголках групп отсутствуют литературные произведения природоведческого характера, рекомендованные программой «От рождения до школы».

2. Оценка уровня профессионального мастерства воспитателей.

Воспитатели используют следующие формы организации работы с детьми :

- НОД;

- совместная деятельность;

- самостоятельная деятельность детей.

Профессиональные навыки воспитателей просматривались в ходе наблюдения педагогического процесса (образовательной области «Познавательное развитие» разделов «Ознакомление с миром природы», «Развитие познавательно-исследовательской деятельности», в ходе режимных моментов.

Воспитатели знают задачи своей возрастной группы по образовательной области «Познавательное развитие», разделам «Ознакомление с миром природы», «Развитие познавательно-исследовательской деятельности», используют разнообразные методики и приемы, беседы, игровые задания и упражнения. Воспитатели стремились обеспечить поддержание интереса к теме на протяжении всей НОД, используя прямые и косвенные приемы воздействия на детей. Систематически проводится непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие», разделам «Ознакомление с природой», «Развитие познавательно-исследовательской деятельности», организовывается трудовая деятельность детей в природе.

В ДОУ было организовано взаимопосещение педагогами НОД на экологическую тему во всех возрастных группах. В младших группах «Умка», «Фантазия» воспитатели Макарина Т. И. и Шевчук А. Н. на занятиях «Волшебница-вода», «Водичка-водичка» закрепили с детьми элементарные знания о воде и ее свойствах. Во время исследовательской деятельности малыши проводили опыты по изучению качеств и свойств воды.

В средней группе «Солнышко» воспитатель Рубцова Н. В. провела с детьми комплексное НОД на тему «Коллективное изготовление альбома «Елочка»», где педагог уточнила представления детей о бумаге и изделиях из нее, дети научились изготавливать из бумаги книгу-альбом.

Дети средней группы «Семицветики» на занятии «Экологический светофор» расширили знания о правилах поведения в лесу, о бережном отношении к природе, закрепили представления об условиях, необходимых для жизни лесных животных. Воспитатель Никифорук О. С. использовала на занятии ТСО, дети слушали аудиозапись: звуки природы - леса, шум ветра, реки.

В старшей группе «Смешарики» педагог Цуканова Т. В. провела НОД в виде расширенной беседы с детьми о птицах Крымского полуострова. Дети расширили представления о птицах, обитающих в разных природных зонах Крымского полуострова, о роли птиц в жизни человека, проявили желание помогать птицам, подкармливать их в зимний период.

На открытом занятии по познавательному развитию «Живая и неживая природа» в подготовительной группе «Радость» воспитатель Анацкая Л. О. сформировала у детей представления о неразрывной связи живой и неживой природы.

С целью развития экологической среды МБДОУ «Сказка» для формирования экологической культуры дошкольника через сочетание познания и его практической деятельности, воспитатель Кузменкова Ю. Н. разработала проект по созданию экологической тропы в ДОУ. В реализации проекта участвовали дети, педагоги и родители. Отмечена взаимосвязь педагогов и педагогов-специалистов в реализации проекта. Инструктор по физической культуре Скуряева Н. Ю. показала возможность осуществления экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе занятий по физической культуре. С детьми старшей группы «Смешарики» было проведено открытое занятие-прогулка интегративного типа по экологической тропе здоровья на тему «Удивительное рядом». В процессе занятия дети под руководством воспитателя наблюдали за природными явлениями и сезонными изменениями наряду с выполнением физических упражнений. Скуряева Н. Ю. организовала консультацию для воспитателей «Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Однако следует отметить, что не всегда во время прогулок воспитатели организовывают наблюдения.

Существует противоречие между необходимостью развития познавательного интереса дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса, (т. е. полноценное развитие познавательной активности у детей возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребёнка и взрослого посредством игровой среды, дидактических игр и упражнений). В работе по ознакомлению с природным окружением не в полной мере используются дидактические, словесные, подвижные игры.

Анализ открытых мероприятий позволяет сделать вывод: дети имеют достаточный уровень познавательной активности, знаний о живой и неживой природе, о растительном и животном мире; могут объяснить простейшие причинно-следственные связи и закономерности; решается задача формирования осознанно-правильного отношения к природе.

3. Планирование работы с детьми.

В ходе тематического контроля были проверены планы воспитательно-образовательной работы с детьми во всех возрастных группах, в которых прослеживается планирование контролируемой темы в НОД, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной форме работы, дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных играх, развлечениях.

Анализ календарных планов показал, что планирование ведется согласно комплексно-тематическому плану ДОУ, в соответствии с программой ДОУ и возрастными особенностями детей. Однако недостаточно уделено внимания планированию экспериментальной работы с дошкольниками в течение месяца.

4. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей.

Изучение тематики мероприятий с родителями, уголков, консультаций и других форм взаимодействия с семьёй по проблеме экологического воспитания показало, что этому вопросу уделяется должное внимание, лишь совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться желаемого результата. В ДОУ воспитателем средней группы «Солнышко» Рубцовой Н. В. была организована экологическая акция - «Сохраним ель!». Этот проект был реализован с целью разрушения стереотипа, что празднование Нового года не обходится без украшенной «живой» ёлки, ее можно заменить объектом современного дизайна. Часто в семьях воспитанников не задумываются об экологии земли, не понимают, что традиция ставить в доме ель под Новый год наносит урон окружающей среде. В ДОУ была организована выставка эксклюзивных новогодних елок из вторсырья «Ах елка – елочка!».

Родители всех возрастных групп приняли участие в изготовлении кормушек для птиц.

В ДОУ каждый год организовывается выставка творческих работ из природного материала. В период тематической недели по экологии была организована выставка совместного творчества детей и взрослых на тему «Природа – наш дом». Творческие рисунки детей средней и подготовительной группы были представлены на муниципальном конкурсе для дошкольников Республики Крым «Природа – наш дом». Родители и дети младшей группы «Фантазия» оформили фотостенд «Наши любимые питомцы». Была организована выставка совместного детско-родительского творчества средней группы «Семицветики» «Сбережем Черное море».

Вывод: В детском саду созданы определенные условия для экологического воспитания дошкольников, педагоги строят работу по экологическому воспитанию в соответствии с требованиями программы. Вместе с тем имеется ряд недочетов, связанных с воспитанием осознанного отношения детей к сохранению и улучшению окружающей среды, формированию инициативы, самостоятельности, а также организации наблюдений и труда в природе.

Рекомендации:

1. Постоянно поддерживать свой профессиональный уровень через самообразование, повышение знаний по экологической проблеме.

Систематически.

2. Разнообразить тематику занятий и методы обучения экологического воспитания.

В течение учебного года.

3. Пополнить подборку дидактических игр по природному окружению.

Срок: до 15.12.2017г.

4. Пополнить природные уголки комнатными растениями, изучаемыми по программе, в старшей и подготовительной группе создать паспорта растений.

Срок: в течение учебного года.

5. Воспитателям чётко планировать организацию детской деятельности на прогулке (наблюдение, опыты, дидактические игры-эксперименты, сюжетно-ролевые игры).

Срок: постоянно.

6. Разнообразить формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию. Систематически и конкретно планировать взаимодействие с родителями.

Ответственные: воспитатели групп

Срок: постоянно

Заведующий МБДОУ «Сказка» с. Фрунзе З. Г. Кокарева

Старший воспитатель Р. А. Самоделкина

Публикации по теме:

Фотоотчет о занятиях по экологическому воспитанию дошкольников к Дню здорового питания на МAAM (из опыта работы)Фотоотчет о занятиях по экологическому воспитанию дошкольников к Дню здорового питания на МAAM (из опыта работы) Заботясь о здоровье ребенка, нельзя забывать о пользе овощей и фруктов, ведь все они богаты витаминами и минералами, необходимыми для.

Фотоотчет об опыте работы по экологическому воспитанию ко Дню ЗемлиФотоотчет об опыте работы по экологическому воспитанию ко Дню Земли Землю нужно охранять, Всячески оберегать, Горы, речки и поля – Это все наша Земля! 22 апреля на всей планете отмечается международный.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Вода вокруг нас» «Вода вокруг нас» Программные задачи: познакомить детей с моделью Земли – глобусом; дать представления о том, в каком виде встречается.

Консультация для педагогов «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Нас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат пению. Паучок терпению.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2015–2016 учебный год. Утверждаю Директор МКОУ НШДС №5 ___/Л. Б. Битуева/ «___»___2015г Перспективный план работы творческой группы по.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2016–2017 учебный год Утверждаю Директор МКДОУд/с №5 ___/Л. Б. Битуева/ «___»___2016г Перспективный план работы творческой группы по.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2017–2018 учебный год Месяц Содержание деятельности Сентябрь 1. Заседание членов творческой группы. 2. Обсуждение и составление перспективного плана работы.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2019–2020 учебный год Сентябрь 1. Заседание членов творческой группы. 2. Обсуждение и составление перспективного плана работы на новый учебный год. Октябрь.

Протокол образовательной деятельности по экологическому воспитанию «В гости к Осени» Протокол образовательной деятельности по экологическому воспитанию «В гости к Осени»Возраст: 5 - 6 лет1 Организационно-мотивационный этап(.

Самоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы)Самоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы) Катастрофическое ухудшение экологической обстановки состоит в ряду самых актуальных проблем современности. В дошкольном детстве закладываются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематический контроль «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию дошкольников»
Опубликовано: 12 апреля 2020 в 21:20
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тематический контроль «Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Самоделкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД