Москальчук Наталья
Тематический день «День птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
День птиц (1апреля)
Тематический план для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Основные цели: систематизировать знание детей о птицах, их внешнем виде, питании, повадках и образе жизни, метах обитания, о местах строительства гнёзд, о том, как человек о них заботится; уточнить представления о перелётных птицах, развивать умение классифицировать птиц на перелётных и зимующих и по местам их обитания; познакомить с птицами, занесёнными в Красную книгу; формировать основы экологической культуры.
Сюрпризный момент.
Публикация «Тематический день „День птиц“» размещена в разделах
Детям включается видеозапись с пение птиц. Воспитатель спрашивает у детей: - О чем поют эти птицы? (о том, что пришла весна, светит солнышко и т. д.).
I половина дня
Рассказ воспитателя о Международном дне птиц. Хороводная подвижная игра «Ходит Аист по болоту». Рассказ детей о перелётных птицах, приготовленный дома с родителями. Разгадывание ребусов про птиц. Рассматривание картинок с изображением перелётных птиц и птиц, занесённых в Красную книгу. Придумывание и отгадывание загадок о птицах.
Просмотр отрывка мультфильма «Долой птиц» из серии «Лео и Тиг» ис последующим обсуждением.
Конструирование мобиля «Пусть летят они летят» (Л. А. Парамонова Развивающие занятия с детьми 6-7 лет)
Тематическая прогулка – «Гуси - гуси», «Скворечники», «Воробышки и кот». Вывешивание скворечника и кормушки. Наблюдение за птицами : рассматривание следов возле кормушек, Внешний вид, передвижение.
Чтение стихотворения Г. Ладонщиков «Спор на скворечне» с последующей драматизацией.
II половина дня
Знакомство с портретами авторов и их произведениями: Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц?», В. Бианки «Кто, чем поёт?».
Речевые игры.
Чистоговорки:
ОКА – ОКА – ОКА – шумная сорока
ОНА – ОНА – ОНА – каркает ворона
ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ - пестрые синицы
ТЕЛИ – ТЕЛИ – ТЕЛИ – птицы с юга прилетели
ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ – прилетели птицы
УШКИ – УШКИ – УШКИ – птицы у кормушки
ИТЬ – ИТЬ – ИТЬ – птичек можем мы кормить
РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ – прилетел скворец
РЕЧНИК – РЕЧНИК – РЕЧНИК – мы построили скворечник
АТЬ – АТЬ – АТЬ – птицам надо помогать
Разучивание скороговорки «Проворонила ворона воронёнка».
Дидактическая игра «Логико-малыш» с полем «Птицы».
Предметно – пространственная развивающая среда дополнена мини – музеем «Такие разные птицы», иллюстрациями птиц, энциклопедиями с описаниями птиц, дидактическими играми, аудиозаписью с птичьими голосами и видеофильма «Лео и Тиг». В центре изобразительного искусства выставлены трафареты птиц, схемы поэтапного рисования, лепки и оригами; лабиринты. В центре науки: глобус, физическая карта мира для детей, лупы, перья, плакаты со строением птиц и способами их полёта. Центр развития речи оснащён портретами детских писателей и произведениями о птицах, карточками со словами: птица, поёт, летит, плывёт, скворец, скворечник, ворона, дятел, кукушка; обучающей игрой «Птицы» из серии «Составь слово»; ребусы, кроссворды и кроссбухи. В центре драматизации атрибуты для обыгрывания сценки: шапочки воробья и скворца, скворечник.
Расскажите детям. У перелётных птиц свой черёд отлёта и прилёта. Сначала улетают те, которые кормятся только насекомыми и певчие (ласточки, чижи, стрижи, соловьи, пеночки и др., затем (грачи, скворцы, жаворонки, журавли, аисты, цапли) и в конце водоплавающие (лебеди, гуси, утки). Весной первыми возвращаются на родину трясогузки, грачи, жаворонки, скворцы. Вторыми: дрозды, зяблики, лебеди, аисты, журавли, цапли, т. к. им нужно подправить гнёзда. Третьми: стрижи, чижи, ласточки, кукушки и певчие.
Методические подсказки.
Познакомьте детей с народными приметами, которые передаются из поколения в поколение:
• Если птичка строит гнездо высоко на дереве – лето будет холодным.
• Большая стая перелетных птиц – хорошая дружная весна.
• Увидел нахохлившихся пернатых – жди перемены в погоде.
• Грачи летают вокруг своих домов – жди беды.
• Прилетел скворец – весна пришла.
• Ласточка свила около дома гнездо – к благополучию и счастью в семье.
• Если ласточка летает близко к земле, значит, будет дождь.
• Жаворонок вернулся довольно рано – весна и лето будут жаркими.
С пословицами и поговорками:
• Мал соловей, да голос велик.
• Старого воробья на мякине не проведёшь.
• Всяк кулик своё болото хвалит.
• Всякая птица свои песни поёт.
• Не велика птица-синица, да умница.
Рассмотрите с детьми картину А. Саврасова «Грачи прилетели». Прослушайте пение птиц. Можно создать проект «Птицы - наши друзья». Организуйте конкурс «Кто больше назовет птиц?».
Познакомьте детей с птицами, занесёнными в Красную книгу именно в нашем регионе.
В старшем дошкольном возрасте у детей уже есть навык лепки и рисования птиц. После рассматривания ими энциклопедий предложите слепить или нарисовать понравившуюся птичку.
Вместе с родителями можно выпустить газету группы «Как мы встречаем птиц», построить скворечники, испечь жаворонков, поиграть в различные игры с героями – птицами, поставить небольшие сценки о птицах.