елена чупра
Тематические беседы
▼ Скачать + Заказать документы
Тематические беседы
1. «Права ребенка»
Цель: дать детям понятие о правах ребенка, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарь, воспитывать стремление детей получать новые знания, формировать у детей представление о том, что рядом с правами человека существуют его обязанности.
Оборудование: картинки на основе Конвенции по правам ребенка.
Ход беседы.
Публикация «Тематические беседы» размещена в разделах
1. Воспитатель рассказывает детям о том, что с давних времен люди вместе живут, работают, отдыхают. И, чтобы всегда и во всем был порядок, они придумали правила. Система норм, правил, которые установлены тем или иным государством, и есть права. (право на жизнь, на отдых, на образование и т. д.) . но у человека кроме прав есть еще и обязанности - то, что нужно делать обязательно: хорошо учиться, помогать взрослым, быть вежливым, бережно относиться к вещам и т. д.
Для вас, еще малышей, наша страна Россия, подписав конвенцию о правах ребенка, взяла на себя обязательства обеспечить детям России все названные в ней права. А прав много (на образование, на отдых, на свободу, на жизнь и т. д.). Это и есть забота государства о детях.
2. Рассказ о правах ребенка.
Дети, все люди рождаются свободными и равными, все имеют равные права. Какие же права ребенка вы должны знать?
1) Каждый имеет право на жизнь. Никто не может лишить вас жизни. А если вы заболеете, вашу жизнь будут охранять врачи.
2) Каждый ребенок имеет право на образование. Вы сейчас ходите в детский сад, потом пойдете в школу учиться, потом в колледж или институт и т. д.
3) Каждый ребенок имеет право на свободу. Никто не может заставить его делать то, чего он не хочет. Но при этом не следует забывать об обязанностях.
4) Никто не имеет права обижать друга, унижать, бить. Все споры дети и взрослые должны решать в мирной беседе, а не размахивать кулаками.
5) Каждый ребенок может иметь свое мнение и говорить то, что думает. Никто не имеет право за это наказывать.
6) Каждый ребенок имеет право владеть своим имуществом (вещами, предметами и т. д.) . Никто не имеет права отобрать принадлежащие ему вещи.
7) Никто не имеет право вмешиваться в жизнь других людей: входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма и т. д.
8) Каждый имеет право на отдых. У детей и взрослых есть выходные дни. Детям в школе дают каникулы, а взрослым на работе - отпуск.
4. Воспитатель подводит итог беседы (дети перечисляют какие права они запомнили и какие сказки подходят к какому праву)
2. «Беседа о дружбе»
Цель: Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения, познакомить с пословицами и поговорками о дружбе.
Оборудование: кукла Буратино.
Ход беседы:
1. Дети стоят в кругу с воспитателем.
Воспитатель: Ребята, представляете, прихожу я сегодня на работу, вдруг слышу, как под дверью кто-то пищит. Угадайте, кого я увидела?
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это? (Буратино).
Отгадали! Молодцы! Буратино рассказал мне такую историю. Он с Мальвиной сидел на полянке. Буратино рисовал, а Мальвина сматывала нитки в клубок. Буратино так старался. Что весь перемазался в краске. Мальвина – известная чистюля. Попросила Буратино пойти умыться. А он заупрямился, рассердился на неё, отобрал у неё вот этот клубок ниток и убежал искать себе новых друзей. Вот так он попал в наш детский сад.
Воспитатель: Буратино, зачем ты отобрал у Мальвины клубок?
Буратино: Не знаю, просто так.
Воспитатель: А давай мы с ребятами покажем тебе, как можно поиграть с этим клубочком.
Буратино: Ой, как интересно!
Проводится игра «Клубочек» (по кругу)
Посмотрите. Ребята, на клубочек. Сейчас я возьму его в левую руку, обмотаю вокруг большого пальца, потом передам Юле, которая стоит справа от меня. (Дети по очереди дублируют действия воспитателя, а воспитатель направляет детей).
Воспитатель: И снова клубочек вернулся ко мне. Ниточка не порвалась, она состоит из множества тонких нитей, которые переплелись вместе и стали прочными и крепкими. Так и у нас: ниточка связала нас, и дружба наша стала крепче.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(Воспитатель сматывает нитки, дети рассаживаются на коврике).
2. Беседа.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, правильно поступил Буратино, отобрав у Мальвины клубок?
Дети: Нет, не правильно. Он обидел Мальвину.
Воспитатель: Да, так настоящие друзья не поступают никогда. Я надеюсь, что Буратино извинится и помирится с Мальвиной. А сейчас, пусть Буратино останется у нас и послушает что же такое «дружба» и кто такой «настоящий друг».
Буратино: Конечно, я останусь, мне очень-очень всё это хочется узнать.
Воспитатель: Женя, а у тебя есть друг?
Женя: Да. У меня есть друг, его зовут…
(спросить несколько детей)
Воспитатель: Почему вы считаете их хорошими друзьями?
Дети: (ответы детей) Мой друг хороший. Он делится игрушками. Мой друг никогда меня не обижает, помогает мне. Он весёлый и добрый…
Воспитатель: А как ты ласково называешь друга?
(Ответы детей).
Воспитатель: А может ли твоим другом быть взрослый человек? (бабушка, папа, мама, дедушка)
Дети: Да, ведь они нас любят, заботятся о нас, читают нам книги. Учат нас, покупают нам игрушки, конфеты…
Воспитатель: Как вы думаете. Может ли собака быть вашим другом?
Дети: Да, может. Она защищает нас от злых людей, играет с нами. Другом может быть любое домашнее животное, которое живёт в доме.
Воспитатель: Что нужно делать, чтобы дружба была крепкая?
Дети: Надо не ссориться, делиться игрушками. Помогать друг другу, заботиться о друзьях…
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо рассказали, как надо дружить. Тот, кто
хорошо дружит – не ссорится, делиться игрушками, заботится о товарищах, а если друг не знает, как поступить правильно, поможет ему, научит. Если друг вдруг загрустил – придумает, как его развеселить.
Буратино: Понял. Надо друзей беречь, не обижать их. Мне пора ребята, я очень хочу извиниться перед Мальвиной.
3. «Я и мои права»
Цель: Выявление сформированности у детей первоначальных правовых знаний. Обогащать словарь. Воспитывать стремление детей получать новые знания.
Оборудование: картинки на основе Конвенции по правам ребенка.
Ход беседы.
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва
У него уже с пеленок
Появляются права.
Кто из вас знает, какие права есть у детей? (Ответы детей)
Иллюстрирование некоторых прав ребенка, эпизодами из любимых сказок.
1) "Нет ничего дороже жизни" (право на жизнь)
Вспомните сказку где было нарушено право на жизнь (Р. Н. С. "Волк и семеро козлят", "Колобок")
2) Назовите сказку в которой врачи борются за право на жизнь (К. Чуковский "Айболит")
3) "Каждый человек имеет право на свободу (Р. Н. С. "Маша и Медведь")
4) Право на жилище (Р. Н. С. "Теремок")
5) Никто не имеет право отбирать принадлежащие ему вещи и обижать друг друга (Р. Н. С. "Лиса и Заяц")
Воспитатель: Права - эта то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди. Они не могут быть отняты у нас. Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста.
4. Беседа «Правила дорожного движения»
Цель: выяснить, что дети знают о том, где и как следует переходить улицу; уточнять их представления о правилах дорожного движения, убедить в необходимости соблюдать их.
Оборудование: макет городской улицы со светофором, «зеброй», игрушки автомобили, тротуар, игрушка человечек.
Дети рассаживаются полукругом, в центре которого на детском столике выполнен макет городской улицы со светофором, «зеброй», игрушки автомобили, тротуар, игрушка человечек.
Ход беседы.
Воспитатель: ребята, что вы видите на столе? (Ответы) Правильно, улицу города. Точнее, макет улицы. Вы уже знаете, что пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения. Я сказала пешеходы.
- Что обозначает это слово?
- Из каких двух слов оно образованно?
- Что обязаны делать пешеходы?
Воспитатель: да они обязаны соблюдать правила уличного движения. Есть такие правила. Назовите их.
Воспитатель подзывает детей к столу и предлагает поиграть,
Ребенок – «инспектор ГИБДД» за соблюдением ПДД. При нарушении обсуждают ситуации.
Далее дети играют сами.
5.«Волшебные слова»
Цель: помочь детям осознать значение вежливых слов при общении. Учить говорить друг другу вежливые слова. Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть. Воспитывать уважение к взрослым и сверстникам.
Ход беседы: (вопросы к детям)
- Дети, какие вежливые слова вы знаете?
- А как вы думаете, кого называют вежливым человеком? А себя вы считаете вежливым, почему?
- Вежливы ли в обращении с вами взрослые? Почему?
- Подумайте и скажите, почему вежливые слова называют волшебными? (Выслушиваются ответы детей)
Воспитатель: Много лет создавались людьми правила поведения, этикета – цель которых была кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения. В одежде, разговоре, приёме гостей и сервировке стола – словом во всём.
Воспитатель: Послушайте основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у вас и подумайте, соответствуете ли вы этим правилам:
- Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.
- Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.
- Соблюдение правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.
- Нужно всегда говорить правду.
- Вежливо внимательно относиться к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.
- Необходимо поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Правило: «Каждой вещи – своё место».
Игра «Похвали друга?» (передаётся игрушка по кругу)
Воспитатель: Послушайте еще несколько правил о вежливости.
- Следует ли говорить «Будь здоров», если кто-то чихнул?
- В каких случаях нужно говорить «вы», в каких «ты»? (Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах звучит это даже мило, то с четырёх лет дети уже должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству, кроме близких родных).
- Как нужно принимать подарки? (Завёрнутый подарок нужно развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто его принёс: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок).
6.«Урок дружбы»
Цель: обсудить с детьми, что дети знают о дружбе, друзьях. Что означает дружить. Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки друзей. Актуализировать и уточнить представления детей о дружбе, о формах взаимоотношений в коллективе.
Воспитатель: ребята, что означают слова: дружба, друг, дружить? (ответы детей).
Игра «Слушайте внимательно!»
В этом мы сейчас убедимся. Поиграем в игру. Я вам буду говорить задание, а вы движениями на него отвечать.
Улыбнитесь те, кто любит мороженое.
Поднимите руки вверх те, кто любит зарядку.
Поставьте руки на пояс те, кто любит на улице гулять.
Топните правой ногой те, кто любит ходить в гости.
Возьмитесь за руки те, кто любит мультики.
Воспитатель:Вот видите, сколько общего, сколько любимых занятий нас всех вместе объединяет!
Воспитатель: О дружбе есть много пословиц. Послушайте одну из них: «Друг познаётся в беде»?
Как вы понимаете эту пословицу? (высказывания детей).
Физкультминутка «Умелые детишки»
Мы девчушки и мальчишки,
Все умелые детишки.
(Дети строятся в круг)
Прыгать нравится ребятам,
Словно шустреньким зайчатам.
Вот так, вот так-
Прыгать ловко как зайчата.
(ритмичные прыжки на месте)
Мы пойдем уже не скоком -
Быстрым шагом, только боком.
Вот так, вот так -
В хороводе ходим боком.
(Малыши берутся за руки и быстро идут приставным шагом)
Побежали вмиг ребята,
Как игривые котята.
Вот так, вот так -
Как игривые котята.
(Руки разминают. Легкий бег на носочках по кругу)
Вновь за ручки мы возьмёмся
(Дети останавливаются и снова берутся за руки)
Да друг дружке улыбнемся.
(Глубокий вдох- выдох, дети обводят улыбчивым взглядом весь круг)
Снова маленький народ
Водит дружный хоровод.
(Взявшись за руки, дети идут по кругу)