Анастасия Витальевна Русских
Тематическая программа по сенсорному развитию детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическая программа по сенсорному развитию детей раннего возраста
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №25»
Тематическая программа по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Составила: воспитатель
А. В. Русских
Ачинск 2022г.
Содержание
№
Наименование
Страницы
Паспорт программы
I.
Целевой раздел
1.
Пояснительная записка
4
1.1
Публикация «Тематическая программа по сенсорному развитию детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Цели и задачи реализации Программы
5
1.2
Принципы и подходы к формированию программы
5
1.3
Планируемые результаты освоения Программы
5
1.3.1.
Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга
6
II.
Содержательный раздел
2.1
Перспективное планирование занятий по сенсорному развитию
7-11
III.
Организационный раздел
3.1
Материально-техническое обеспечение программы
12
3.2.
Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
12
3.3.
Учебный план
12
3.4.
Расписание занятий
13
3.5.
Объем образовательной нагрузки
13
Список литературы
14
Приложение 1
15-23
Паспорт программы
Наименование программы
«Сенсорное развитие»
Основания для
разработки
Программы
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Устав МБДОУ «Д / с №25» г. Ачинска
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного врача Российской федерации от 15 мая 2013 года;
Программа дополнительного образования по сенсорному развитию для детей раннего дошкольного возраста
Сроки реализации
2022-2023 учебный год
Заказчик
Программы
Родители (законные представители) воспитанников
Система
организации
контроля за
исполнением
Программы
Старший воспитатель МБДОУ «Д / с №25»
Шмакова Зинаида Васильевна
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. В это время закладывается фундамент будущей личности, продолжают формироваться основы психического и физического здоровья. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, величине окружающих предметов и положении в пространстве. Знакомится он и с произведениями искусств – музыкой, живописью, скульптурой. Каждый ребенок даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Содержанием данной программы является сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового внимания, развитие неречевого слуха, развитие речевого слуха. Все это составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов. Рабочая программа включает методическую разработку российских (советских) и зарубежных авторов (Пилюгиной Э. Г, Венгер Л. А, О. Декроли, Ф. Фребель)
Цель, задачи рабочей образовательной программы
Цель программы - Создание оптимальных условий для сенсорного развития детей раннего возраста, через различные виды деятельности.
Задачи рабочей программы
Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Формировать сенсорные представления детей от 1, 5 до 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, количестве и положении в пространстве.
Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность. Умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
Принципы и подходы к формированию Программы
Исходя из психолого-педагогических особенностей детей раннего возраста, я считаю целесообразным при построении структуры занятия опираться на следующие принципы:
Принцип системности и структурированности занятий.
Принцип личностного подхода.
Принцип деятельностного подхода.
Структура занятий комплексная. Занятия проходят в игровой форме. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что располагает детей на различных упражнений, игр.
Структурные компоненты занятия:
Занятия начинается с приветствия, которое направленно на развитие коммуникативной культуры.
Планируемые результаты освоения Программы :
ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу
ориентироваться в трех и более контрастных величинах
собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины
сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине
составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков
различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар)
ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник)
Мониторинг результатов освоения программы
Индивидуальная карточка учёта сенсорного развития ребёнка
ФИО ребёнка___
Возраст___
Наименование учреждения___
ФИО педагога___
Дата начала наблюдения___
Баллы:
Задание выполнил самостоятельно (низ. ур.).
Задание выполнил после показа (ср. ур.).
Задание не выполнил (выс. ур.).
По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.
Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый).
Называет 4 основных цвета.
Использует геометрические фигуры в своей деятельности (путем наложения, подбор к образцу)
Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.
Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.
Сложить трёхсоставную матрешку.
Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из З убывающих по величине колец.
Низкий уровень - ребёнок действовал путём проб, например: чтобы вложить геометрическую форму в прорезь доски, он перебирал все отверстия в поиске того, в которое можно опустить форму. Таким способом он находил нужную прорезь и вкладывал фигуру. Малыш действует целеустремлённо и достигает положительного результата.
Средний уровень - действия ребенка на уровне примеривания, например: вкладывая геометрические формы в прорези доски, ребёнок не перебирал все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную форму, а подносил её к сходной, например, к полукругу; при приближении - примеривании он начинал видеть отличия и переносил фигуру к треугольной прорези.
Высокий уровень - ребенок действовал на уровне зрительной ориентировки. Малыш выделял существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполнял действия сразу правильно без предварительного примеривания. Например, ребёнок безошибочно опускал геометрические формы в соответствующие прорези доски; сразу безошибочно складывал трёхсоставную матрешку.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ
МЕСЯЦ
ЗАНЯТИЯ
ЦЕЛЬ
ОБОРУДОВАНИЕ МАТЕРИАЛЫ
СЕНТЯБРЬ
Диагностика
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.
Игры и игрушки в сенсорном уголке
1- 2 неделя
3 неделя
«Игры с пирамидками»
Учить детей чередовать предмет по величине.
Пирамидка из 3-4 колец, двухместная матрешка
4 неделя
«Нарядим солнышко»
Развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно-моторной координации на основе действий с предметами.
Изображение солнца с «открытыми глазами», лучики по цвету и бантики
ОКТЯБРЬ
«Красный, желтый, синий, зелены»
Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.
Изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов
1 неделя
2 неделя
«Спрячемся от дождика»
Воспитывать умение у детей группировать предметы по цвету и по форме.
Изготавливаются геометрические фигуры и рисунки разноцветных зонтиков, геометрические фигуры разных цветов.
3 неделя
«Волшебное поле»
Развитие умения узнавать и называть цвета.
Фланелеграф, три квадрата убывающей величины. Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой в верху, карточки основных цветов
4 неделя
«Большой, поменьше и маленький»
Определить величину предмета
Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник)
НОЯБРЬ
«Мамы и их дет ныши»
Формировать умения определять размер предмета в сравнении с образцом и по представлению, упорядочивать предметы по размеру
Резиновые игрушки разных размеров (мамы и детеныши)
1 неделя
2 неделя
«Загадочные пуговки»
Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук
Полотно разделенное на 4 сектора разного цвета, 4 пуговки, соответствующие определенному цвету сектора
3 неделя
«Чудесный мешочек»
Формировать умение узнавать и называть предметы; развитие речи
Мешочек с предметами разной формы
4 неделя
«Башня»
Продолжать ознакомление способом соотнесения предметов по величине (наложение приложение).
Фланелеграф, три квадрата убывающей величины.
ДЕКАБРЬ
«Составь фигуру»
Уточнять представления о форме, цвете, размере, развивать воображение, мелкую моторику.
Разрезные картинки
1 неделя
2 неделя
«Ленточки для кукол»
Учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета
Коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы
3 неделя
«Разложи по коробочкам»
Фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.
Разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.
4 неделя
«Укрась лочку»
Способствовать освоению геометрических фигур как эталонов формы
Геометрические фигуры разной формы
ЯНВАРЬ
«Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».
Учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца, обогащать зрительно – осязательный опыт
Коническая пирамидка из пяти колец
1 неделя
2 неделя
«Забавные прищепки»
Учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету
Прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок.
3 неделя
«У куклы Кати в гостях»
Продолжать учить детей различать геометрическую фигуру (круг, предметы круглой формы
Круглые предметы (колесо, мяч).Разрезные картинки с круглыми предметами
4 неделя
«Выбери пуговки»
Воспитывать умение группировать предметы по величине.
2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие)
ФЕВРАЛЬ
«Нанизывание бус разной формы».
Продолжать учить чередовать предметы по форме, воспитывать желание делать приятное для других (кукол, собачек).
5 круглых и 5 квадратных бусин на каждого ребенка.
1 неделя
2 неделя
«Веселый грузовик»
Формировать представление о форме, величине предметов.
Различные геометрические цветные фигуры (круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).
3 неделя
«Палочки цветные»
Фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Палочки красного, желтого, зеленого, синего
4 неделя
«Закрой окошки»
Учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.
4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки).
МАРТ
«Матрешки»
Продолжать учить детей сопоставлять предметы по величине, учить совмещать узор, ориентироваться на слова большая, маленькая, меньше, еще меньше, большая, еще больше, открой, закрой, поставь в ряд
4-х местная матрешка (3 – раскрываются, 1 – нет).
1 неделя
2 неделя
«Привяжем к шарику ниточку»
Группирование предметов по цвету.
Разноцветные кружочки (овалы), палочки таких же цветов.
3 неделя
«Найди подходящую заплатку»
Продолжать учить находить идентичные геометрические фигуры (плоскостные и объемные).
Геометрические фигуры.
4 неделя
«Подбери чашки к блюдцам»
Продолжать учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.
Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.
АПРЕЛЬ
«Светофор», «Мишка».
Продолжать побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.
Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.
Можно использовать упражнения с пробками закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.
1 неделя
2 неделя
«Забавные прищепки»
Продолжать учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.
Прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок.
3 неделя
«Разрезные картинки»
Продолжать учить детей собирать целое из частей.
Разрезные картинки из 4-х частей.
4 неделя
«Красивые узоры».
Закрепить умение соотносить предметы по величине,
учитывать величину в своих действиях, развивать внимание.
Большие и маленькие круги квадраты, чистые полоски бумаги.
МАЙ
«Найди и назови».
Закрепить умение находить геометрическую фигуру определенного размера и цвета.
Математическое лото
1 неделя
2 неделя
«Оденем куклу»
Закрепить подбор к образцу парных предметов одного цвета.
Кукла, варежки красного и синего цветов.
3 неделя
«Укрась бабочку»
Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.
Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.
4 неделя
«Раскладывание цветных фишек»
Закрепить знания детей соотносить предметы по цвету, закреплять слова цвет, такой, не такой, разные.
По 5 фише каждого из перечисленных цветов на каждого ребенка, 4 мисочки каждого цвета.
Итого: 36 занятий в год
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально- техническое обеспечение Программы
- Дидактические игры «Подбери по цвету», «Разноцветные окошки», «Разноцветные формы», «Воздушные шарики», «Геометрические формы», «Мозаика», «Большие и маленькие», «Развивающее лото», «Найди предмет такой же формы» и т. д. (Приложение 1);
- Картотека «Геометрические фигуры», «Цвета»;
- игрушки уголка сенсорики : кубики, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, наборы овощей и фруктов, кубы-вкладыши, шнуровки и т. д. ;
- раздаточный материал (по количеству человек в подгруппе) : геометрические фигуры из картона (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник различных размеров и цветов, баночки, гуашь, кисти, бумага, шнурки, бусинки;
- муляжи фруктов и овощей;
- Конспекты занятий ;
- интерактивная доска.
3.2. Программно - методическое обеспечение
1
Проведение занятий по сенсорному развитию для детей раннего дошкольного возраста
Дополнительная образовательная
программа по сенсорному развитию для детей раннего дошкольного возраста
Программа дополнительной образовательной услуги разработана на основе методических рекомендаций авторов Пилюгиной Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»
3.3. Учебный план
№
Наименование услуги
Количество часов в неделю,
возрастная группа
1.
Проведение занятий по сенсорному развитию для детей раннего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст
10 мин
3.4. Расписание занятий
Дни недели
Младший дошкольный возраст
Пятница
15.30-15.40
15.50-16.00
Объём образовательной нагрузки
Программа разработана для детей 1,5-3 лет.
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 10 минут.
Группа включает 12 детей.
Занятия проводятся вне образовательной деятельности.
Срок реализации программы 1 учебный год.
Д/И «ПРИВЯЖЕМ К ШАРИКУ НИТОЧКУ»
Цель: группирование предметов по цвету.
Дидактический материал: разноцветные кружочки (овалы), палочки таких же цветов.
Методические приемы: к красному кружочку найти палочку такого же цвета.
Д/И «ВЫБЕРИ ПУГОВКИ»
Цель: Воспитывать умение группировать предметы по величине.
Игровой материал: 2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие)
Ход игры: Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т. д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.
Д/И «ПОДБЕРИ ЧАШКИ К БЛЮДЦАМ»
Цели: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание. Материалы: Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов. Ход игры: В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца (показывает)Какие? (Ответы детей).На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? (Ответы детей).Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца. Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам. Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.
Д/И «СВЕТОФОР», «МИШКА»
Цель: Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек. Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь. Обогащать словарный запас. Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам. Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.
Д/И «ЗАБАВНЫЕ ПРИЩЕПКИ»
Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.
Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок.
Д/И «РАЗМЕЩЕНИЕ КРУГЛЫХ ВКЛАДЫШЕЙ РАЗНОЙ ВЕЛИЧИНЫ В СООТВЕТСТВУЮЩИХ ОТВЕРСТИЯХ»
Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине.
Дидактический материал: вкладыши с большими и маленькими отверстиями.
Методические приемы: вначале ребенку предлагается вкладыш, чтобы закрыть большие отверстия, после того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького отверстия.
Д/И «СОБЕРИ КАРТИНКУ ИЗ КУБИКОВ»
Цели: Закреплять умение воспринимать целостное изображение предмета, составлять целостное изображение предмета из отдельных частей; развивать внимание.
Ход: Игра проводится индивидуально. Предложите ребенку набор кубиков, состоящий из 4 штук. Покажите образец картинки и попросите собрать такую же картинку из кубиков.
Д/И «ВЫЛОЖИ ОРНАМЕНТ»
Цель: научить ребенка выделять пространственное расположение геометрических фигур, воспроизводить в точности такое же расположение при выкладывании орнамента.
Ход «Посмотри, какие орнаменты перед нами. Подумай и назови фигуры, которые ты здесь видишь. А теперь постарайся из вырезанных геометрических фигур выложить такой же орнамент». Затем предлагается следующая карточка. Задание остается прежнее. Игра окончена, когда ребенок выложит все орнаменты.
Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК»
Цель: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы. Ход игры: проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.