Лидия Хмилёвская
«Знакомство с русской избой и печью». Конспект занятия во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство с русской избой и печью»
Возрастная группа: Вторая младшая группа
Цель: Формирование у детей первичных представлений об истоках русской культуры, приобщение к русскому фольклору.
Задачи:
Образовательная:
- Познакомить детей с устройством русской избы, с её главной
достопримечательностью – печью.
- Дать представление о том, что печка всем в доме правит: и накормит, и обогреет.
- Познакомить с предметами старинной кухонной утвари: чугунок, ухват.
Развивающая:
- Пополнить словарный запас детей новыми словами: печка-матушка, чугунок, ухват, заслонка.
- Прививать осторожность в обращении с горячими предметами.
- Активизировать речь детей.
Воспитательная:
- Воспитывать у детей любовь к родному краю.
- Воспитывать интерес русским фольклорным сказкам.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная.
Материал и оборудование: Занятие проводится в русской горнице. Печь (муляж, кухонная утварь: чугунок, ухват, дрова; Книга «Гуси-лебеди».
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Ожидаемый результат: Дети познакомились с убранством русской горницы, с её главной достопримечательностью – печью. Познакомились с предметами старинной кухонной утвари: чугунок, ухват. У детей пополнился словарный запас новыми словами: печка-матушка, чугунок, ухват, калитки.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте! Ребята, посмотрите, какая у меня замечательная книга. Это русская народная сказка. Ребята, мы с вами читали эту сказку. Вы помните, как она называется? Правильно, это русская народная сказка «Гуси-лебеди». Это небольшая сказка о том, что надо быть послушными, слушать советов старших и не баловаться. Напомню вам, в сказке рассказывается о маленькой девочке, которая заигралась и забыла про своего братика, которого тем временем украли злые гуси-лебеди. и понесли его к бабе-яге.
Девочка вспомнила про братца, а его нигде нет. Стала она его кричать и увидала, что его понесли гуси-лебеди.
Что делать? Пришлось девочке бежать в погоню за гусями-лебедями, вызволять у них своего братца.
На пути попалась печка. А что такое русская печка? Где мы можем печку увидеть?
Сегодня мы с вами отправимся в самую настоящую горницу, так мы увидим печь и узнаем для чего она была нужна.
Основная часть:
Дети приходят в горницу. Бабушка-загадушка встречает детей в национальной русской одежде.
Бабушка-загадушка:
- Здравствуйте гости дорогие, званные и желанные! Очень рада вас видеть! Я - хозяйка этой горницы Бабушка-загадушка. Нравится вам у меня? (руками обводит убранство горницы).
Рассказ Бабушки-загадушки о печке (стоит у печи, показывает все части печи: где лежат дрова, где лежанка, где готовили еду) :
В сказке Гуси-Лебеди печка угощала девочку пирожками!
И спрятала детей за заслонкой!
- В старину, печка была самая главная в доме, она и накормит, и обогреет. В печке готовили еду, грели воду, спали на ней, пекли калитки, варили щи да кашу. Печь держали в чистоте и украшали разными узорами и ласково называли ее Матушкой. Её так и называют – печка-матушка. Если голоден – щами угостит, если замерз на морозе, прислонись к ней – будет жарко.
- Послушайте, какие слова ей говорили:
Ой, ты печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня,
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство неси!
Бабушка-загадушка:
- Дети, а ваши мамы в чем варят кашу? (в кастрюле).
- Давным-давно в старину кастрюль не было у людей. Еду варили вот таких чугунках (показ). Их ставили в печь на горящие угли и варили. (показывает устье печи, в котором дрова и угли).
- Ой, а как же поставить такой чугунок в печь? Можно обжечься. Как же мне поставить чугунок в печь?
- У меня есть вот такой ухват (показ). Раньше, чтобы не обжечься брали такой ухват и ставили чугунок в печь. (Бабушка-загадушка берет чугунок ухватом и ставит его в устье печи).
- Чем я поставила чугунок в печь? (ухватом).
- Что я поставила в печь с помощью ухвата? (чугунок).
Дети благодарят Бабушку-Загадушку за её интересный рассказ, прощаются и возвращаются в группу.
Рефлексия:
- Где мы сегодня побывали?
- С чем познакомились?
- Как называют русскую печку?
- Почему ее так называют?
- Что вам больше всего понравилось сегодня делать?
- Что запомнилось?