Елена Пугачева
Конспект занятия «Знакомство с искусством гжельской росписи»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: знакомство с традиционным русским художественным промыслом «Гжель», освоение простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки, бордюры, капельки).
Задачи:
Познакомить детей с историей возникновения народного художественного промысла, формировать умение различать и называть элементы узоров гжели (мазки, розочки, точки, полоски, сетки, волнистые дуги); развивать память, мышление, творческое воображение, расширять словарный запас (окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг, и т. д; продолжать развивать технические умения детей – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти); воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, воспитывать умение оценивать работу сверстников, воспитывать любовь к народному творчеству.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с искусством гжельской росписи“» размещена в разделах
Предварительная работа: беседы о росписях (городец, хохлома, дымковская роспись); загадывание загадок, чтение стихов.
Оборудование: посуда с гжельской росписью, аудиозапись русских народных песен, образцы элементов гжельской росписи, гуашевые краски, палитра. Гуашь синяя, белая, кисти, салфетки, баночки с водой, листы бумаги.
Ход занятия:
Ребята, давайте поздороваемся и пожелаем друг другу хорошего настроения! Вот таких, красивых и улыбчивых я приглашаю к себе поближе. Дети, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Предупреждаю сразу, будет не только интересно, но и трудно. Итак, все готовы? А отправимся мы к народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами, (дети рассаживаются, слушают сказку воспитателя и просматривают слайды)
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умелые, добрые и работящие люди. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали – думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить посуду, такую, какой свет не видывал. Слепили они чайник и чашки, блюдца, сахарницы. Дивная получилась посуда. Стали они думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по дома. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь – синева, высокое синее небо с белыми облаками, в вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер слепил чайник, другой кувшин (показ работ) Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая – её трава шелковая, её цветы весенние. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись. А два века назад была открыта фабрика по производству посуды.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Гжельские узоры приятно рассматривать. Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье. Самый излюбленный узор – гжельская роза. Какая же она красивая. А у нас в группе есть предметы гжелевских мастеров?
Подойдем поближе к нашей полочки и рассмотрим ее.
Из чего гжельские мастера делают свои изделия? (из глины) .
Ребята, а какой фон используют мастера перед росписью?
Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (синюю)
Каким узором украшают мастера свои изделия? (показ демонстрационных изображений элементов гжели на посуде, игрушках, статуэтках, текстиле? (широкая и узкая полоса, точка, волна, кустик, лепесток, сетка, листок, капелька).
Ребята, сегодня я хотела принести и показать вам красивую посуду, да вот у меня только белая. А как хочется красивую. Вы не поможете мне в этом? Хорошо, я покажу как можно расписать посуду и какие элементы можно использовать. (Показ детям)
Ну что ребята, готовы? Придумали какой у вас будет узор? Тогда выбирайте.
Самостоятельная деятельность детей (звучит музыка «Гжель»)
Завершение работы и оформление детских работ.
Подведение итогов:
Какие прекрасные работы у вас получились! Настоящая голубая, сказочная гжель!