Марина Колесникова
Конспект занятия «В мире камня» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Камни»
Тема занятия : «В мире камня»
Проблемная ситуация: познакомиться со свойствами камня, выяснить, чем отличается песок и камни.
Тип проекта: исследовательский, практический, групповой.
Возрастная группа : средняя группа.
Цель: познакомить с камнями и их разновидностью, откуда берется камень.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „В мире камня“ для средней группы» размещена в разделах
- Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам.
- Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти.
Продолжать формировать навыки общения, сотрудничества.
Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
Воспитательная:
Воспитывать любознательность, познавательный интерес.
Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группе.
Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
Речевые: расширение объема словаря, активизация словаря, совершенствование процесса поиска слов, упражнять в ответах на различные по сложности вопросы.
Здоровье- сберегающее обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия, своевременная смена статического положения детей.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»-«Ознакомление с миром природы».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» (развитие речи, чтение худ. литературы). «Социально-коммуникативное развитие» -(с/р игры, дидактические игры).
«Художественное творчество» (рисование, аппликация, лепка). «Физическое развитие».
Реализация проекта: Деятельность детей.
1. Знакомство с презентацией на тему: «Мир камней».
2. Обсуждение проблемы (исследование).
3. Наблюдение
Ожидаемые результаты проекта.
1. дети научились различать минералы и кристаллы, уметь называть их особенности научились работать с лупой, пинцетом и предметным стеклом; грамотно строить описательные рассказы, используя в речи прилагательные (жемчужное, коралловые, янтарная и др.); выращенный кристалл, который поместили в коллекцию, перерастающую в мини-музей;
- участие детей во всех видах деятельности, приобщение родителей к жизни детского сада.
Этапы проекта.
1 этап – подготовительный. Выявление проблемы.
Отгадайте загадку
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужный лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий - в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой, одному не поднять.
Кто дети загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)
Шла сегодня в детский сад и нашла посылку, очень тяжёлая по весу. Давайте ее откроем.
«В некотором царстве, в некотором государстве, за синими морями стоят высокие горы. В них много богатств и сокровищ. Зорко слежу я - Хозяйка Медной горы - за порядком в горах. Я знаю, что вы всё любите исследовать и рассматривать. В эту шкатулку я положила свои богатства.»
Так какие богатства нам прислала Хозяйка Медной горы? (камни)
Сегодня я предлагаю нам стать исследователями.
2 этап – основной. Организация совместной работы детей и педагога над проектом.
А для того, чтобы быть настоящими исследователями, нужно выполнять четыре правила.
1. Внимательно слушать старшего лаборанта;
2. Точно выполнять указания;
3. Аккуратно работать с оборудованием и материалами;
4. В конце опытов делать выводы.
Опыт 1
Внимательно посмотрите, что у нас на столе лежит. (Мел и вода)
Что им делают? Давайте посмотрим, какой он по твердости.
Посмотрим, как будет вести себя мел в воде? Опустим его в воду. (утонул- камень, пузырьки- пористый, есть воздух, который вытесняется водой и поднимается на поверхность). а если его потереть – (распадается на крупинки) и бросить в воду - (вода мутнеет)
Что можно сказать о меле? ( Ответы детей: мягкий, тонет в воде)
-Мел, ребята, нужен не только для рисования. Его используют в сельском хозяйстве для известкования почв. В промышленности: для производства цемента, извести, добавляют при изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок, стекла. Очищенный мел используют при производстве лекарств, зубной пасты.
Вывод: Мел белого цвета в воде мутнеет, распадается на крупинки.
Опыт №2.
У вас на столах лежат еще другие камушки. Проведем следующий опыт.
Возьмите один камень в руки и опустите в баночку с водой. Достаньте камень изводы. Какой он? (Мокрый.) Сравнить с камнем теперь с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом.)
Вывод: Мокрый камень темнее.
Опыт №3.
Найдите на столе пластилин и возьмите его в руку,а в другую руку камешек. Сожмем обе ладони. Так что произошло с камешком, а что с пластилином. (Пластилин помялся, а камень остался такой же.)
Вывод: Камень твердый, а пластилин мягкий.
Опыт №4.
А теперь проведем другой опыт. На столе лежат у каждого деревянные кубики. Возьмём деревянный кубик и опустим его в воду. Что с ним произошло? (кубик плавает.) А теперь опустим в воду камушек. Что с ним случилось? (Камень утонул.) Почему? (Он тяжелее воды.) А почему плавает дерево? (Оно легче воды.)
Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее.
Теперь немножко отдохнем от опытов
Общеразвивающие упражнения с небольшим камешком (каждое упражнение выполняется по 4 раза)
1. И. п. - о. с., камень в правой руке. 1 - руки поднять вверх, стоять на носочках, переложить камень в левую руку, 2 - и. п. То же повторить левой рукой.
2. И. п. - то же. Подбросить камень перед собой правой рукой, поймать левой. То же повторить левой рукой.
3. И. п. - о. с. руки в стороны. 1 - повернуться влево, ноги не сдвигать, взять камень левой рукой, 2 - и. п. 3-4 -то же повторить вправо.
4. И. п. - сидя, ноги вместе, камень в правой руке сбоку. 1- поднять левую ногу, переложить камень под коленом в левую руку; 2 - и. п. То же повторить под правой ногой.
5. И. п. - сидя, ноги врозь, камень лежит на полу. 1-3 - наклониться вперёд, ноги не сгибать, катить камень как можно дальше; 4 - и. п.
6. И. п. - стоя, ноги на ширине ступни. Подбросить камушек на 10-15 сантиметров вверх, поймать.
7. И. п. - стоя, камень в правой руке. 1 - переложить камень в левую руку за спиной, 2 - и. п. То же повторить с правой рукой.
8. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч 1 - наклониться вниз, не сгибая колени, переложить камень в другую руку под правым коленом; 2 - и. п. То же повторить под левым коленом.
9. И. п. - стоя, камень в правой руке. 1 - поднять правое колено, переложить камень в другую руку; 2- и. п. То же повторить под левым коленом.
10. И. п. - стоя, камень зажат между ступнями, руки на поясе. Прыжки вверх на двух ногах. Чередовать с ходьбой.
Опыт 5
Возьмите лупу и через неё посмотрите на камень, что на нем видим? (трещинки).
Вывод: поверхность камня бывает разной и можно увидеть трещенки.
А вот ещё одна загадка о камне :
С виду неприглядный камень, он в земле лежит пластом,
Чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать.
Под землёю огоньки - это в шахте горняки.
Молотками отбивают этот очень нужный камень. (Уголь)
Возьмите черный камень. Посмотрите какой он. (чёрный, блестящий)
Каменный уголь не очень твёрдый камень. От удара он рассыпается на мелкие кусочки.
Нужен ли человеку каменный уголь (он хорошо горит и даёт много тепла, энергии)
Каменный уголь - это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Погибшие древние деревья и растения гниют, разлагаются и превращаются в рыхлый торф. Лежит такой торф много, много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь
Физкультминутка “Гора”
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь. (часть детей отходят в сторону)
Продуктивная деятельность
Дети берут кусочки разного пластилина, смешивают, лепят камень.
- Как получился красивый камень? (Ответы детей) Давайте положим наши разноцветные камни в красивую коробку, пусть гости полюбуются, а мы встанем в круг. Дети встают в круги передавая камушек отвечают на вопросы.
3 этап – заключительный.
Что мы свами сегодня исследовали?
Что же вам понравилось? Что удивило? (Дети отвечают). Молодцы! И в нашей посылке есть особенные камушки. Угощаю конфетами «Морские камушки»