Надежда Зимовейская
Конспект занятия по речевому развитию с элементами театрализации «Путешествие в Тридевятое царство»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с элементами театрализации, здоровье сбережения с дошкольниками подготовительной к школе группе.
Интеграция образовательных областей:
• «Познавательное развитие»,
• «Социально-коммуникативное развитие»,
• «Речевое развитие»,
• «Художественно-эстетическое развитие»,
• «Физическое развитие».
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию с элементами театрализации „Путешествие в Тридевятое царство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Цель: Через театрализованные игры реализовать индивидуальные воз-можности и потребности детей в самовыражении и развитии, раскрыть творческий потенциал детей, их талант.
Задачи:
Образовательные:
• Учить детей интонационно выразительно передавать характер вы-бранного персонажа и его эмоциональное состояние;
• Развивать творческое воображение, фантазию, активизировать ассо-циативное мышление;
• Формировать навыки действий в определённой обстановке с вооб-ражаемыми предметами, умение свободно перемещаться по залу.
Развивающие :
• Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса;
• Развивать пантомимические навыки;
• Корректировать поведение с помощью психогимнастических этю-дов;
• Снизить уровень эмоционального напряжения.
Воспитательные:
• Поощрять творческую инициативу детей, желание брать на себя роль и играть её;
• Воспитывать чувство коллективизма;
• Расширять коммуникативные и социальные компетенции.
Методы и приемы -
практические: упражнение «Приветствие»,, этюд "Мостик", этюд "Цар-ство Золотой рыбки",этюд "Сильный ветер", театр рук "Зимняя сказка", этюд "Медведи", артикуляционная, этюд "Грибы", этюд "Заколдованные деревья" мимическая гимнастики "В гостях у сказки", этюд "Клоуны".
наглядные: перчаточная кукла театра "Би-ба-бо" - медведь, ковёр-самолёт, царевна Несмеяна, маски-шапочки "Медведи", маска Бабы Яги, белые перчатки.
словесные: интонационный этюд " Медведи".
Материалы и оборудование: перчаточная кукла театра "Би-ба-бо" - медведь, ковёр-самолёт, царевна Несмеяна, маски-шапочки "Медведи", фонограммы шумовых эффектов к этюдам.
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность Формы и методы организации сов-местной деятельности
Игровая Упражнение «Приветствие» : закрепить умение использовать жесты и мимику; этюд-постановка "В царстве Золотой рыбки" : развивать воображение;
этюд "Мостик" : развивать воображе-ние, координацию движений,
этюд "Сильный ветер" : развивать уме-ние использовать жесты и мимику; Этюд "Грибы", "Заколдованные дере-вья" : развивать выразительность же-стов, мимики, воображение;
этюд "Медведи" : развивать вырази-тельность речи, интонации;
артикуляционная, мимическая гимна-стики "В гостях у сказки" : развивать артикуляционный аппарат.
Театр рук - "Зимняя сказка" – разви-вать мелкую моторику рук.
Продуктивная Театрализация отрывков из русской народной сказки «3 медведя», поста-новка театра рук "Зимняя сказка", ис-полнение этюдов.
Коммуникативная Театрализация "3 медведя" : развивать эмоциональность речи, выразитель-ность передачи характера выбранного персонажа и его эмоционального со-стояния.
Двигательная Упражнение «Приветствие»,
этюд-постановка "В царстве Золотой рыбки", этюд "Мостик",
этюд "Сильный ветер",
этюд "Грибы",
этюд "Заколдованные деревья",
артикуляционная, мимическая гимна-стики "В гостях у сказки" : создать условия для психологического раскре-пощения, снятия физического напря-жения, эмоционального отклика, укрепления здоровья, развития арти-куляционного аппарата.
Логика образовательной деятельности.
№ п/п Деятельность воспитателя Деятельность вос-питанников Ожидаемые ре-зультаты
1 Воспитатель предлагает детям поприветствовать гостей, ис-пользуя жесты и мимику - этюд "Приветствие".
Дети приветствуют гостей вместе с вос-питателем, исполь-зуя жесты и мими-ку. Создано условие для психологиче-ского раскрепо-щения и снятия физического напряжения
2 Воспитатель предлагает детям отправиться в воображаемое путешествие в тридевятое царство, тридесятое государ-ство к царевне Несмеяне. Дети соглашаются. Сформирована мотивация двига-тельной деятель-ности
3 Воспитатель предлагает детям сделать разминку для мышц лица и язычка – артикуляци-онная гимнастика «В гостях у сказки…»
Если вы не так уж боитесь Кощея (Лягушка-слоник)
Или Бармалея и Бабу Ягу,
Приходите в гости к нам поско-рее (Лошадка)
Там, где зеленый дуб на берегу. (Орешек)
Там гуляет черный котище ученый (Киска сердится)
Пьет он молоко и не ловит мы-шей (Киска лакает молоко)
Это настоящий кот говорящий, (По-чистим зубки)
А на цепи сидит Горыныч-змей. (Змея)
Приходите в гости к нам, (Вкусное варенье)
Поскорей
Приходите в гости к нам!
Кот про все расскажет вам, (Месим тесто)
Потому что он видел все сам.
Ах, как тихо и темно! (Часики)
Ах, как чудно и чудно!
Ах, как страшно и смешно, (Качели)
Зато в конце все будет хорошо! (Улыбка) Дети совместно с воспитателем перед зеркалом выполня-ют артикуляцион-ную гимнастику «В гостях у сказки…» Создано условие для развития ар-тикуляционного аппарата, мими-ки.
4 Под весёлую музыку дети от-правляются с педагогом в во-ображаемое путешествие. На пути встречается препятствие - этюд «Мостик».
Дети, используя же-сты, мимику, выра-зительность движе-ний, передают вооб-ражаемые ощуще-ния, показывают трудности и особен-ности перехода че-рез мостик.
Создано условие для развития во-ображения, пра-вильное исполь-зование вырази-тельных жестов, мимики.
Создано условие для развития ко-ординации дви-жения, вообра-жения.
5 Воспитатель обращает внима-ние детей на видео на интер-активной доске (фрагмент мультфильма "Сказка о золо-той рыбке") и предлагает де-тям превратиться в жителей подводного царства золотой рыбки. Дети, используя же-сты, мимику, выра-зительность движе-ний, передают вооб-ражаемых жителей подводного царства : водорослей, малень-ких и больших рыб. Создано условие для развития во-ображения, пра-вильное исполь-зование вырази-тельных жестов, мимики.
Создано условие для развития ко-ординации дви-жения, вообра-жения.
6 Под весёлую музыку дети от-правляются с педагогом дальше и на пути новое за-дание – преодолеть внезапно начавшийся сильный ветер – этюд «Сильный ветер» Дети отправляются за педагогом, с по-мощью жестов, ми-мики, выразитель-ности движений по-казывают трудности преодоления ходьбы против ветра. Создано условие для развития ко-ординации дви-жения, вообра-жения.
7 Воспитатель удивляется тому, откуда мог налететь такой хо-лодный ветер и обращает внимание детей на видео на интерактивной доске (фраг-мент мультфильма "Снежная королева") и предлагает детям показать театр рук "Зимнюю сказку" для Снежной короле-вы, чтобы та их не превратила в льдинки.
Белый снег, белый снег, вьюга заметает.
Наши ручки без перчаток очень замерзают.
До свиданья на чуть-чуть, надеть перчатки не забудь.
Надеваем, надеваем и в теат-ре выступаем. Смотрите!
Деревья на ветру стоят, ка-чаются, шумят
И стелется позёмка по земле,
Видно всем и видно мне.
А вот синички, воробьи греют крылышки свои.
И летят не высоко в поле, что не близко
И хрустит снежок, и хру-стит снежок
Раз шажок и два шажок.
Мы берём его катаем, весело снежки бросаем.
Вжик, вжик, вжик, - получил-ся снеговик.
Скучно одному, однако, друга хочется, ребята!
И прошёл всего лишь миг, вот вам новый сне-го-вик!
Они прыгали, играли, очень дружно танцевали,
А потом подрались и рассы-пались.
А мы ручки дружные, все в театре нужные!
дети выходят из-за ширмы
Кто вам сказку рассказал, кто вам сказку показал?
Мы волшебными руками всем вам сказку показали!
Дети за ширмой по-казывают театр рук. Создано условие для сотрудниче-ства, совместной работы, выпол-няя действия по тексту, используя только руки.
8 Воспитатель говорит, что дети очутились в лесу и предлагает собрать грибы - этюд "Гри-бы". Раздаётся рычание лес-ного зверя, воспитатель об-ращает на это внимание, про-сит детей угадать, чей это рёв. Появляется медвежонок (пер-чаточная кукла). Воспитатель даёт задание детям вспомнить, в каких русских народных сказках встречается медведь. Предлагает превратиться в медведей из сказки «Три мед-ведя» и обыграть эпизоды прихода медведей с прогулки, в спальне. Дети обращают внимание на рёв зверя, угадывают, что это медведь, вспоминают из ка-кой он сказки и обыгрывают эпизо-ды из сказки «Три медведя». Созданы условия для беседы с вос-питателем, акти-визации речи, выразительности речи, мимики и жестов.
9 Воспитатель предлагает детям продолжить путь через закол-дованный лес на носочках. Но вдруг появляется Баба Яга и даё т детям команду: "Замри!" Баба Яга превращает их в страшные вековые деревья - этюд "Заколдованные дере-вья". Внезапно музыка зати-хает и дети «расколдовывают-ся». Дети идут на носоч-ках, замирают на месте и превраща-ются в страшные деревья. Создано условие для психофизиче-ского напряже-ния и раскрепо-щения.
10 Воспитатель объявляет детям о приходе в Тридевятое цар-ство, тридесятое государство. К ним выходит царевна Несмеяна, которая плачет. Воспитатель предлагает рас-смешить её, превратиться в клоунов - этюд "Клоуны".
Дети превращаются в клоунов, которые жонглируют вооб-ражаемыми коль-цами спиной друг к другу, сталкивают-ся, падают, смеются, помогают встать друг другу и начи-нают жонглировать все вместе, повер-нувшись лицом в круг. Создано условие для активизации жестов, мимики, развития умения менять настрое-ние, передавать его мимикой и жестами.
11 Воспитатель обращает внима-ние детей на то, что царевна улыбается, не плачет. Прини-мает подарок - ковёр-самолёт от царевны и предлагает де-тям возвращаться на ковре-самолёте в детский сад. Дети радуются, что царевна больше не плачет, становятся на ковёр-самолёт и имитируют полёт. Созданы условия для доверитель-ного общения, дружелюбия.
12 Воспитатель подводит итог занятия. Дети вспоминают ход занятия, отве-чают на вопросы педагога. Созданы условия для доверитель-ного общения.
13 Воспитатель прощается с гос-тями и благодарит детей за занятие. Дети прощаются со всеми.
Ход занятия.
Под музыку Н. Римского-Корсакова (вступление к 1-му акту оперы "Сказ-ка о царе Салтане") дети проходят в зал уверенным шагом, спина прямая, голова приподнята, на лице улыбка; слегка машут правой рукой гостям и становятся рядом с воспитателем в одну линию.
Педагог: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Педагог: Ребята, царевна Несмеяна пригласила меня в тридевятое цар-ство, тридесятое государство, царство у неё необычное, воображаемое. Одной мне как-то боязно туда идти. Хотите со мной вместе отправиться в воображаемое путешествие, полное чудес и препятствий, с которыми нам нужно будет справиться?
Дети: Да.
Педагог: Давайте подойдём к зеркалу и сделаем разминку для язычка, мышц лица, подготовимся к путешествию.
(Звучит фонограмма музыки «В гостях у сказки», дети показывают артикуляционную гимнастику.)
Если вы не так уж боитесь Кощея (Лягушка-слоник)
Или Бармалея и Бабу Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее (Лошадка)
Там, где зеленый дуб на берегу. (Орешек)
Там гуляет черный котище ученый (Киска сердится)
Пьет он молоко и не ловит мышей (Киска лакает молоко)
Это настоящий кот говорящий, (Почистим зубки)
А на цепи сидит Горыныч-змей. (Змея)
Приходите в гости к нам, (Вкусное варенье)
Поскорей
Приходите в гости к нам!
Кот про все расскажет вам, (Месим тесто)
Потому что он видел все сам.
Ах, как тихо и темно! (Часики)
Ах, как чудно и чудно!
Ах, как страшно и смешно, (Качели)
Зато в конце все будет хорошо! (Улыбка) (время 1мин. 40)
Педагог: Что ж, давайте возьмём с собой воображаемые рюкзаки, в кото-рых лежит всё необходимое для нашего путешествия, наденьте их! Итак, в путь!
Звучит «Весёлый марш», дети идут за педагогом.
Этюд «Мостик»
Педагог: У нас впереди новое препятствие – глубокий овраг. Правда, че-рез него есть мостик, но узенький-узенький. Нужно осторожно по нему пройти, чтобы не свалиться в глубокую яму.
Дети вместе с педагогом проходят по воображаемому мостику, рас-ставив руки в стороны, делая маленькие шаги.
На интерактивной доске появляется мультфильм "Сказка о рыбаке и рыбке". Звучит музыка"Аквариум" Сен-Санса.
Этюд «В царстве золотой рыбки"»
Педагог: Ребята! Мы очутились с вами в подводном царстве золотой рыб-ки. Посмотрите вокруг! Как здесь красиво! Что с нами происходит. Мы превращаемся в морские водоросли, которые спокойно растут и колышат-ся в морской пучине. Они слегка наклоняются вправо, влево, вперёд (все дети изображают водоросли). и вдруг, кто-то нарушил безмятежность водорослей. кто же это? Это проказницы-рыбки (3-е детей превращают-ся в рыбок, которые шалят в морском пространстве: вот маленькие рыб-ки, которые весело плывут вверх, вниз, играют друг с другом., а вот большие рыбы (ещё 3-е детей изображают рыб) они медленно и плавно поднимаются и опускаются в морском просторе, увидев их маленькие рыбки спешат спрятаться в водорослях.
Педагог: Как же здорово в подводном царстве Золотой рыбки, но нам нужно продолжать путь. Давайте поблагодарим рыбку и за гостеприим-ство и пойдём дальше (дети делают поклон рыбке)
Педагог: Поправьте рюкзаки и в путь!
Звучит «Весёлый марш», дети идут за педагогом.
Этюд «Сильный ветер»
Педагог: (звучит фонограмма сильного ветра) Прислушайтесь, ребята, поднимается холодный, сильный ветер, он не даёт нам выпрямиться! Но нам нельзя останавливаться. Давайте прикроем голову руками и медленно пойдём против ветра. (дети доходят до края ковра) Как же стало холод-но: стали замерзать ладошки, ноги, всё тело.
На интерактивной доске появляется мультфильм "Снежная короле-ва".
Педагог: Ой, ребята, мы попали в ледяное королевство Снежной короле-вы! Нужно скорее нам всем согреться иначе мы превратимся в льдинки.
Показ спектакля руками "Зимняя сказка"
Белый снег, белый снег, вьюга заметает.
Наши ручки без перчаток очень замерзают.
До свиданья на чуть-чуть, надеть перчатки не забудь.
Надеваем, надеваем и в театре выступаем. Смотрите!
Деревья на ветру стоят, качаются, шумят
И стелется позёмка по земле,
Видно всем и видно мне.
А вот синички, воробьи греют крылышки свои.
И летят не высоко в поле, что не близко
И хрустит снежок, и хрустит снежок
Раз шажок и два шажок.
Мы берём его катаем, весело снежки бросаем.
Вжик, вжик, вжик, - получился снеговик.
Скучно одному, однако, друга хочется, ребята!
И прошёл всего лишь миг, вот вам новый сне-го-вик!
Они прыгали, играли, очень дружно танцевали,
А потом подрались и рассыпались.
А мы ручки дружные, все в театре нужные!
дети выходят из-за ширмы
Кто вам сказку рассказал, кто вам сказку показал?
Мы волшебными руками всем вам сказку показали!
Педагог: Ух, кажется всё Снежная королева отправилась в свои владения, нам уже не холодно, а стало очень жарко и хорошо.
Звучит музыка "Звуки леса"
Этюд "Грибы"
Ребята, слышите звуки леса, посмотрите, сколько в лесу грибов. Ищите, аккуратно их срезайте и кладите мне в корзину. А вот и избушка!
раздаётся рычание медведя.
Ой, ребята, чьё это рычание?
Дети: Медведя!
Педагог: Правильно, медведя. (воспитатель показывает перчаточную куклу Медведя) Ой, да эта маленький медвежонок. Ребята, а в какой сказке есть медвежонок Мишутка? Так ты из сказки «Три медведя»! Ребята, как звали медведей из этой сказки? А какие они? Давайте превратимся в трёх мед-ведей из этой сказки, а поможет нам это сделать маски, мимика, жесты, выразительность речи и интонация.
(Дети быстро надевают маски трёх медведей, выбираются дети для обыгрывания эпи-зодов медведи в столовой и спальне. Получается 3 подгруппы.)
Текст
Прошли медведи в другую комнату. Михайло Потапыч посмотрел на свою кровать и за-ревел страшным голосом.
— КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ!
Настасья Петровна подошла к своей кровати и зарычала не так громко.
-— КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ!
А Мишутка подбежал к своей кроватке и запищал тоненьким голосом:
— Кто ложился в мою постель!
И вдруг он увидел девочку и завизжал:
— Вот она! Держи, держи! Вот она! Вот она! Ай-яяй! Держи! Он хотел ее укусить. Де-вочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она вы-скочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.
Педагог: Молодцы, ребята, Мишутка посмотрел сказку и захотел домой к маме и папе. Пора с ним прощаться.
Дети машут рукой медведю, медведь им.
Педагог: Нам осталось пройти совсем немного пути. Идите осторожно, на носочках мы с вами не в обычном лесу, а заколдованном.
Дети на носочках идут. Воспитатель надевает нос и платок Бабы Яги.
Звучит музыка «Гном» муз. Мусоргского.
Этюд "Заколдованный лес"
Б. Я: Замрите! Кто посмел ходить через мой лес! Я вас заколдую.
Музыка Прокофьева "Монтекки и Капулетти"
Этюд "Вековые деревья"
Б. Я. : Ну, что касатики, добралась я до вас. В царство тридевятое собра-лись. тогда совладайте со мной. Превращу вас в деревья вековые: вы замерли на месте, ваши руки становятся деревянными, тянутся вверх, пальцы разжались и стали недвижимы. Ветер качает ветви деревьев и. и вот вырывается из земли корни, тяжело поднимается от земли и делает шаг, затем второй. (музыка обрывается, дети расслабляются, Б. Я. ста-новится воспитателем)
Воспитатель: Ох и Баба яга! А вот и Тридевятое царство!
Звучит «волшебная музыка», выходит царевна Несмеяна.
открываются занавеска окна, а в окне сидит и плачет царевна Несмеяна.
Педагог: А вот и царевна Несмеяна. Ребята, я забыла вас предупредить, что эта царевна плачет и рыдает целыми днями, вот и прозвали её Несмея-на. Говорят, она вовсе не умеет смеяться. Давайте подумаем, как царевну развеселить?
Педагог: Может попробовать её рассмешить? Ребята, а давайте превра-тимся в клоунов, может им удастся рассмешить царевну.
Этюд "Два клоуны"
(Во время просмотра этюда Несмеяна начинает улыбаться)
Педагог: Посмотрите! Наша царевна улыбается! У нас получилось её раз-веселить!
Царевна: Молодцы, ребята! Как же давно я не улыбалась! За радость, ко-торую вы мне подарили, я вас одарю подарком. Дарю вам ковёр - само-лёт, который поможет вам вернуться домой.
Даёт воспитателю ковёр-самолёт.
Педагог: Спасибо царевна. А нам и правда уже пора возвращаться назад в детский сад. (воспитатель расстилает ковёр, а он оказывается маленьким) Ребя-та, ковёр-самолёт маленький, что же нам делать, чтобы всем на нём поме-ститься? (ответы детей). Правильно, становитесь друг к другу ближе, об-нимите друг друга, чтобы никто не свалился вниз. Да закройте глаза по-крепче, чтобы не смотреть вниз. Раз, два, три, ковёр-самолёт лети!
Звучит музыка, дети и воспитатель слегка покачиваются, имитируя движения ле-тящего ковра-самолёта
Музыка затихает.
Педагог: Вот мы и вернулись в наш детский сад! Открываете глаза! Какие вы все молодцы! Давайте вспомним, с какими трудностями вы столкнулись во время нашего путешествия в тридесятое царство (дети вспоминают, как помогли царевне Несмеяне. Вы у меня такие молодцы! Думали не только о себе, но и о других. Вы собой довольны? Похвалите себя, используя же-сты.
Дети используют разные жесты для собственной похвалы.
Педагог: На этом наше путешествие закончилось. Спасибо участникам. Попрощайтесь с гостями словами и используя жестами.