Лучший педагог года

Пути ознакомления детей дошкольного возраста с основами экономики с помощью сказок (из опыта работы)

лейсан наилевна
Пути ознакомления детей дошкольного возраста с основами экономики с помощью сказок (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Тема моего сообщения «Пути ознакомления детей дошкольного возраста с основами экономики с помощью сказок»

Эпиграфом к моему сообщению служат слова Джанни Родари

«Сказка для ребёнка - такое же серьёзное и настоящее дело,

как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться,

чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного образования, встает вопрос об экономическом образовании дошкольников. Приобщение ребенка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в разных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Дошкольники знакомятся с семейной экономикой, продуктами труда и их производителями, с окружающим миром вещей, с разными профессиями, с рекламой по телевизору – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник.

Публикация «Пути ознакомления детей дошкольного возраста с основами экономики с помощью сказок (из опыта работы)» размещена в разделах

Сделать процесс познания экономики интересным, доступным главное - говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Среди разнообразных методов, приемов и средств обучения экономике, значительное место мы отводим сказке. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки ребёнок, как бы становиться её действующим лицом. Потребность в сказке сохраняется у него на многие годы.

Любая сказка: народная, авторская - «обучает» и «воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

Сказка – это особый литературный жанр, и у неё огромные дидактические возможности, поэтому я решила, что вначале нужно ввести ребёнка в проблему экономического воспитания посредством сказки. Взяв это направление для исследования, я поставила перед собой:

Цель– изучить возможности сказки в обучении азам экономики и формировании экономических представлений.

В соответствии с целью поставлены задачи:

1. Формировать экономическое сознание детей посредством сказки;

2. Способствовать формированию экономического мышления через знакомство с экономическими понятиями (потребности, труд, деньги, товар);

3. Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России;

4. Раскрыть сущность понятия «семейный бюджет» (заработная плата, стипендия, пенсия);

5. Формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги»;

Принципы построения:

1. Возрастное соответствие - предлагаемые сказки учитывают возможности детей данного возраста.

2. Доступность предлагаемого материала.

3. Системность и постепенность его усвоения.

4. Наглядность - использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий.

В качестве средств экономического воспитания использовались:

- сказочные персонажи,

- игровые формы,

- чтение сказок с дальнейшим их обсуждением,

- создание проблемных ситуаций.

Работу по экономическому воспитанию начала с исследования сказочных произведений разных видов: народные сказки, авторские сказки, наиболее ценных с точки зрения экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.

Этапы работы со сказкой:

1 этап - определялись вопросы экономической направленности, короткие диалоги, подбирались иллюстрации (картинки с изображением сказочных героев и их действий).

2 этап - дети знакомятся со сказкой. Необходимо целостное восприятие произведения при первичном ознакомлении дошкольников.

3 этап – дети осваивают «экономическое» содержание сказки, овладевают умениями высказывать оценочное суждение о поступках героев с «экономических» позиций.

4 этап – творческое применение представлений в самостоятельной детской деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной и др.)

В процессе формирования у дошкольников экономических представлений использую методы, приемы и формы.

Словесные методы - это чтение сказки с экономическим содержанием, рассказ от лица героев художественного произведения, рассуждения о поступках героев с экономической позиций.

Важную роль играет метод наглядности. Использование иллюстраций повышает интерес к прочитанному, позволяет глубоко проникнуть в содержание и смысл сказки.

В нашей группе ведется организация библиотеки «Рублик», где поместили прочитанные произведения, сказки с содержанием на экономические темы.

Рассмотрим группы сказок, ориентированных на освоение экономических представлений:

1. Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения:

- английская сказка «Три поросенка», РНС «Как коза избушку построила»,

белорусская сказка «Легкий хлеб», В. Г Сутеев «Мешок яблок», К. И. Чуковский «Телефон».

С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные, дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями долг, обязанности.

Например: произведение К. И. Чуковского «Телефон», я использовала наглядно – иллюстративный материал (карточки с изображением потребностей человека). После чтения произведения, задавала детям вопросы:

- Что попросил слон? (после ответа детей, один ребенок выкладывает на доске карточку с нарисованной плиткой шоколада)

- Что попросил крокодил? (ребенок выкладывает карточку с нарисованными калошами) и т. д.

- А что бы попросили вы, ребята?

Внимательно слушая ответы детей, пришли к выводу, что все желания, высказанные героями сказки и детьми, можно назвать одним словом – потребности.

2. Сказки, отражающие труд. Например: «Терем – Теремок», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко», «Морозко», Р. Н. С. «Мужик и медведь», Р. Н. С. «Колобок».

В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний, выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда. Дети знакомятся с понятиями награда, расплата, убытки.

Например, в ходе работы со сказкой «Терем-теремок» использовали кукольный театр. После просмотра театра детям были заданы такие вопросы:

- Какими видами труда занимались жители теремка?

- Как вы думаете, почему каждый занимался одним (своим) делом?

- Как был восстановлен теремок?

В ходе обсуждения сказки с использованием вопросов уточняются такие понятия, как труд, разделение труда, польза, выгода. Дети сделали вывод, что каждый житель теремка имел свои обязанности и хорошо их выполнял, поэтому все у них спорилось. Они жили дружно, заботились друг о друге.

Работая со сказкой «Колобок» вместе с детьми отмечали: бабушка была трудолюбивой и заботилась о дедушке. Испекла ему колобок отличного качества, используя муку, сметану, масло. Колобок был хвастунишкой: решил показать себя всему миру, – какой он пышный да румяный. Лиса хитрая – обманула Колобка.

3. Сказка, формирующая представление о рациональном выборе материала, например:

английская сказка «Три поросёнка», где дети узнали не только о потребностях животных и человека в жилье, но и о том, из чего строят дома, почему необходимо учитывать свойства материалов при изготовлении различных предметов, а также свойства дерева и металла.

4. С целью формирования представлений о цепочке связей в трудовой деятельности, значения ответственного отношения работающих к качеству продуктов труда. На примере сказки «Петушок и бобовое зернышко». В процессе работы использовались иллюстрации к сказке, дети отвечали на вопросы:

- Как герои сказки помогли петушку?

- Каким образом получился продукт их труда?

- Почему все герои сказки помогали петушку?

- Смог бы петушок один справиться со своей бедой?

В ходе беседы дети пришли к выводу: что с петушком случилась беда, но в результате труда курочки, хозяйки, коровы, хозяина, кузнеца получился продукт – масло, которое помогло петушку. Доброта и взаимопонимание спасли петушка.

После чтения сказки «Морозко», задала вопрос: «почему старикова дочь возвратилась с прибылью, а мачехина дочка – с убытками?» заставляет задуматься над такими свойствами, как трудолюбие, высказывать осуждение ленивицы, поразмышлять, к чему могут привести лень и недобросовестность.

5. Русская народная сказка «Каша из топора» - дает возможность выразить положительное отношение к смекалке, изобретательству, доброте, щедрости и осудить жадность.

6. Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как практичность, хозяйственность, экономичность бережливость. Знакомя детей со сказкой стараюсь, вызвать эмоциональное отношение к ее героям, подвести к пониманию содержания сказочного произведения.

Например: тема «Товар и бережное отношение к нему» по сказке К. И. Чуковского

«Федорино горе». Эта сказка заставила детей задуматься над вопросами:

1. Почему все вещи убежали, ускакали от Федоры?

2. Любили ли вещи свою хозяйку?

3. Когда они вернуться?

4. Каким образом Федора их вернула?

5. Как Федору отблагодарила за труд?

6. Кого называют бережливым, трудолюбивым?

7. Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «расходы», «выгода», обмен, реклама: К. И. Чуковский «Муха - Цокотуха», Ш. Перро «Кот в сапогах»,

грузинская сказка «Чужие деньги», С. Михалков «Как старик корову продавал». Эти сказки формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие, расчетливость, практичность, предприимчивость.

В сказке С. Михалкова «Как старик корову продавал» дети отвечали на следующие вопросы:

1. Где старик продавал свою корову?

2. Почему старик не мог продать свою корову?

3. Что такое реклама?

4. Кто сделал рекламу корове?

8. Сказки о бартере: РНС «Лисичка со скалкой», «Гуси-лебеди», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик».

Работа по формированию у дошкольников экономических представлений невозможно без участия родителей. Ведь семья – реальная экономика, и в ней дети не учатся жить, а живут. Прежде всего, мы провели анкетирование на тему: «Что такое финансовая грамотность?» Результаты проведённого анкетирования показали, что родители, в основном, теоретически признают необходимость и полезность экономического воспитания, обосновывая это требованиями времени, а практически мало делают для приобщения к миру экономики.

Это позволило определить некоторые направления совместной деятельности с родителями:

1. Информирование родителей о задачах и содержании работы по формированию экономических представлений консультации «Нужна ли экономика дошкольникам?» «Экономическое воспитание в семье», беседы, советы, памятки, рекомендации «Экономика для дошкольника», «Познакомьте с профессиями родных и близких», с целью формирования у детей представлений о многообразии профессий, о целостности труда родителей и близких родственников.

2. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (праздники, конкурсы);

3. Создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях, изготовить игрушечные деньги для игры в магазин, предлагая картотеку «Экономические игры».

4. Сходить с ребенком в магазин – посмотреть стоимость товара, объяснить детям сложные экономические слова.

5. Привлечении детей к обсуждению семейного бюджета с целью воспитания рационального отношения к деньгам, развития умения считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи.

Результаты работы по данной теме подтверждают, что сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности первоначальных экономических представлений.

Дети научились: различать виды потребности (Хочу - Надо, выделять последовательность трудовых действий, определяют зависимость цены товара от его качества и количества, различают достоинства купюр, умеют определять доход и расход, используют в речи экономические термины, проявляют любознательность.

Задачи на будущее:

- продолжать по экономическому воспитанию детей использовать сказку – как средство ознакомления с экономической действительностью.

- продолжать формировать представления о нравственных качествах личности, нормах и правилах поведения.

- продолжать искать новые эффективные формы и методы работы с детьми и родителями, шире привлекать родителей к сотрудничеству с ДОУ, участию их в различных мероприятиях.

В заключении хотелось бы отметить: занимаясь экономическим воспитанием детей, знания, полученные в детском саду, пригодятся им в дальнейшем при обучении в школе, помогут правильно ориентироваться в окружающей жизни и в будущем строить ее более организованно, разумно и интересно.

Кем бы ни были потом наши воспитанники главное, какими они станут, надеемся, что каждый из них станет хорошим человеком: добрым, четным, щедрым, трудолюбивым. Хотелось бы, чтобы та радость, которую они испытывают сейчас каждый раз при встрече со сказкой, оставалась бы с ними как можно дольше, а проявление положительных нравственных качеств стало главной потребностью в жизни.

Список рекомендуемой литературы:

1. Голуб Л. А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: инновационная программа предшкольного образования/ Голуб Л. А. - Москва, 2005.

2. Киреева Л. Г. Играем в экономику [Текст]: практическое пособие/ Л. Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с.

3. Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. Экономика в сказках и играх [Текст]: пособие для воспитателей ДОУ/ И. М. Котюсова, Р. С. Лукьянова. – Нижний Новгород, 1994. – 45 с.

4. Курак Е. А., Михирева Л. А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: программа / Е. А. Курак, Л. А. Михирева. – М. : Сфера, 2002. – 77 с.

5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику [Текст]: учебно – методическое пособие/ А. А. Смоленцева. Спб: Детство-пресс, 2002. – 176 с.

6. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок [Текст]: практическое пособие/ А. А. Смоленцева М. : Аркти, 2006. – 88 с.

7. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой [Текст]: практическое пособие 1996. – 464 с.

8. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике. (Методическое пособие) Москва 2009 год. –

94 с.

9. Шатова А. Д. Дошкольник и … экономика. //Обруч. № 1 – 1999. С. 5 – 8.

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста» Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Проект по ознакомлению детей с основами безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте «Счастливого пути!»Проект по ознакомлению детей с основами безопасного поведения на дороге, на улице, в транспорте «Счастливого пути!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Проект по ознакомлению.

Пути оптимизации работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии, и педагогике.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пути ознакомления детей дошкольного возраста с основами экономики с помощью сказок (из опыта работы)
Опубликовано: 9 марта 2020 в 15:41
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пути ознакомления детей дошкольного возраста с основами экономики с помощью сказок (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем лейсан наилевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД