Антонина Акимова
«Воспитание у дошкольников осознанного отношения к нормам социального поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
Учить детей осознанно анализировать поведение свое и окружающих. Закрепить понятие доброты, зла на конкретных примерах. Учить дифференцировать ощущение дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека, закрепить знания правил доброжелательного поведения, развивать способность находить в реальной жизни ситуации.
Материалы: макет реки, узкая доска, ширма, кукла Незнайка, деревья, цветы, бабочки, птицы, плоскостные матрёшки с мордовским орнаментом.
Ход занятия.
Публикация «„Воспитание у дошкольников осознанного отношения к нормам социального поведения“» размещена в разделах
1.-Ребята, мы с вами недавно читали рассказы Носова «Незнайка и его друзья». А вы помните, где они жили?
- В Цветочном городе
-А вы хотели бы оказать сейчас в этом городе?
-Вот сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие в Цветочный город. А чтобы порадовать жителей города, возьми с собой вот эту коробку с подарками. Мы с вами пойдём пешком, путь будет длинный. Возможно, встретятся трудности, но мы с ними справимся. Прежде чем отправиться, давайте скажем, как нужно вести себя в дороге:
а) держатся вместе
б) помогать друг другу в трудностях;
в) не обижать и жалеть девочек;
г) успокаивать тех, кто чего-то боится и т. д.
2. Теперь в путь. Идите за мной. Как легко идти по ровной дороге. А что это? Река. Как же мы будем переплавляться на ту сторону, ведь через речку нет моста даже.
Ответы детей:
Вот дощечка, и по ней мы постараемся пройти. Она очень узкая, наверное, страшно вам идти по ней?
– Как вы думаете, кто первый должен идти?
Ответы:
-А что нужно сделать, чтобы девочкам не было страшно?
(Успокоить, взять за руки)
-Мальчики, возьмите девочек за руки и помогите пройти по дощечке.
Идём дальше. Ну что за дорога? Сплошная глина! Ноги вязнут, тяжело идти. Не торопитесь! Ноги поднимайте выше. Вот и крепкая, ровная дорога, как легко идти.
3. Вышли на перекрёсток дороги.
-Ребята, здесь указатели. (Налево картинки со злыми лицами на указателе, а направо с добрыми и весёлыми лицами).
-Как вы думаете, ребята, кто здесь живёт? Куда нам лучше пойти?
-Правильно, лучше нам пойти, где живут больше добрых людей.
4. Заходим в лес.
Смотрите, как красиво! Сколько цветов, бабочки летают. Как легко дышится. Давайте подышим.
Дыхательная гимнастика.
-Но что-то здесь некого не видать. По-моему мы попали в Цветочный город. Давайте сядем, отдохнём, закроем глазки, может потом кто-нибудь появится.
Упражнение «Солнечный лучик».
-Мы шли, шли и немного устали. Присели отдохнуть и задремали. Но вот солнечный лучик:
Коснулись глаз - откройте глаза;
Коснулись лба - пошевелите бровями;
Носа - наморщите нос;
Губ - пошевелите губами;
Подбородка - подвигайте челюстью;
Плеч - приподнимите и отпустите плечи;
Рук - потрясите руками;
Ног - попрыгайте на месте.
Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся.
5. А вот и первый житель. Да, это же Незнайка. Давайте поздороваемся с ним. Почему же он такой грустный. Незнайка, что-то произошло?
Незнайка. Мои друзья звали меня ремонтировать мост через реку, а я не пошёл.
Я не хожу по мостику на ту сторону, Они на меня обиделись.
-Действительно, нет там моста, где мы с вами проходили.
-Ребята, правильно ли поступил Незнайка, что не пошёл ремонтировать мост?
-Как нужно было поступить ему?
Ответы детей.
-Да, ребята, нужно всегда помогать друзьям. Ведь дружба в делах помощница.
Незнайка. Это я понял. А ещё я бабушку обидел. У неё болела голова. Она просила меня не шуметь. А я громко пел песни, барабанил и шумел.
-Можно ли вести себя, как ведёт себя Незнайка?
-Как надо себя вести, если дома кто-то из близких болеют?
-Что посоветуйте Незнайке?
Ответы.
-Здоровье близких людей важнее удовольствия.
Незнайка. Это тоже я понял, и некогда не буду так поступать.
А ещё я сочинил стихи про своих друзей. Но почему-то мои стихи не понравились и даже рассердили товарищей. Почему?
- Скажите, ребята, почему рассердил товарищей Незнайка? Какие были стихи?
Ответы.
-Конечно, каждому человеку приятно слышать о себе хорошие слова. В следующий раз пиши только хорошие стихи.
Незнайка. Вот вы защищаете их всегда, а я недавно построил замок из песка, чтобы играть, а мои друзья прибежали и разрушили его, это тоже правильно?
- Ребята, как вы считаете, правильно ли поступили в этом случае его друзья и почему?
-Как бы вы поступили?
-Какие советы вы можете дать?
Ответы детей.
- Правильно, не ссорься с друзьями, будь добр и вежлив с ними.
-Незнайка, мы принесли с собой цветы, но мы их перепутали, вот посмотри, как быстро и дружно распутают их дети.
6. Игра «Собери букет»
(Девочки собирают букет из садовых, а мальчики из лесных цветов).
- Эти букеты оставляем на память жителям Цветочного города, чтобы у них росли такие же красивые цветы и радовали их.
-А ещё наши дети принесли подарки, так как мы живем в Республике Мордовия, они решили оставить на память матрешек в национальных костюмах с добрыми пожеланиями.
Каждый ребенок вешает свою матрешку на дерево и говорит свое пожелание.
1. Всегда делись игрушкой с другом.
2. Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.
3. Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.
4. Умей уступать, не спорь по пустякам.
5. Уважай старших, не обижай младших.
6. Не старайся всегда быть первым.
7. Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
Незнайка. Спасибо вам, ребята! Вы многому меня научили. Пойду я пожалею бабушку и помирюсь с друзьями, расскажу о ваших пожеланиях.
- А нам пора возвращаться в детский сад.