Гузалия Ильфатовна Филинских
Проект «В мире профессий» как метод расширения представлений младших дошкольников о профессиях сотрудников
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образованием Нижнетуринского городского округа
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Чебурашка»
Тема:
«В мире профессий» как метод расширения представлений младших
дошкольников о профессиях сотрудников дошкольного учреждения.
Составитель:
Воспитатель
Филинских Гузалия Ильфатовна
первая квалификационная категория,
Свердловская область
Публикация «Проект „В мире профессий“ как метод расширения представлений младших дошкольников о профессиях сотрудников» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Г. Нижняя Тура
Ноябрь 2020
«Профессия – это труд, которому
человек посвящает всю жизнь»
Постановка проблемы.
1. Содержательное обоснование проекта.
Одно из главных условий - сформированность представлений детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) начинается знакомством о труде сотрудников дошкольного учреждения. В жизненных ситуациях младшие дошкольники еще имеют недостаточный опыт и представления о людях разных профессий. У детей не сформированы трудовые действия
при взаимодействии друг с другом в сюжетно - ролевых играх. В своей речи они не используют термины, соответствующие разным профессиям.
В связи с этой проблемой, мы разработали проект, на основе метода познавательно - игрового, творческого. В игровой, трудовой форме воспитывать в детях трудолюбие, умение до конца доводить дело, слушать указание взрослых, выполнять их, в соответствии с профессией, о которой беседуют. При этом в детях воспитываются духовно – нравственные ценности, развивается речь, воображение, коммуникативные качества.
Актуальность.
Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Начиная, с младшего возраста по ознакомлению с окружающим миром и социальной действительностью. Именно детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость
Чрезвычайно важно не упустить момент для воспитания в них добрых чувств к окружающим людям и формированию положительного отношения к труду, что является главной целью образовательной области.
Основной принцип проекта «В мире профессий» – целостное развитие личности, ознакомление детей о профессиях через информацию о них.
Проблема. Современному обществу требуются новые подходы к организации образовательного процесса. Поэтому мы решили организовать совместную деятельность воспитателей и специалистов в познавательно - игровой, творческой деятельности детей.
Проектная деятельность – это эффективная технология, которая успешно внедряется и дает положительные результаты.
Цель проекта. Расширение представлений о профессиях сотрудников в дошкольном учреждении.
Задачи проекта.
1. Познакомить детей с различными профессиями взрослых
2. Ознакомление детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, с орудиями труда взрослых.
3. Формировать у детей трудовые действия.
4. Развивать у детей произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности.
5. Развивать у детей дошкольного возраста речь, обогащать активный словарь, расширить и закрепить способность представлений о профессиях людей.
Объект исследования: формирование познавательно - игровой, творческой деятельности.
Предмет исследования : метод проекта «В мире профессий».
Гипотеза.
Целеноправленное знакомство с профессиям, воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду взрослых, будет осуществлятся более эфективно через непосредственное вовлечение детей в трудовую деятельность (поручения, хозяйственно - бытовой труд, труд по обслуживанию игр и деятельности, наблюдения, экскурсии, игровую деятельность.
Содержание проекта на тему : «В мире профессий» как метод формирования познавательно - игровой, творческой деятельности у детей в младшем дошкольном возрасте с 3-4 лет. По проекту «В мире профессий» происходит у детей развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывает образовательные области ФГОС ДО:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Таблица № 1
Образовательная область Задачи проекта
Социально-коммуникативное развитие - Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в игровой познавательной деятельности;
- самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий при передаче образа;
- развитие эмоциональной отзывчивости, нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и родителями;
- формирование уважительного отношения к труду взрослых семье и к сообществу.
Познавательное развитие - Предполагает развитие любознательности, познавательной мотивации;
- воображения и творческой активности при прослушивании рассказов, стихов, бесед с помощью взрослых;
- формирование представлений о людях с разными профессиями, объектах окружающего мира (форме, размере, материале).
-отображать в ролевых, дидактических играх и ирах малой подвижности знания об окружающем мире, показать социальную значимость в профессиях людей.
Речевое развитие - Включает владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря; развитие связной речи;
-развитие речевого творчества в сюжетно-ролевых играх, дидактических, подвижных игр;
-знакомство с книжной культурой через скороговорки, потешки, рассказы, детской литературой, раскраски.
Художественно-эстетическое развитие -Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- восприятие музыки в ролевых играх, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование к персонажам – профессий из личного опыта, из произведений, рассказов, бесед, в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия, понимание их нравственных поступков.
Физическое развитие - Выполнение упражнений, направленных на развитие координации и гибкости, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, координации движений крупной и мелкой моторики обеих рук через народные потешки, считалки, поговорки;
- развитие артикуляционного аппарата; овладение играми малой подвижности - пальчиковые, игры с правилами, настольный театр, пальчиковый театр и др.
Технология проектной деятельности является основой, обеспечивающей достижение младшими дошкольниками положительных результатов по формированию качеств, по методу «В мире профессий» и интеграции образовательных областей ФГОС ДО.
1. Основная часть
Проектная деятельность одна из универсальных современных технологий, которая соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Прежде чем, рассматривать особенности обучения младших дошкольников методом «В мире профессий» посредством проектной деятельности, мы выявили основные теоретические предпосылки :
- чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций предполагает выработку у дошкольников определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи: потешки, заклички, поговорки повтор за взрослым стихов, названий;
-понимание и уважение к труду взрослых, организация ролевых игр на основе имеющихся знаний;
Уникальное средство обеспечения сотворчества детей и взрослых, воспитателя и других специалистов– это интегрированные занятия и другие формы организованной образовательной деятельности, основанные по методике «В мире профессий». Способом реализации и подхода к обучению дошкольников познавательно - игровой, творческой деятельности является проектная деятельность педагогов.
Интегрированный метод обучения дошкольников является инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей: инсценирование, ролевые игры, дидактические игры с помощью взрослого, участие детей в различных видах искусства: музыка, литература, рисование, аппликация и т. д.
Наш проект – это специально организованный воспитателями комплекс действий, завершающийся организацией интегрированной образовательной деятельностью (продукта). В проекте отражена коллективная, творческая работа детей и педагога, имеющая социально значимый результат.
Целью проектной деятельности может быть любая тема, развивающая свободную, творческую личность ребёнка, раскрывающая детский потенциал, формирующая навыки познавательно - игрового, творческого начала.
1.1. Разработка проекта
Тема: «В мире профессий» как метод расширения представлений младших дошкольников о профессиях сотрудников дошкольного учреждения.»
Участники проекта : дети младшего дошкольного возраста 3-4 года, родители, воспитатели.
Место проведения: МАДОУ НТГО детский сад «Чебурашка» Нижняя Тура, Свердловская область.
Тип проекта (таблица № 2).
Таблица № 2
По доминирующей деятельности участников практико-ориентированный
По составу участников групповой
По срокам реализации краткосрочный (4 недели)
По содержанию познавательно-игровой, творческий
Срок реализации:
12.10.-09.11. 2020г. – «В мире профессий»
Этапы реализации проекта (таблица № 3).
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
1. Ценностноориентиро
ванный -Анализ существующей образовательной базы в дошкольном образовательном учреждении.
- Теоретическое осмысление проблемы.
- Анализ подходов к понятию «В мире профессий», изучение методов и приемов «В мире профессий».
- Разработка, определение задач формирующего внедрения проекта.
- Формулирует продукт деятельности.
-Вхождение детей в проблему.
-Вживание в игровую ситуацию.
2. Конструктивный -Планирует образовательную деятельность, решает задачи по теме: «В мире профессий».
-Организует образовательную деятельность в разных формах, применяя методы расширения младших дошкольников о профессиях сотрудников детского учреждения. Вовлечение детей в образовательный процесс посредством разных форм деятельности.
3. Практический - Проводит НОД и другие формы образовательной деятельности с дошкольниками и подготовку непрерывной интегрированной образовательной деятельности.
- Консультирует и контролирует педагогов и родителей по теме проекта.
- Практическая организация и внедрение проекта в образовательный процесс.
- Организация реализации методов, методик, программы в соответствии с целью и задачами проекта.
-Закрепление знаний, умений и навыков по теме проекта с использованием метода «В мире профессий» в НОД и свободной деятельности.
4. Заключительный -Представление продукта деятельности, активная творческая, игровая, ситуация для детей младшего дошкольного возраста на интегрированных занятиях.
-Осуществляет проведение непрерывной образовательной деятельности для педагогов и родителей на методическом объединении, оформляет презентацию.
- Анализ результатов внедрения проекта в образовательный процесс.
-Представление рекомендаций для родителей в рамках обеспечения условий по формированию представлений познавательно-игрового и творческого начала.
-Активная творческая, игровая деятельность детей, через игровые ситуации на занятиях.
1.2. Практическая часть
Результат проектной деятельности – это проект на тему : ««В мире профессий» как метод расширения представлений младших дошкольников о профессиях сотрудников дошкольного учреждения».
В работе по формированию качеств детей младшего дошкольного возраста средствами игр «В мире профессий», используются разные формы работы: консультации – практикумы, беседы с родителями; непрерывная музыкально – интегрированная образовательная деятельность с детьми, мастер – класс с родителями и детьми. Они отражены в таблице № 4.
Проект
Формы работы
«В мире профессий»
С дошкольниками Дидактические игры «Профессии», экскурсии на территории д/ сада.
«Что в мешочке лежит?», «Суп или компот». НОД «В стране профессий»
С педагогами
Музыкальным руководителем,
Инструктором по физической культуре Развлечение «Праздник осени»
НОД по физической культуре «Ловкие ребята»
С родителями Консультации: «Все работы хороши», «Знакомство детей с профессиями»;
«Все профессии нужны, все профессии важны» :
«Ребёнок в мире профессий»; «Профессии и инструменты»
Итог проектной деятельности
Лэпбук «В мире профессий»
1.3. Технология создания проекта на тему : «В мире профессий» как метод расширения представлений младших дошкольников о профессиях сотрудников дошкольного учреждения».
Участники проекта.
Дети младшей дошкольной группы (3-4 года, родители, воспитатель.
Руководители проекта.
Воспитатель – Филинских Гузалия Ильфатовна.
В проектной деятельности ребенок имеет возможность участвовать в обсуждении темы проекта, рассказывать (представлять продукт своей деятельности – беседовать о профессиях с ребёнком совместно с родителями, выбирать определенный вид деятельности. Педагог готовит предварительный план решения проблемы.
Цель проекта. Расширение представлений о профессиях сотрудников в дошкольном учреждении.
Задачи проекта.
1. Познакомить детей с различными профессиями взрослых
2. Ознакомление детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, с орудиями труда взрослых.
3. Формировать у детей трудовые действия.
4. Развивать у детей произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности.
5. Развивать у детей дошкольного возраста речь, обогащать активный словарь, расширить и закрепить способность представлений о профессиях людей.
«В мире профессий».
Схема планирования консультации для родителей.
Младший дошкольный возраст
Дети 3-4 лет.
Индивидуальная и групповая, беседа с родителями.
1.4. Мониторинг
Тема: «В мире профессий» как метод расширения представлений младших дошкольников о профессиях сотрудников дошкольного учреждения.
Система критериев и показателей расширения представлений младших дошкольников о профессиях сотрудников дошкольного учреждения
средствами «В мире профессий» как метод формирования познавательно - игровой, творческой деятельности у детей в младшем дошкольном возрасте с 3-4 лет разработана в соответствии:
- ФГОС ДО;
Методы сбора информации :
- наблюдение в НОД;
- беседы: индивидуальная и групповая.
Показатели:
1балл – уровень не сформирован;
2балла – в стадии формирования;
3 балла – сформирован.
12-16 октября 2020 г.
Таблица № 5
Критерии
Ф. И. ребёнка
1. Знание о профессиях и видах труда
2. Проявляет интерес к трудовой, и профессиональной деятельности 3. Выражает свои мысли и чувства благодарности к людям за их труд 4. Описывает, показывает и проигрывает наглядно действия рабочих 5. Понимает значимость и полезность в необходимости труда одного и нескольких людей
6. Итог
-не сформирован – 3 ч. – 20 %
- в стадии формирования – 8 ч. - 53.3 %
- сформирован – 4 ч. – 26.7 %
Показатели не сформированности представлений о мире труда и профессий у младших дошкольников наблюдаются у 3 детей.
Эти дети мало усидчивы, не имея соответствующих знаний и умений, не умея или не желая управлять собой, своим поведением. Они либо ничего, либо мало знают о занятиях и профессиях взрослых людей, о видах труда школьников. В пользовании личными вещами и общественной собственностью часто не брежны и не аккуратны. Если и проявляют аккуратность (не рвут, не ломают, не пачкают, то лишь стремясь избежать наказания или получить поощрение. Активность, старательность, настойчивость в работе либо совсем не проявляют, либо редко.
С этими детьми планируется индивидуальная работа по развитию данных
навыков.
Показатели в стадии формирования представлений о мире труда и профессий у детей младшего дошкольного возраста наблюдаются у 8 детей.
Знают и могут рассказать о различных профессиях, об организации труда взрослых людей; о многих видах труда учащихся, о такой его организации, которая делает труд школьников эффективным (аккуратность, коллективное распределение дел, сочетания труда и отдыха).
С вещами личного и общественного пользования обращаются аккуратно, проявляют к ним бережное отношение, но лишь под контролем.
С этими детьми планируется индивидуальная работа по развитию данных навыков: умения различать профессии людей, Описывать, показывать и проигрывать наглядные действия рабочих сочинять с помощью взрослого, выражать различные мысли и чувства: радость, грусть и др.
Показатели сформированности представлений о мире труда и профессий у детей младшего дошкольного возраста наблюдаются у 4 детей.
Эти дети - усидчивы, выполняют необходимые правила работы и поведения в труде; они активны и старательны, настойчивы в преодолении трудностей.
Характерны увлечённость процессом и содержанием труда; понимание, что дисциплинированность и трудолюбие способствуют успеху дела. Стремление принести своим трудом пользу; сделать окружающим приятное.
К труду в коллективе и к коллективу в труде относятся положительно, работают охотно, помогают товарищам доброжелательно и бескорыстно, но только если заинтересованы в успехе общего дела при помощи взрослых, могут выразить различные чувства.
2 ноября – 6 ноября 2020 г.
Таблица № 6
Критерии
Ф. И. ребенка
1. Знание о профессиях и видах труда
2. Проявляет интерес к трудовой, и профессиональной деятельности 3. Выражает свои мысли и чувства благодарности к людям за их труд 4. Описывает, показывает и проигрывает наглядно действия рабочих 5. Понимает значимость и полезность в необходимости труда одного и нескольких людей
6. Итог
Показатели сформированности представлений о мире труда и профессий у младших дошкольников :
-не сформирован – 1 ч. – 6.7 %
- в стадии формирования – 6 ч. - 40 %
-сформирован – 8 ч. – 53.3 %
-Показатели не сформированности представлений о мире труда и профессий у младших дошкольников наблюдаются у 1 ребёнка.
Этот ребёнок стал более усидчив, имеет соответствующие знания и умения, но не желает управлять собой, своим поведением. Проявляет на занятиях интерес о профессиях взрослых людей, о видах труда взрослых. Если и проявляют аккуратность (не рвут, не ломают, не пачкают, то лишь стремясь избежать наказания или получить поощрение. Активность, старательность, настойчивость в работе проявляет, но редко.
С этими детьми планируется индивидуальная работа по развитию данных
навыков.
-Показатели в стадии формирования представлений о мире труда и профессий у младших дошкольников наблюдается у 6 детей.
Эти дети знают и могут рассказать о различных профессиях, об организации труда взрослых людей; о многих видах труда учащихся, о такой его организации, которая делает труд школьников эффективным (аккуратность, коллективное распределение дел, сочетания труда и отдыха).
С вещами личного и общественного пользования обращаются аккуратно, проявляют к ним бережное отношение.
С этими детьми планируется индивидуальная работа по развитию данных навыков: умения различать профессии людей, Описывать, показывать и проигрывать наглядные действия рабочих сочинять с помощью взрослого, выражать различные мысли и чувства: радость, грусть и др.
-Показатели сформированности представлений о мире труда и профессий у младших дошкольников наблюдается у 8 детей.
Эти дети - усидчивы, выполняют необходимые правила работы и поведения в труде; они активны и старательны, настойчивы в преодолении трудностей.
Характерны увлечённость процессом и содержанием труда; понимание, что дисциплинированность и трудолюбие способствуют успеху дела. Стремление принести своим трудом пользу; сделать окружающим приятное.
В пользовании личными вещами, общественным достоянием; аккуратны и бережливы, хотят этим доставить радость близким, понимают, что тем самым сберегают бюджет семьи, школы, труд многих людей; не чужды стремлений получать за это поощрение. Могут аргументировано доказать, какая организация труда является эффективной какие качества человека помогают в труде и достойны большого уважения.
К труду в коллективе относятся положительно, работают охотно, помогают товарищам доброжелательно и бескорыстно, но только если заинтересованы в успехе общего дела при помощи взрослых, могут выразить различные чувства.
Динамика показателей сформированности
составила за октябрь - ноябрь 2020г.
-Уровень не сформирован Показатели понизились на 57 %
-Уровень в стадии формирования Показатели понизились на 17 %
-Уровень сформирован Показатели повысились на 19 %
Продукты проекта «В мире профессий» как метод как метод расширения представлений младших дошкольников о профессиях сотрудников дошкольного учреждения.
• Для детей.
Дидактические игры «Профессии»
«Что в мешочке лежит?»,
«Суп или компот».
НОД «В стране профессий»
• Для педагогов и специалистов.
-Размещение информации в «Родительском уголке» на тему: «Как следует знакомить ребёнка с профессиями» для родителей.
-Организация и проведение НОД Развлечение «Праздник осени»
НОД по физической культуре «Ловкие ребята»
-Мастер – класс родителей и детей: «Игрушки - зверушки».
- Создание презентации по теме: «Игрушки - зверушки».
• Для родителей.
-Ознакомление с информацией в «Родительском уголке» на тему: «»;
- Консультации: «Все работы хороши, или знакомство детей с профессиями»;
«Все профессии нужны, все профессии важны» :
«Ребёнок в мире профессий»; «Профессии и инструменты».
2. Заключение
Согласно ФГОС ДО, проект опирается на целевые ориентиры: формирование познавательно - игровой, творческой деятельности. Ребенок младшего дошкольного возраста овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет избирательное отношение к разным видам деятельности. У отдельных детей рано обнаруживается интерес и склонность к рисованию, музыке, конструированию, математике и т. д. Дети в играх часто подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивая себе роли воспитателей, врачей, строителей, машинистов и т. д.
В результате внедренной нами технологии проектной деятельности, у детей младшего дошкольного возраста сформировались способности:
- Ребенок понимает и знает профессии людей, правильно называет и верно объясняет их назначение.
-Ребенок выделяет основные трудовые процессы, правильно называет предметы и орудия труда, необходимые для работы. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их.
- С помощью метода «В мире профессий» у детей младшего дошкольного возраста сформированы представления о профессиях сотрудников дошкольного учреждения
- Дети сочиняют рассказы о профессиях людей с помощью взрослых;
- У детей сформирован интерес к различными профессиями взрослых.
- Понимают и используют в сюжетно-ролевых играх, орудия труда, совершаемыми взрослыми, связанные с трудовыми действиями, инструментами и результатом труда взрослых;
Самооценка проекта
• Цель проекта достигнута.
• Проект имеет практико-ориентированный характер; передовой педагогический опыт, описанный нами, может быть использован педагогами других ДОУ.
• Тема проекта - актуальна для педагогов ДОУ; теме присуща новизна; проблема, лежащая в основе проекта, связана с реальной жизнью.
• Разработана и реализована технологическая карта: «В мире профессий»
• Разработаны критерии оценки показателей
• Представлен диагностический инструментарий для выявления показателей сформированости представлений о профессиях и труда взрослых у младших дошкольников в возрасте 3-4 лет
2.1. Ресурсное обеспечение проекта
Научно-методическое :
- создание дидактических и методических материалов по теме;
- создание информационно-методического обеспечения;
- разработка методических консультаций по ходу реализации проекта.
Информационное:
- развитие сотрудничества с родителями, педагогами.
Материально-техническое обеспечение:
-компьютеры, мультимедийный проектор, принтер, музыкальный центр с USB, ноутбук.
Библиография
Список литературы и информационные ресурсы
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. 3. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. – М. : Школьная Пресса, 2010.
2. Детская энциклопедия «Всё обо всём» - М. Физиологическое общество «СОЛВО», ТКО, АСТ, 1994.
3. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования,2012г.
4. Мы в профессии играем // www.solnet
5. Нефёдова К. П. Инструменты. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005г.
6. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М. :ТЦ Сфера, 2005 г.